конспект урока русского языка в 4 классе УМК "Гармония": " И снова о главном работнике языка"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse_umk.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе УМК «Гармония»
Тема раздела: «И снова о главном работнике в языке-слове»
Тема урока: Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели:
1. Познакомить с понятиями устаревшие слова( историзмы и архаизмы), новые слова (неологизмы);
2.Упражняться в нахождении в тексте и правильном употреблении в речи устаревших слов, в правильном построении предложения, нахождении главных и второстепенных членов предложения. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать умении работать в парах, группе, критическое мышление.
4.Совершенствовать умения высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения, навыки работы со словарями.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, к истории своего народа, аккуратность при выполнении работы.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- создать условия для формирования способности к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности;
- выработать желание использовать разнообразные средства языка и
осуществлять контроль за их выбором.
- Метапредметные:
- создать условия для формирования коммуникативных универсальных
действий, (работать в парах, группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
- создать условия для формирования регулятивных универсальных
действий, развивать умение ставить цель, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, осуществлять оценку результативности;
- создать условия для формирования познавательных универсальных
действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ ,синтез, группировку, классификацию объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы).
- Предметные:
- осознавать роль слов в языке, его словарное богатство.
- читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию для других.
- выявлять в тексте непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём, участвовать в обсуждении различных вопросов.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные: Соловейчик Марина Сергеевна, Кузьменко Надежда Сергеевна. Русский язык. Часть II. Интерактивное наглядное пособие «Наглядная школа»
- дополнительные:
- мультимедийный проектор , экран, компьютер, рабочие тетради, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, динамические карточки с резинками, словари.
Организация пространства:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах, в группах
Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности( организационный момент)
- Прочитав ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите.
- А что вы ещё любите? Поделитесь.
- Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова.
Слайд1.
Люблю различные слова,
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке русского языка? (О словах, о значениях слов).
- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы ?
Слайд 2
- Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится»
Запись в тетради число, классная работа.
II. Актуализация знаний
1-Повторим то, что знаем и умеем.
Слайд.3.
-Прочитайте слова: азбука, алфавит, грамота, учиться.
-Значение всех слов понятно?
- Что объединяет эти слова? (Все связаны тематически со школой)
-Какое слово может быть лишним? (Учить - глагол)
-Какие слова являются синонимами? (Азбука и алфавит)
-Как можно назвать азбуку? (Букварь)
-Задача-шутка. Сколько букв в алфавите ? (8)
2. Вместо вопросительного знака поставьте цифру и обоснуйте ответ .
Слайд 3.
Азбука- 3 Азбука- ?
Букварь-? Букварь – 7
3. Индивидуальная работа у доски. Звуко-буквенный анализ слова учиться.
4. Работа на интерактивной доске. Определить спряжение глаголов.
5. .Коллективная работа.
-Чем отличаются глаголы учится и учиться? Составьте предложение со словом учиться или учится. Запишите.
-Каким членом предложения является слово?
6 . Составление «Кластера»
- Обобщим, что вы уже знаете о словах?
Слайд 4
группа звуков имеет состав
название СЛОВО как образовалось
часть речи член предложения правописание
- А что хотели бы ещё узнать о словах?
III. Постановка учебной задачи.
1.-Сегодня поговорим о главном работнике в языке - слове.
-Поразмышляйте , а почему слово-главный работник?
В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, к чему-то побуждаем, но, делая это, мы должны что-то назвать, на что-то указать. Как же обойтись без слов? Даже для связи слов друг с другом, для связи частей предложения мы привлекаем специальные служебные слова. Звуки, буквы, части слов нам очень нужны, но по-настоящему общаться, обмениваться мыслями мы сможем только тогда, когда воспользуемся словами.
2.- Откройте учебник с.90 и прочитайте 2 вопроса , выделенные синим цветом.
Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?
-О каких словах будем говорить на уроке? (Устаревшие и новые слова)
-Определите цель урока.
- А, сколько же слов в русском языке? Кто сомневается, прочитайте подсказку в учебнике в синей рамочке.
3. В подтверждении наших рассуждений прочитайте текст упр.536.
-Какая главная мысль текста?.(Точное количество слов в языке нельзя определить)
– Где же хранятся слова? (В словарях.) – Какие словари вы знаете? Выставка Словарей.
IY «Открытие» нового знания
1.-Прочитайте слова С.Я. Маршака в упр.537.
-Как понимаете смысл высказывания?
-Какая ошибка допущена в расстановке пунтакционных знаков?
2.Запись под диктовку у доски учащимся с коментированием.
Сверьте запись на доске , в учебнике и в тетради. Оцените свою работу на полях.
3. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски)
4.Отгадайте синоним к слову Вселенная.
-Проверим наши ответы, откройте печатную тетрадь с. 3. Впишите буквы.
Физминутка
5.- Как вы думаете , очень ли давно появились в языке слова космонавт, космодром, компьютер?
Новые слова и понятия обозначающие новые предметы называются научным словом неологизмы.
- А какое слово старше-карандаш или фломастер?
-Прочитайте толкование этих слов в печатной тетрадке.
6-.Придумайте предложение со словом компьютер или фломастер, предложение запишите.
7. Работа в парах. Работа с текстом. Определение границ предложения.
- Сколько получилось предложений? (5)
-Какая тема текста?
- Озаглавьте по его теме вопросительным предложением и впишите название.
-Дома спишите текст и выполните задания к нему.
8. Индивидуальная работа с текстом.
- Ребята, мне в руки попал дневник литературного героя, он очень стремился стать грамотным.
Ребята, предлагаю прочитать отрывок из литературного произведения и узнать кто главный герой..
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил…»
- Кто же это? (Филиппок из произведения Л.Н. Толстого)
- Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. ( Он жил почти 100 лет назад).
- Что подчеркивает это? (Его одежда)
- Назовите слова, обозначающие детали его одежды.
Слайд 5 (изображение одежды)
На доске фиксируются таблички со словами: порты, лапти, тулуп, кушак.
- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).
Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
- Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие)
- Какие устаревшие слова встретились в тексте еще? (Слобода, сени).
- Вам понятен смысл этих слов? (Для того чтобы понять, что обозначает слово - поможет словарь)
- А теперь давайте посмотрим, как объяснял слово слобода Владимир Иванович Даль, который создал «Толковый словарь живого великорусского языка». В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, внес в словарь за неделю до смерти. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа. (Хранители словаря читают толкование слова слобода-вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины).
YПервичное закрепление
1.Загадка
-Ребята, по толкованию узнайте устаревшее название предмета, в который складывали дорогие и ценные вещи, семейные реликвии, а доставали их оттуда в самые торжественные моменты. (Сундук)
-Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа.
2.Исследовательская работа в группах.
Каждой группе предлагается задание и план ответа. ( Прочитать отрывок из произведения, найти устаревшее слово, объяснить значение). Ответы детей иллюстрируются слайдами.
1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты беду
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет» (^ В. Жуковский «Спящая царевна»)
Слайд 6. Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи
2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей- удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. Кун «Олимп»)
Слайд 7 . Десница-правая рука
3) "Говорит Дадон, зевая –
А?...Кто там?... Беда какая
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит»". (А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)
Слайд 8.Воевода-предводитель войска .
4) «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»
(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)
Слайд 9.Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент.
5). «Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне… (А.С.Пушкин Зимняя дорога»)
Слайд 10.Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам
Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов. Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.
- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Например десница- правая рука. Это архаизмы.
Око-глаз, очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб, десница- правая рука, шуйца- левая рука.
Физминутка
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
YII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Редактирование текста.
- Нужно ли нам знать устаревшие слова?
- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).
-До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.
Слайд 11
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует, ибо велика польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
- К чему призывают вас древние писатели?
Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.
Зачитывают варианты текста.
Слайд 12.Самопроверка по эталону. Самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1.Работа в парах с динамическими карточками на нахождение однокоренных слов.
- Найдите соответствие, соедините однокоренные слова.
Проверьте свою работу.
-Какое слово вам встретилось устаревшее»? Стража)
-Каким синонимом можно заменить?
2. Исценирование ситуации.
- Ребята, понял бы Филиппок эту речь?
- Никита, привет! У меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?
- Настенька,, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!
(Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов)
- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?
Слайд.13
Древний философ Гораций говорил – как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слово, прожив свой век, уступает место вновь нарождающимся.
- Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели. Меняется жизнь, меняются и слова.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Беседа
- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
- Где мы можем применить наши знания?
- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?
- Оцените работу класса . Оцените свою работу с помощью смайлика на полях тетради.
2.Домашнее задание.с.90 упр.536, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок.
По желанию можно описать внешность мамы, используя устаревшие слова.
3.Составление сенкана с ключевым словом «Слова»
- Закончить урок хочу такими строками:
Слова, слова, слова…
Всему названье дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов-
Купаться ежечасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка. 4 класс. "Снова о Ь"
В работе дан подробный конспект урока - получения нового знания с использованием деятельностного подхода....
Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения
Печатные издания: учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....
УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...
Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: «Главные члены предложения»
Конспект урока русского языка 2 класс.Тема "Главные члены предложения". На этом уроке дети учатся определять основу предложения. Знакомятся с существенными признаками подлежащего и сказуемог...