Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ефремова Юлия Евгеньевна

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Содержание

Примечание

Орг. момент

1-2 мин

-Здравствуйте, меня зовут Юлия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Проверка готовности к уроку.

Словарно-орфографическая работа

Повторение пройденного

Наблюдение над языковым материалом с целью выявления существенных признаков понятия

Работа над формулировкой понятия

Обобщение существенных признаков понятия, введение термина

Работа над формулировкой понятия

Физминутка

Конкретизация понятия на новом языковом материале

Работа над формулировкой понятия

Обобщение существенных признаков понятия

Обобщение

Подведение итогов

-Посмотрите на экран.

-Прочитайте письмо на экране.

Наступил сентябрь. Подул прохладный ветерок. Быстро опадают листья. Скоро станет совсем холодно. Прощай, лето! Лес становится золотым. Здравствуй, осень! Мы рисуем листопад. Прекрасный рисунок получается.

-Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите? (Эти предложения являются текстом, т.к. они выражают законченную мысль. Текст можно озаглавить.)

-Каким из этих предложений можно озаглавить текст? (Здравствуй, осень!)

-Откройте тетради. Отступите две строчки от предыдущей работы. Напишите посередине «Восемнадцатое сентября», на следующей строке «Классная работа».

-С красной строки выпишите все словарные слова из текста, Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Какие слова вы выписали? Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Молодцы, вы назвали почти все слова, но в тексте есть еще два словарных слова. Это слова «рисовать» и «рисунок». Каково значение этих слов? Что значит «рисовать»?

-Откройте словарик и запишите туда эти два новых словарных слова.

-Закройте словарик и уберите его на край стола. Откройте учебник на странице 29. Прочитайте тему урока. (Члены предложения) Что узнаем на этом уроке?  (Что такое члены предложения) Чему будем учиться? (Выделять члены предложения)

-Посмотрите на упр. №29. Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (Составить предложения из данных слов)

-Что такое предложение? (Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

-Как оформляется предложение? С какой буквы пишем предложение, какой знак ставим в конце? (С большой буквы, точку, восклицательный или вопросительный знак)

-Какое предложение составил/а ты? (Ярко светит осеннее солнышко. Осеннее солнышко светит ярко.)

-Мы объединили слова в предложение. Теперь каждое слово является членом этого предложения. Измениться ли смысл предложения, если я уберу одно из слов? (да) Можем ли мы сказать, что у каждого слова свое назначение в предложении? (можем).

-Прочитаем текст на оранжевом поле на стр. 29.

-Посмотрите на №30. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сравнить предложения)

-Прочитаем первое предложение. (Солнышко светит.) Прочитаем второе предложение (Ярко светит солнышко.) Чем второе предложение отличается от первого? (Во втором предложении уточняется, что солнышко светит ярко) Прочитаем третье предложение (Осеннее солнышко ярко светит.) Чем третье предложение отличается от второго? (В третьем предложении уточняется, что солнышко осеннее)

-С красной строки запишите третье предложение.

-Какие слова в этом предложении главные? (Солнышко светит) Почему? (Они выражают основную мысль)

-Подчеркните по линейке слово «солнышко» одной чертой, слово «светит» двумя чертами.

-Итак, слова, в которых заключается главный смысл предложения, называют главными членами предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

-Откройте с.30. Прочитайте текст на оранжевом поле.

-В каких членах предложения заключена основная мысль? (главных членах) Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (основа) Что заключается в основе предложения? (главный смысл)

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

-Прочитайте предложение в упражнении №31. (Осенью журавли улетают на юг.)

-Какие слова являются главными членами предложения? (Журавли улетаю) Проверим.

-Возьмите в руки полоску бумаги, которую я вам дала. Закройте полоской слово «журавли» и прочитайте предложение. (Осенью улетают на юг) Изменился смысл предложения? Понимаем ли мы о ком идет речь?

-Закройте полоской бумаги слова «журавли улетают». Прочитайте, что получилось. (Осенью на юг.) Понятен ли смысл?

-Теперь закройте полоской бумаги слово «улетают». Прочитаем предложение (Осенью журавли на юг) Понимаем ли мы, о чем идет речь?

-Таки образом мы убедились, что в этом предложении главными членами являются слова «журавли улетают», так как они составляют основу предложения, в них заключается главный смысл.

-Продолжим работу над этим предложением. Поставим вопрос от выделенных слов к остальным словам в предложении. Улетают когда? (осенью) Улетают куда? (на юг)

-Какую роль в предложении выполняют остальные члены? (Они поясняют, уточняют главные члены предложения)

- Проверим наши выводы. Прочитайте текст на стр.31 на оранжевом фоне.

-Какие слова являются второстепенными членами предложения? (слова, которые не составляют основу) Для чего нужны второстепенные члены предложения, какова их функция? (Остальные члены предложения называют второстепенными, они поясняют, уточняют главные члены предложения)

-Посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Прочитайте задание. (Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.)

-Прочитайте слова для справок. (Блестит, дождь, горит)

-Какое слово можно вписать в первую сточку? (дождь) Вписываем.

-Какое слово можно вписать во вторую строку? (блестит) Вписываем.

-Какое слово можно вписать в третью стоку? (горит) Вписываем.

-Прочитайте весь текст. (Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит.)

-Определим и подчеркнем главные члены предложения.

-Какие слова в первом предложении являются главными членами? (Дождь прошел.) Подчеркните слово «дождь» одной чертой, а слово «прошел» двумя чертами.

-Какие слова во втором предложении являются главными членами? (Трава блестит.) Выделим грамматическую основу. Подчеркните слово «трава» одной чертой, а слово «блестит» двумя чертами.

-Какие слова в третьем предложении являются главными членами? (Радуга горит.) Подчеркните слово «радуга» одной чертой, а слово «горит» двумя чертами.

-Отложите листочки на край стола. Посмотрите на экран.

-Прочитайте первую скороговорку (Пудель пуделя потчевал пудингом.) Кто такой пудель? (собака) Что значит «потчевал»? (угощал) Что такое «пудинг»? (пирог)

-Прочитаем скороговорку еще раз, побыстрее.

-Назовите главные члены предложения. (Пудель потчевал)

-Прочитаем вторую скороговорку (Зяблик зорянку разбудил спозаранку.) Кто такой зяблик? (птичка) Кто такая зорянка? (птичка) Что значит спозаранку? (очень рано)

-Назовите главные члены предложения. (Зяблик разбудил.)

-Прочитаем скороговорку еще раз, побыстрее.

-Посмотрите на схему под скороговорками.

(кто? кого? что сделал? когда?)

-Какая из скороговорок соответствует этой схеме? (вторая)

Текст на слайде

По щелчку появляется заголовок

На экране постепенно появляются слова:

Здравствуй, прощай, скоро, быстро, ветерок

+ рисунок, рисовать

 

с. 29 Тема

с. 29 №29

Предложение записывается на доске

с.29 №30

Подчеркните по линейке!

с.30 Правило

Ходьба на носочках

Поднимают руки

Присели

Встали, развели руками

Ходьба на месте, высоко поднимая колени

Раздаю полоски бумаги

с.31 Правило

Раздаю листочки с заданием

На слайде написаны скороговорки и нарисована схема

Рефлексия

-Удалось ли достичь цели урока?

-Что было трудно?

-Чему еще нужно поучиться? (определять главные и второстепенные члены предложения)

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. с. 31 №34, учить правила на с.29,30,31. Откройте учебник на с. 31, прочитайте задание №34. Что нужно сделать? (Списать предложения, доказать, что выделенные слова являются второстепенными членами предложения. Сказать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, какие слова они поясняют.)

-Спасибо вам за урок. До свидания.

Задание записывается на доске

ФИО: Лящук Юлия Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Класс: 2 «В»

Учебная тема: Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока

комбинированный

Дидактическая цель

Дать понятия о главных и второстепенных членах предложения. Формировать умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать умение различать понятия слова, предложения, члена предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к родному краю;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетическое восприятие.

Развивающие:

  • Развивать умение характеризовать предложения;
  • Совершенствовать орфографические умения;
  • Совершенствовать каллиграфические умения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- самоопределяться при выборе задания в группе сверстников.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- учитывать выделенные ориентиры действий при планировании и контроле способа решения;

- выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя.

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать её;

- ориентироваться в учебнике;

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях;

- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков;

- обобщать;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками.

Основные понятия

Члены предложения

Ресурсы:

Для учителя: конспект, учебник, презентация, раздаточный материал.

Для ученика: учебник, тетрадь, раздаточный материал, полоски бумаги.

Организация пространства

Фронтальная

Источники информации

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с.

Сайты: http://slovari.yandex.ru/

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1 имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по Русскому языку

Тема: «Члены предложения»

В 2 «В» классе школы № 1270

Студентки группы 42-У

ПК №1 им. К.Д. Ушинского

Лящук Юлии Евгеньевны

С конспектом урока ознакомлена «…» ……. 2014 года

Колесникова Ольга Владимировна

________________ (подпись учителя)

К уроку допущена «…» …… 2014 года

Саратовских Людмила Ивановна

_______________ (подпись методиста)

Оценка за урок: __________

Москва, 2014 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Наступил сентябрь. Подул прохладный ветерок. Быстро опадают листья. Скоро станет совсем холодно. Прощай, лето! Лес становится золотым. Здравствуй, осень! Мы рисуем листопад. Прекрасный рисунок получается. Здравствуй, осень !

Слайд 3

Здр в ствуй пр о щ й ск р о б стр о в е т е р к р и с нок р и с о в ть

Слайд 4

Члены предложения

Слайд 5

Ярко светит осеннее солнышко.

Слайд 6

Разминка Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги.

Слайд 7

Осенью журавли улетают на юг .

Слайд 8

Пудель пуделя потчевал пудингом. Зяблик зорянку разбудил спозаранку. КОГО? ЧТО СДЕЛАЛ? КОГДА? КТО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся...

Конспект урока русского языка + презентация "Закрепление знаний о членах предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложенияПланируемые  результатыПредметные:уметь определять главные и второстепенные члены предложения;уметь нахо...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....

Конспект урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложенияПланируемые результатыПредметные:знать:    определение понятия  однор...

Конспект урока в 3 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" (Программа "Начальная школа 21 века")

Данный  урок смоделирован в рамках системно-деятельностного подхода с учетом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОС. На всех этапах урока предполагается во...