Обобщение знаний об именах существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 3 классе /1-4/
Тема урока: «Урок – путешествие.
Обобщение знаний об именах существительных».
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном.
Задачи: - совершенствовать умения и навыки находить имена
существительные и определять род, число, падеж, склонять;
- воспитывать чувство сопереживания и отзывчивости;
- развивать умения определять и объяснять понятия, доказывать
свою точку зрения.
Ресурсное обеспечение: учебник, тетрадь, кодоскоп, карта, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать и во время путешествия обобщим знания об имени существительном. А путешествовать будем с помощью карты, как настоящие путешественники.
III. Чистописание.
- Итак, отправная точка нашего путешествия – гора «Чистописание», мы
перейдем гору, если выполним задания:
- (на доске: /хо, ч, чн, У/. – дети прописывают буквы и элементы в тетрадях;
учитель обращает внимание на написание отдельных элементов и
соединений;
- запись под диктовку предложения: И днем и ночью кот ученый все ходит
по цепи кругом - указать те части речи, которые знают).
IV. Словарная работа.
- Молодцы, двигаемся дальше. Вот перед вами озеро «Словарное», чтобы его
переплыть, надо вспомнить написание словарных слов (на доске в два
столбика записаны слова; дети списывают, вставляют пропущенную букву,
подчеркивают ее, ставят ударение; учащиеся работают по вариантам):
Первый вариант: Второй вариант:
кр…вать т…релка
в…круг ябл…ко
м…г…зин сп…сибо
комн…та м…тро
лес…ница чу…ство
/проверка по вариантам/
V. Повторение материала об имени существительном.
1. - Мы успешно преодолели озеро «Словарное» и на нашем пути еще одно
озеро – озеро «Памяти» (дети пишут по памяти текст /упр. 461/,
выученный дома; выполняют грамматические задания: 1/ найти и
подчеркнуть существительные; 2/ в каком значении употребляет автор
слово «золотая»?; 3/ как можно заменить выражения «золотая рожь»,
«золотые руки»?; 4/ объясни написание слов «пролетая», «рожь»,
«золотая»; взаимопроверка;/
- Спасибо за работу, мы переплыли озеро «Памяти». Двигаемся дальше.
2. Физкультминутка.
- Перед вами бор «Спортивный», в котором вам предстоит подвигаться.
Встаньте около парт, повторяйте движения за мной
Лебеди летят, крыльями машут.
Проснулись над водой, машут головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
/дети выполняют предложенные движения/.
3. – После бора «Спортивного» мы попадаем в огромную страну - «Части
речи». И первый город, который встречается нам на пути, – город
«Имя существительное». Для того чтобы путешествовать по городу, вы
должны выполнить задания:
- устно – упр. 466 /коллективно/;
- карточки учащимся /индивидуальные; выполняются во время работы над
упр. 466/ .
1/ Мы шли сосновым лесом. 2/ Мы отдыхаем под большим деревом.
(найти и подчеркнуть существительное; определить род, число, падеж).
4. - Разрешение получено от жителей города, продолжаем свое путешествие.
Жители города берут питьевую воду из ручья «Склонение». Иногда в
жаркое лето ручей пересыхает, и чтобы лето было не таким засушливым,
а ручей полноводным, вы должны ответить на вопрос – Что такое
склонение? (ответы учащихся) и просклонять слова «мышь», «конь»,
«земля» (на доске; по одному человеку от ряда).
5. - Наш полноводный ручей достиг реки – это река «Число». Чтобы мы
могли по ней плыть, ответьте на вопрос – Как изменяется имя
существительное? (по числам).
6. Самостоятельная работа. Учитель читает слова, а учащиеся записывают
их в тетрадь в два столбика, определяя число и род:
Единственное число: Множественное число:
Москва – ж. р. ножницы
молоко – ср. р. реки
дом – м. р. озера
мышь – ж. р. щипцы
(проверка: один ученик читает слова первого столбика, второй - второго столбика).
7. Физкультминутка для глаз.
(проводится по тренажеру В.Ф.Базаркова)
8. - По реке «Число» мы доплыли до мостика. Карта обрывается, и найти
вторую часть мы сможем тогда, когда изучим такую часть речи как имя
прилагательное.
VI. Домашнее задание.
- Упражнение 465, 467.
VII. Итог урока.
(с помощью кодоскопа на доску высвечиваются предложения)
И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице.
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
- Из какой сказки эти строки? /«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой
царевне»/.
- К какой части речи относятся выделенные слова? /это имена
существительные/
- Какие это слова? /устаревшие – архаизмы/;
- Объясните смысл этих слов, /дети объясняют смысл существительных/.
Справка: светлица – комната, престол – трон, венец – корона, горница –
комната/.
- Определите у имен существительных падеж, и каким, членом
предложения они являются? /устно/.
- Какую часть речи сегодня повторили? /имя существительное/. Давайте
вспомним все, что мы знаем об имени существительном. План - карта
поможет вам ничего не забыть /ответы детей/.
- О других частях речи вы еще не все знаете, это предстоит вам узнать на
следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных
Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)
Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...