Обобщение знаний об именах существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_ob_imenah_sushchestvitelnyh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по  русскому  языку    в 3 классе  /1-4/

Тема урока: «Урок – путешествие.

Обобщение знаний об именах существительных».

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном.

Задачи:  - совершенствовать умения и навыки находить имена  

                 существительные и определять род, число, падеж, склонять;

               - воспитывать чувство сопереживания и отзывчивости;

               - развивать умения определять и объяснять понятия, доказывать  

                 свою точку   зрения.

 Ресурсное обеспечение: учебник, тетрадь, кодоскоп, карта, карточки.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Введение в тему урока. 

- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать и во время путешествия обобщим знания об имени существительном. А путешествовать будем с помощью карты, как настоящие путешественники.

 III. Чистописание.

- Итак, отправная точка нашего путешествия – гора «Чистописание», мы  

   перейдем гору, если выполним задания:

-  (на доске: /хо, ч, чн, У/. – дети прописывают буквы и элементы в тетрадях;  

   учитель обращает внимание на написание отдельных элементов и

    соединений;    

- запись под диктовку предложения: И днем и ночью кот ученый все ходит  

   по цепи кругом - указать те части речи, которые знают).

IV. Словарная работа.

- Молодцы, двигаемся дальше. Вот перед вами озеро «Словарное», чтобы его    

   переплыть, надо вспомнить написание  словарных слов (на доске в два  

   столбика записаны слова; дети списывают, вставляют пропущенную букву,  

   подчеркивают ее,  ставят  ударение; учащиеся работают  по вариантам):

Первый вариант:                                            Второй вариант:

кр…вать                                                          т…релка

в…круг                                                            ябл…ко

м…г…зин                                                        сп…сибо

                       комн…та                                                          м…тро

лес…ница                                                         чу…ство

/проверка по вариантам/

V. Повторение материала об имени существительном.

1. - Мы успешно преодолели озеро  «Словарное» и на нашем пути еще одно  

      озеро – озеро «Памяти» (дети пишут по памяти текст /упр. 461/,  

      выученный  дома; выполняют грамматические задания: 1/ найти и  

      подчеркнуть существительные; 2/ в каком значении употребляет автор

      слово «золотая»?; 3/ как можно заменить выражения «золотая рожь»,

      «золотые руки»?; 4/ объясни написание слов «пролетая», «рожь»,  

      «золотая»; взаимопроверка;/

     - Спасибо за работу, мы переплыли озеро «Памяти». Двигаемся дальше.

2. Физкультминутка.

     - Перед вами бор «Спортивный», в котором вам предстоит подвигаться.

       Встаньте около парт, повторяйте движения за мной

Лебеди летят, крыльями машут.

Проснулись над водой, машут головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

                                /дети выполняют   предложенные движения/.

3. – После  бора «Спортивного» мы попадаем в огромную страну - «Части  

       речи».    И первый город, который встречается нам на пути, – город  

      «Имя существительное». Для того чтобы путешествовать по городу, вы  

       должны выполнить задания:

- устно – упр. 466 /коллективно/;

- карточки учащимся /индивидуальные; выполняются во время работы над

                                      упр. 466/ .

1/ Мы шли сосновым лесом.                 2/ Мы отдыхаем под большим деревом.

  (найти и подчеркнуть существительное; определить род, число, падеж).

4. - Разрешение получено от жителей города, продолжаем свое путешествие.      

      Жители города берут питьевую воду из ручья «Склонение». Иногда в  

      жаркое лето ручей пересыхает, и чтобы лето было не таким засушливым,  

      а ручей полноводным, вы должны ответить на вопрос – Что такое      

      склонение? (ответы учащихся) и просклонять слова «мышь», «конь»,  

      «земля» (на доске; по одному человеку от ряда).

5. - Наш полноводный ручей достиг реки – это река «Число». Чтобы мы  

       могли по ней плыть, ответьте на вопрос – Как изменяется имя  

       существительное?     (по числам).

 6. Самостоятельная работа. Учитель читает слова, а учащиеся записывают    

     их   в тетрадь в два столбика, определяя число и род:

     Единственное число:                                                     Множественное число:

Москва – ж. р.                                                                 ножницы

              молоко – ср. р.                                                                 реки

              дом – м. р.                                                                        озера

              мышь – ж. р.                                                                     щипцы

(проверка: один ученик читает слова первого столбика, второй - второго столбика).

 7. Физкультминутка для глаз.

      (проводится по тренажеру В.Ф.Базаркова)

 8. - По реке «Число» мы доплыли до мостика. Карта обрывается, и найти  

       вторую часть мы сможем тогда, когда изучим  такую часть речи как  имя

       прилагательное.

VI. Домашнее задание.

-  Упражнение 465, 467.

VII. Итог урока.

 (с помощью кодоскопа на доску высвечиваются  предложения)

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице.

Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

- Из какой сказки эти строки? /«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой  

   царевне»/.

- К какой части речи относятся выделенные слова? /это имена  

   существительные/

- Какие это слова? /устаревшие – архаизмы/;  

- Объясните смысл этих слов, /дети объясняют смысл существительных/.  

  Справка: светлица – комната, престол – трон, венец – корона, горница –  

   комната/.

- Определите у имен существительных падеж, и каким,  членом      

  предложения   они являются? /устно/.

- Какую часть речи сегодня повторили?  /имя существительное/. Давайте  

  вспомним все, что мы знаем об имени существительном. План - карта

  поможет вам ничего не забыть  /ответы детей/.

- О других частях речи вы еще не все знаете, это предстоит вам узнать на  

   следующих уроках.

 

               

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...