Урок русского языка в 3 классе Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью и неодушевлённостью;
Задачи:
• Наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы);
• Развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2; презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в группах
План урока:
1. Организационный момент;
2. Актуализация опорных знаний;
3. Целеполагание;
4. Открытие нового знания;
5. Закрепление знаний;
6. Итог урока;
7. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich.karta_3_a_chtenie_odush_-_neodush.docx | 24.98 КБ |
prilozhenie_1.docx | 12.46 КБ |
prilozhenie_2.docx | 9.97 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 281.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью и неодушевлённостью;
Задачи:
• Наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы);
• Развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2; презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в группах
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Целеполагание;
- Открытие нового знания;
- Закрепление знаний;
- Итог урока;
- Рефлексия.
Ход урока:
Этап урока, время | Методы формы работы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Компетент-ность (УУД) |
Организационный этап, 1-2 мин. | Метод стимулирования | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я напомню, что меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Настраиваются на урок. Записывают число, классная работа в тетради. | Коммуникативнаясоциальная |
Актуализация опорных знаний, 5-6 мин. | Словесный метод: беседа, эвристическая беседа | (На доске слова.) Посмотрите внимательно и подумайте. Какое задание можно выполнить –Учит . ль Газ . та М .рковь За . ц В .рона Б . рёза Гал .рея П . тух К .рова М . шина С .пог Р . бята Запишите эти слова в тетрадь. Проверка. Слайд 1. Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? (Молодцы вы хорошо знаете словарные слова, поставьте на полях зеленый кружок). У кого одна – две ошибки, встаньте? (Будьте внимательнее, поставьте на полях желтый кружок). У кого три и более ошибки, встаньте? (Вам стоит постараться и быть внимательнее, поставьте на полях красный кружок). - Какой частью речи являются слова? - Докажите, что это имена существительные. - Что ещё вы знаете об имени существительном? | Вставить пропущенные буквы. Учитель Газета Заяц Морковь Ворона Берёза Ребята Галерея Корова Машина Петух Сапог Записывают слова в тетрадь. Проверяют себя по слайду. Ставят на полях кружочки, соответствующие количеству сделанных ошибок. Существительные. Отвечаю на вопросы: Кто? Что? У них есть 3 склонения; обозначают предмет, явление и т.д. | Предметные учебные действия |
Целеполагание, 2-3 мин. | Словесный метод: беседа, учебная дискуссия. | - На какие две группы можно разделить слова? - Что объединяет слова первой группы? - Что объединяет слова второй группы? -Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? - Какую группу имён сущ. назовём неодуш.? - Определите тему урока. -Какие задачи вы поставите перед собой? | Слова, отвечающие на вопрос: кто? И на вопрос: что? Здесь все живое. Здесь все неживое. Где все живое. Где все неживое. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Я бы хотел научиться... | Умение ставить цели, планировать работу |
Открытие нового знания, 20-25 мин. | Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия | - На какой вопрос отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных? Вспомните новые понятия, к какому из них будут относиться эти существительные? А что мы относим к неодуш.? (Работа по учебнику) Откройте учебник на с. 45 урок 94 прочитайте рубрику «Обрати внимание». - К такому ли выводу мы пришли сами? -Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое. -Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. - Что мы делаем в первую очередь со словом? - Как узнать какой частью речи является слово? - Что остается? Вопрос задали, часть речи узнали. | Кто? К одушевлённым. Существительные, которые отвечают на вопрос: Что? Да Произносят слова. Выдвигают гипотезы. Одуш-ое – то что дышит, живет. Неодуш-ое – не дышит, не живет. Читаем Задаем вопрос Определить одуш/ неодуш. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Практическая работа. | С.44 у. 1 устно. Прочитай первую строку, что это за слова? Приведи свой пример одушевленного существительного. Запиши свой пример на доске, все остальные в тетради. Прочитай вторую строку, что это за слова? Верно выйди к доске и запиши свой пример. Поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки, возьмите их. Посмотрите внимательно на слова. Задание: распределить и записать слова в 2 столбика, определить род. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волк. Фронтальная устная проверка Один учащийся зачитывает остальные проверяют и исправляют. - Сравните и оцените правильность выполнения задания, с помощью кружков. 0-1 ошибка – зеленый. 2 ошибки – желтый. 3 и более – красный. | Читают задание, выполняют его устно. Приводят свои примеры. Записывают примеры у доски и в тетради. Работают в парах. Распределяют слова в 2 столбика, определяют род сущ.. Один читает свои столбики, остальные проверяют и исправляют. Оценивают себя. | Умение организовывать, контролировать УД | |
Закрепление знаний, 4-5 мин. | Практические методы: упражнение, практическая работа. | Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили новые понятия. Выполните тест самостоятельно. - Проверьте себя. Сравните свои ответы с ответами на слайде. Оцените себя по известной вам шкале. | Самостоятельно выполняют тестовые задания. Проверяют по слайду. Оценивают свою работу. | Умение систематизи-ровать, обобщать изученное. |
Итог урока, 2-3 мин. | Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение. | -Какие новые понятия услышали? -Чему учились на уроке? -Как определить одушевлённость существительного? | Одуш-ый –живое, не одуше-ный –не живое. Определять какие из существительных являются одуш-ми или не одуш-ми. Задать вопрос. | Умение анализировать достижение цели |
Рефлексия, 1-2 мин. | Словесный метод: беседа. Иллюстративный -наглядный | -Оцените свою работу на уроке поднимите карандаш который соответствует вашим успехам: зелёный –всё хорошо, легко, Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь | Поднимают карандаш, соответствующий их успехам. | Умение анализировать достижение цели |
Самоанализ пробного урока:
Класс_________3 «А»__________________________________________________
Тема урока_ Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Тип урока и его структура:___ урок «открытия» новых знаний._____
- Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
- Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
- Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Трудности не возникли при подготовке к уроку учитель и методист оказывали помощь при появлении вопросов. Система «Начальная школа XXI века» выделяется главной особенностью – это определение темы и цели урока учащимися. Эта особенность была реализована в процессе моделирования и проведения урока.
Урок находится в системе с другими уроками. Данный урок был тесно связан с личным опытом учащихся, знаниями с предыдущих уроков (связь с темой имя существительное) и дал запас знаний на следующий урок повествующий об особенностях одушевленных и неодушевленных именах существительных, а также на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: по построению алгоритма, вопросы о значении слов, практическая работа в тетради и у доски). Поставленные учащимися цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию заданий, методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, парная). .
Этап: «Открытия нового знания» в соответствии с типом урока, являлся главным этапом на этом уроке в нем учащиеся познакомились с новыми свойствами имен существительных: одушевленность и неодушевленность и попробовали применять данные знания на практике. Основываясь на результатах данного урока можно сказать, что цели поставленные учащимися были реализованы. Урок был продуктивным учащиеся в наиболее полном объеме усвоили значение понятий одушевленность и неодушевленность. Все этапы урока были связаны, содержание построено логично, осуществлялся плавный переход от одних заданий к другим. Время было распределено целесообразно по всем этапам урока.
Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе самостоятельной работы. .
Психологический климат урока в целом был позитивным, доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме. . .
Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока. В перспективе хотела бы развить в себе умение ускорять темп собственной работы и работы учащихся на уроке. . .
Предварительный просмотр:
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного. Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица. | ||
2) Оживите слова. | ||
Музыка – Груз – Парашют – | Море – Космос – Рыба – | Изобретение – Библиотека – Сад – |
Предварительный просмотр:
Одушевленные
Неодушевленные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учит е ль Газ е та В о рона Б е рёза К о рова М а шина М о рковь За я ц Гал е рея П е тух Р е бята С а пог Кто? Что?
Алгоритм 1 – Читаем; 2 – Задаем вопрос; 3 – Определяем Кто? Одушевленное. Что? Неодушевленное.
ТЕСТ 1. Выберите строку, в которой все существительные одушевлённые : А) пароход, лошадь, кино, кнопка; Б) лес, окно, табун, стекло; В) ребёнок, лисица, студент, Снегурочка . 2. Выберите строку, в которой все существительные неодушевлённые : А) учебник, листва, тюльпан, урок; Б) стадо, иволга, веретено, медведь; В) ученик, карандаш, рассвет, год . 3. Выбери правильный вариант ответа к словам: Школа, лампа, книга, пароход А) Одушевленное; Б) Неодушевленное.
Проверь себя! 1- В; 2 - А; 3 - Б. 0 ошибок – 1 ошибка – 3 ошибки –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»
Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...