Урок русского языка в 3 классе Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью и неодушевлённостью;

Задачи:

• Наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы);

• Развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2; презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в группах

План урока:               

1.     Организационный момент;

2.     Актуализация опорных знаний;

3.     Целеполагание;

4.     Открытие нового знания;

5.     Закрепление знаний;

6.     Итог урока;

7.     Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_3_a_chtenie_odush_-_neodush.docx24.98 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.46 КБ
Файл prilozhenie_2.docx9.97 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx281.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью и неодушевлённостью;

Задачи:

• Наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы);

• Развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2; презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в группах

План урока:                 

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Целеполагание;
  4. Открытие нового знания;
  5. Закрепление знаний;
  6. Итог урока;
  7. Рефлексия.

Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я напомню, что меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Настраиваются на урок.

Записывают число, классная работа в тетради.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа

(На доске слова.) Посмотрите внимательно и подумайте. Какое задание можно выполнить –Учит . ль       Газ . та

М .рковь        За . ц            

В .рона         Б . рёза

Гал .рея        П . тух          

К .рова         М . шина

С .пог            Р . бята

Запишите эти слова в тетрадь. Проверка. Слайд 1. Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? (Молодцы вы хорошо знаете словарные слова, поставьте на полях зеленый кружок). У кого одна – две ошибки, встаньте? (Будьте внимательнее, поставьте на полях желтый кружок). У кого три и более ошибки, встаньте? (Вам стоит постараться и быть внимательнее, поставьте на полях красный кружок).

- Какой частью речи являются слова?

- Докажите, что это имена существительные.

- Что ещё вы знаете об имени существительном?

Вставить пропущенные буквы.

Учитель       Газета

Заяц             Морковь

Ворона        Берёза

Ребята         Галерея

Корова        Машина

Петух          Сапог Записывают слова в тетрадь. Проверяют себя по слайду.

Ставят на полях кружочки, соответствующие количеству сделанных ошибок.

Существительные.

Отвечаю на вопросы: Кто? Что?

У них есть 3 склонения; обозначают предмет, явление и т.д.

Предметные учебные действия

Целеполагание,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

- На какие две группы можно разделить слова?

- Что объединяет слова первой группы?

- Что объединяет слова второй группы?

-Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными?

- Какую группу имён сущ. назовём неодуш.?

- Определите тему урока.

-Какие задачи вы поставите перед собой?

Слова, отвечающие на вопрос: кто? И на вопрос: что?

Здесь все живое.

Здесь все неживое.

Где все живое.

Где все неживое.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Я бы хотел научиться...

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

20-25 мин.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия

- На какой вопрос отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных?

Вспомните новые понятия, к какому из них будут относиться эти существительные?

 А что мы относим к неодуш.?

(Работа по учебнику) Откройте учебник на с. 45 урок 94 прочитайте рубрику «Обрати внимание».

- К такому ли выводу мы пришли сами?

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?

Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

- Что мы делаем в первую очередь со словом?

- Как узнать какой частью речи является слово?

- Что остается? Вопрос задали, часть речи узнали.

Кто?

К одушевлённым.

Существительные, которые отвечают на вопрос: Что?

Да

Произносят слова.

Выдвигают гипотезы.

Одуш-ое – то что дышит, живет.

Неодуш-ое – не дышит, не живет.

Читаем

Задаем вопрос

Определить одуш/ неодуш.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

С.44 у. 1 устно. Прочитай первую строку, что это за слова? Приведи свой пример одушевленного существительного. Запиши свой пример на доске, все остальные в тетради.

Прочитай вторую строку, что это за слова? Верно выйди к доске и запиши свой пример.

Поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки, возьмите их. Посмотрите внимательно на слова. Задание: распределить и записать слова в 2 столбика, определить род.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волк.

Фронтальная устная проверка Один учащийся зачитывает остальные проверяют и исправляют.

- Сравните и оцените правильность выполнения задания, с помощью кружков.

0-1 ошибка – зеленый.

2 ошибки – желтый.

3 и более – красный.

Читают задание, выполняют его устно. Приводят свои примеры. Записывают примеры у доски и в тетради.

Работают в парах.

Распределяют слова в 2 столбика, определяют род сущ..

Один читает свои столбики, остальные проверяют и исправляют.

Оценивают себя.

Умение организовывать, контролировать УД

Закрепление знаний,

4-5 мин.

Практические методы: упражнение, практическая работа.

Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили новые понятия. Выполните тест самостоятельно.

- Проверьте себя. Сравните свои ответы с ответами на слайде. Оцените себя по известной вам шкале.

Самостоятельно выполняют тестовые задания.

Проверяют по слайду. Оценивают свою работу.

Умение систематизи-ровать, обобщать изученное.

Итог урока, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

-Какие новые понятия услышали?

-Чему учились на уроке?

-Как определить одушевлённость существительного?

 Одуш-ый –живое, не одуше-ный –не живое.

Определять какие из существительных являются одуш-ми

или не одуш-ми.

Задать вопрос.

Умение анализировать достижение цели

Рефлексия, 1-2 мин.

Словесный метод: беседа. Иллюстративный -наглядный

-Оцените свою работу на уроке поднимите карандаш который соответствует вашим успехам: зелёный –всё хорошо, легко, Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь

 Поднимают карандаш, соответствующий их успехам.

Умение анализировать достижение цели


Самоанализ пробного урока:

Класс_________3 «А»__________________________________________________ 
Тема урока
_ Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые                                  
Тип урока и его структура:
___ урок «открытия» новых знаний._____ 

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

Трудности не возникли при подготовке к уроку учитель и методист оказывали помощь при появлении вопросов. Система «Начальная школа XXI века» выделяется главной особенностью – это определение темы и цели урока учащимися. Эта особенность была реализована в процессе моделирования и проведения урока.                                                                                                                          

Урок находится в системе с другими уроками. Данный урок был тесно связан с личным опытом учащихся, знаниями с предыдущих уроков (связь с темой имя существительное) и дал запас знаний на следующий урок повествующий об особенностях одушевленных и неодушевленных именах существительных, а также на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: по построению алгоритма, вопросы о значении слов, практическая работа в тетради и у доски). Поставленные учащимися цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию заданий, методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, парная).                                                                                                                     .

Этап: «Открытия нового знания» в соответствии с типом урока, являлся главным этапом на этом уроке в нем учащиеся познакомились с новыми свойствами имен существительных: одушевленность и неодушевленность и попробовали применять данные знания на практике. Основываясь на результатах данного урока можно сказать, что цели поставленные учащимися были реализованы. Урок был продуктивным учащиеся в наиболее полном объеме усвоили значение понятий одушевленность и неодушевленность. Все этапы урока были связаны, содержание построено логично, осуществлялся плавный переход от одних заданий к другим.  Время было распределено целесообразно по всем этапам урока.                                                          

Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе самостоятельной работы.                                                                                                                                             .                                                           

Психологический климат урока в целом был позитивным, доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме.                                                                       .                                                           .

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока.  В перспективе хотела бы развить в себе умение ускорять темп собственной работы и работы учащихся на уроке.                                                                                                             .                                                           .



Предварительный просмотр:

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –

1) Распределите слова в два столбика: 1 – одушевленные; 2 – неодушевленные. Определи род каждого существительного.

Стол, цыпленок, медведь, вьюга, самолет, воробей, юла, машина, товарищ, пешеход, костюм, волчица.

2) Оживите слова.

Музыка –

Груз –

Парашют –

Море –

Космос –

Рыба –

Изобретение –

Библиотека –

Сад –



Предварительный просмотр:

Одушевленные

Неодушевленные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учит . ль Газ . та М . рковь За . ц В . рона Б . рёза Гал . рея П . тух К . рова М . шина С . пог Р . бята

Слайд 2

Учит е ль Газ е та В о рона Б е рёза К о рова М а шина М о рковь За я ц Гал е рея П е тух Р е бята С а пог Кто? Что?

Слайд 3

Алгоритм 1 – Читаем; 2 – Задаем вопрос; 3 – Определяем Кто? Одушевленное. Что? Неодушевленное.

Слайд 4

ТЕСТ 1. Выберите строку, в которой все существительные одушевлённые : А) пароход, лошадь, кино, кнопка; Б) лес, окно, табун, стекло; В) ребёнок, лисица, студент, Снегурочка . 2. Выберите строку, в которой все существительные неодушевлённые : А) учебник, листва, тюльпан, урок; Б) стадо, иволга, веретено, медведь; В) ученик, карандаш, рассвет, год . 3. Выбери правильный вариант ответа к словам: Школа, лампа, книга, пароход А) Одушевленное; Б) Неодушевленное.

Слайд 5

Проверь себя! 1- В; 2 - А; 3 - Б. 0 ошибок – 1 ошибка – 3 ошибки –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...