Урок развития речи Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Медаль за отвагу».
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

          Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Сформированность умений планировать свою деятельность выступает определяющим условием успешного овладения связной речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Медаль за отвагу».

Цели урока:

1.Обобщение знаний о плане работы и его роли при написании текста.

2.Формирование умения работать по готовому плану.

3.Выяснение значения каждого действия в подготовке к изложению.

4. Различение понятий «план текста» и «план работы».

                                      Ход урока

1. Вступительная беседа.

Кто не играл в войну, тот не мальчишка,
Тот стать героем в детстве не мечтал.
Мы про войну читали только в книжках,
А ты лицом к лицу её встречал.

Пришла война - и детство не воротишь,
Прощай, игра - стал взрослым мальчуган.
И помнит Керчь Дубинина Володю:
Погиб геройски юный партизан.

Отряд бойцов провёл он через мины,
А сам лежать остался на снегу.
В тот день открыто плакали мужчины.
И поклялись, что отомстят врагу.

Не удалось планёр тебе достроить,
И столько фильмов ты не досмотрел...
Мальчишка каждый хочет стать героем,
А ты им стал, Володя, ты - сумел!

                                           ( Наум Олев)

     Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего  в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Немцы  закачивали морскую воду с цель затопить каменоломни. Там находилось очень много раненых, они не могли двигаться. Володя Дубинин помогал раненым передвигаться, чтобы они не утонули.

     После освобождения города от оккупантов, Володя записался в отряд, который находил мины в его родном городе и уничтожал их. При разминировании входа в каменоломни Володя погиб.

     -Ребята, вы посмотрели фильм «Улица младшего сына», прослушали рассказ о Володе Дубинине. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного знамени. В 1964 году открыт памятник Володе Дубинину, его именем названа улица и лучшая  школа №1с углублённым изучением английского языка  в городе – герое  Керчи, о нём написана книга и сняты фильмы:   в1962 году - «Улица младшего сына» и в 1985 году – «Долгая память».  

   -Ребята, скажите, можем мы назвать его героем?

( Володя настоящий герой. Он был патриотом нашей Родины, любил свой город, не боялся, что его могут захватить немцы в плен).

2.Постановка учебной задачи.

  • Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться планировать свою работу при написании изложения.
  • А кто ответит, зачем нам планировать  свою работу? (Чтобы  правильно организовать свою работу над текстом, не пропустить в работе над изложением чего-то важного, нужно составлять план работы.)
  • Перед вами памятка для подготовки  к изложению. Прочитайте, что нужно сделать, чтобы хорошо написать изложение?

Памятка

     1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.

     2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание на то, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.

     3. Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они выделены), выдели главное в каждой части и озаглавь эти части.

     4. Найди слова с орфограммами. Объясни их правописание. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.

     5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение текста по плану.

     6. Проверь написанное изложение.

  •    Кто может доказать необходимость каждого действия при работе над изложением?
  • В памятке встретился пункт 3, в котором требуется составить план текста. Как вы понимаете понятия «план текста» и «план работы»?

(В плане работы указывается последовательность действий для решения поставленной задачи. «Памятка» помогает действовать поэтапно и правильно).

В плане текста указывается  последовательность  частей текста. При этом заголовки подсказывают главное в каждой части. План текста помогает полно и точно передать содержание, раскрыть тему и главную мысль.)

3. Ознакомление с текстом.

     -Прочитайте текст.

                                  Медаль за отвагу

Это случилось летом. Игорь Кугай и его друг играли во дворе в шашки.              

Вдруг мальчики увидели дым из окна соседнего дома.  Игорь забрался на подоконник, ногой разбил стекло и спрыгнул в комнату. Комната была полна дыма. Горел шкаф. Плакали и кричали дети. Игорь вытащил из угла комнаты Лёню. В коридоре он нашёл Сашу. Игорь попробовал открыть дверь, но она не поддавалась. Тогда он подвел малышей к окну и помог им вылезти. К дому уже подъезжала пожарная машина.  

В двенадцать лет Игорь Кугай получил медаль «За отвагу на пожаре».

  • О каком случае рассказывает текст?

 4. Подготовка к изложению по памятке.

-Сегодня на уроке мы будем  готовиться к изложению, обращаясь к каждому пункту плана работы (к памятке).

1)  - С чего предлагает памятка начать работу?  

     - Какие слова непонятны?  Как можно узнать значение непонятных слов?

(Воспользуемся словарём)

     - Как понимаете слова «дверь не поддавалась»?

 (Дверь не открывалась)

2.- Что нужно сделать дальше? Прочитайте в памятке.

( Определить тему и основную мысль)

    - На какой вопрос нужно ответить, чтобы определить тему текста?

( О чём этот рассказ? О том, как мальчик спас детей на пожаре.)

     - Что мы определили?

(Тему текста)

    - Как автору удаётся избежать в тексте повторения слова « Игорь»?

( Употребляет местоимения.)

   - Что ещё можно определить в рассказе?

( Идею, главную мысль)

    – Какой совет дается для определения главной мысли текста? Прочитайте.     (Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.)

   – Выполните это задание в паре. Затем мы обсудим. Какие вопросы нам помогут определить главную мысль?

   - Почему автор рассказал об этом случае?

(Чтобы мы все брали с Игоря пример)

( Что главное хотел сказать автор? Чему он учит? Какова главная мысль?)

    - Чтобы правильно определить главную мысль текста надо внимательно присмотреться, как автор описывает героев, их поступки, события, какие использует слова?

(  Игорь забрался на подоконник, ногой разбил стекло и спрыгнул в комнату; вытащил из угла комнаты Лёню, нашёл Сашу; подвел малышей к окну и помог им вылезти.)

      -Какой у Игоря характер?

(Он смелый, отважный, сообразительный)

     -Почему Игорь получил медаль?

(Не испугался огня, сумел спасти детей.)

     -Можем ли мы смело сказать, что Игорь совершил подвиг?

(Да. Игорь совершил подвиг. Он настоящий герой.)

     - В чём хотел убедить автор читателей?

( Автор хотел убедить читателей в том, что иметь мужество и отвагу, чтобы не испугаться огня и прийти на помощь детям)

     -Что мы с вами определили?

(Основную мысль)

     -Что значит озаглавить текст?

( Это значит кратко назвать его тему или главную мысль)

     -Что автор отразил в названии текста?

( Главную мысль)

     -Попробуйте подобрать заголовок, который отразил бы тему текста?

( Пожар. Как Игорь спас детей. Спасение.)

3. Составление плана текста.

     - Теперь давайте вспомним, какие части бывают в тексте, чтобы правильно их выделять при записи.

( Вводная, основная и заключительная.)

  -Прочитайте первую часть текста. ( Вводную.) Почему она называется вводной?

( Автор вводит читателей в тему текста)

- Можно ли начать рассказ со второй части?

( Потеряется последовательность событий; Ничего не поймём; не узнаем с чего всё началось)

 -Что мы узнаём из этой части текста?

( Было лето. Игорь с другом играли в шашки во дворе)

     -Что надо выделить в этой части, чтобы подобрать заголовок?

( Тему или главную мысль)

    - Что же главное в части?

( Было лето и мальчики играли в шашки)

     - Подберите  заголовок.

( Игра в шашки)

Учитель записывает заголовок на доске.

     -Прочитайте вторую часть текста. Расскажите, что произошло дальше?

( Мальчики  увидели дым из окна)

 Постарайтесь представить этот момент. Что сделал Игорь?

( Игорь забрался на подоконник, разбил стекло и оказался в квартире)

     - Как называется эта часть, откуда мы это узнаём?

( Это основная часть)

     -Что главное в этой части?

( Мальчики увидели дым,  Игорь спас детей)

     -Как можно озаглавить эту часть?

( Игорь спасает детей от пожара)

     -А почему вы так решили?

( В этом заголовке отражено главное событие этой части)

Учитель записывает заголовок на доске.

     -Прочитайте третью часть. Как она называется?

( Заключительная)

    - Как вы думаете, зачем она нужна?

( Выделяет главную мысль и делает текст законченным)

     - Что ещё подчёркивает заключительная часть, что в ней автор выделяет?

( Выделяет главную мысль)

     - Мальчик получил медаль, он получил награду. Давайте подберём заголовок, чтобы отразить в нём главное в третьей части.

     -Что совершил Игорь, когда спасал детей?

( Подвиг)

     -Как же можно озаглавить заключительную часть рассказа?

( Награда за подвиг)

Учитель записывает заголовок на доске.

     -Что же у нас получилось?  Посмотрите на доску.

                                      План.

1. Игра в шашки.

2. Игорь спасает детей.

3. Награда за подвиг.

4.  -Как предлагается подготовиться  к грамотной  записи текста?

     -Ребята, на какие орфограммы вы должны обратить внимание в первой части текста? (Фамилия – Кугай).

     -Надо ли обратить внимание на имена спасенных детей во второй части?

( Имена детей пишем с заглавной буквы) 

  5. -Прочитайте текст ещё раз.

     -Теперь перескажем текст, опираясь на план.

(ответы детей).

     - Ребята, теперь приступайте к написанию изложения.

6.  – Прочитайте свою работу. Получился ли у вас текст? Всё ли в нём понятно?

     - Проверьте грамотность написанного текста.

5. Итог урока.

     -Чему учились на уроке?

     -Что нового узнали?

     -Для чего нужно составлять план работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение по коллективно составленному плану.

Урок русского языка по теме: " Изложение по коллективно составленному плану"....

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

Обучающее изложение  №1 по коллективно составленному плану...

Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой.Картинный план, тема и идея произведения.Главный вопрос урока - как составить план...

Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя:   - развивать умения пересказывать письменно текст по пла...