Урок по русскому языку "Удвоенные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок по русскому языку во 2 классе на тему "Удвоенные согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udv_soglas_konkurs_chuyashova.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: «Школа России»Учебник: В. П. Канакина и др. «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

    Планируемые результаты:

предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.

 личностные:

• проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• понимать причины успеха в учебной деятельности;

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определять цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • АРМ учителя;
  • карточки для оценивания учебной деятельности.                                  

                                                     Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.(слайд 1)

1) организация учащихся/проверка рабочего места.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Улыбнитесь гостям, теперь мне, я вам. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке. Садитесь.

-Руки? –На месте.

-Ноги? – На месте.

-Локти? – У края.

-Спинка? – Прямая.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.

Прочитайте девиз урока.

«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)

– Как вы его понимаете?

– Грамота это знания.

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

– Трудиться, работать самому.

– Зачем нужны знания?

– Чтобы быть умным, образованным.

(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2)Пальчиковая гимнастика.

3) Минутка чистописания.

-Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)

На экране: лл   жж  кк бб мм  нн сс  пп  

- Посмотрите на буквы. Поделитесь своими знаниями. Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. -Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб  жж  кк лл  мм  нн   пп   сс  (слайд  4)

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Встаньте, кто выполнил как в образце?

- Молодцы!

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

2. Актуализация знаний.

Словарная работа. (слайд 5)

-Запишите слово «словарь», поставьте двоеточие.

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий.     (карточки на доске) 

-Посмотрите на слова. Какое задание вы мне можете предложить? 

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. /1 уч- ся у доски/

- Оцените своего одноклассника.(!,+,-)   

 - Найдите слова, которые отличаются от других.  Чем?                                                                                                 - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

3.  Самоопределение к деятельности

- Сформулируйте тему урока./на доске/

- Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)

4. Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова./на доске/

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно писать эти слова
  • Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше   слов.

5. Изучение новой темы.

1) работа по учебнику:

- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

- Упр. 188

- Прочитайте инструкцию к упражнению.

- Что такое лексическое значение?

-Что обозначает каждое слово?

Класс – комната для занятий (слайд 6)

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции

 (слайд 7)

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья. (слайд 8)

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм(слайд 9)

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью. (слайд 10)

Ссора – состояние взаимной вражды(слайд 11)

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат. (слайд 12)

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. (слайд 13)

Тонна – единица массы равна 1000 кг (слайд 14)

Доллар – денежная единица США.(слайд 15)

Шоссе - /работа с толковым словарём с.138 учебника/ (слайд 16)

Аппетит – желание есть. (слайд 17)

Грипп - болезнь (слайд 18)

- На следующей строке  запишите упражнение 188, запишите слова.

/самостоятельное списывание /(слайд 19)

- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?

- Произнесите любое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)

- Закройте одну букву, произнесите слово.

- Как теперь произносится звук?

- Сделаем вывод.

- Так, когда в слове пишется две согласных?

 Вывод:

 На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.

2) Физминутка для глаз. (слайд 20, 21)

3) Работа со словарем:

 - А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Найдите слова с удвоенной согласной .

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота./на доске/

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Суббота.

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

- Поставьте ударение. Какой слог ударный?

- Составим транскрипцию слова

                          _

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?/ Потому, что звук  [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами/.

- Молодцы. Вы были очень внимательны.

4) Работа в парах. (слайд 22)

-А сейчас поработаем в парах. Покажите мне свои пары.

Осеньюдетигулялипотенистойаллее.

- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Сделайте данную запись предложением . (Работа в паре)

-Сколько слов в данном предложении?(6)

- Что такое аллея?( дорога обсаженная деревьями в саду или парке).Назовите орфограмму в слове. (удвоенная лл) (слайд 23)

 -Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

(взаимопроверка, обмениваются тетрадями, оценивают смайликом)

6. Закрепление знаний и способов действий. 

1)работа в группах: игра «Собери слова» (слайд 24)

-Перед вами карточки с заданиями (раздаёт учитель). Как думаете какая работа ждёт вас? (в группе).

- Прочтите инструкцию и выполните задание.

1.Прочитайте.

2. Соедини слоги так , чтобы получились слова.

3. Решите – кто в группе будет отвечать.

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

 

/Проверка – один уч-ся из каждой группы читает слово , оценка друг друга «Ладошки»/ (слайд 25)

2) подвижная физминутка «Кто самый внимательный?»

- Физминутку проведём на внимание: если в слове слышится долгий согласный – хлопаете в ладоши, если долгого согласного нет – топаете.

(Жужжит, красный, Ваня, ванна, тонна, Гена, Геннадий, крупа, группа, математика, грамматика, колонка, колонна)

3)перенос слов с удвоенной согласной:

- Мы с вами должны решить ещё одну учебную задачу.

-Как переносить слова с удвоенной согласной? Какие у вас предположения?

- Посмотрите на доску и найдите в сочетании букв слова с удвоенной согласной (слайд 26)

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРКЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

/аллея, суббота, класс, кросс, телеграмма/ (слайд 27)

-Как перенести каждое слово с одной строчки на другую?/устно – аллея, суббота/

- А слово «телеграмма» запишем столько раз, сколько есть способов его переноса? /работа у доски/

4)графический диктант «Плюс – минус» (слайд 28)

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса, класс, вожжи, Аня, Анна.                                (+ - + + + - + - +)  /самооценка – смайлик/

7. Итог урока.

-Продолжите предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я повторил…

8.Домашнее задание. Раб тетрадь. Стр.  118 № 190 /пояснение задания/   

9. Рефлексия учебной деятельности. ( слайд  29)

-Оцените свою работу на уроке с помощью «СВЕТОФОРИКА»

    - Красный  – стоп (материал не понят, идти дальше нельзя)

    - Жёлтый - внимание  (понял, но есть незначительные ошибки)

     - Зелёный  – путь открыт, можно идти ( всё понято)

- Молодцы, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.

( слайд 30)

Конспект урока по русскому языку

«Слова с удвоенными согласными»

2 класс

Автор:  Чуяшова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 13

им. В.В.Горбатко пос.Венцы

МО Гулькевичский район

тел. 8-918-218-63-11

chuyashova74@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"

Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....

Конспект урока по русскому языку «Согласные звонкие и глухие» 1 класс

Конспект урока по русскому языку «Согласные звонкие и глухие», УМК "Школа России", 1 класс....