Урок русского языка в 1 классе на тему "Деление слов на слоги"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Введение понятия «слог». Деление слов на слоги.
Задачи урока:
- - научить детей делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
- - способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики;
- - создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.
- Планируемые результаты обучения:
- Предметные: знают понятия ударения, слога, как минимальной произносительной единицы; слогообразующую роль гласных звуков;
- умеют проводить различие между словом и слогом; выполнять деление слов на слоги (без стечения гласных) и слоговой анализ слов, то есть установление количества слогов в слове;
- получат возможность научиться делить слова на слоги.
- Метапредметные:
- познавательные :
- общеучебные - деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове;
- логические - осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения.
- регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
- коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия.
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.
(Слайд 1) — Сегодня у нас в гостях передача «В мире животных». Звучит музыка из передачи. На уроке вы научитесь делить слова на части и определять их количество в слове.
- Актуализация знаний.
— Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны или киты. Но только человек обладает способностью говорить.
- Догадайтесь о чём речь?
Он бывает тихим, громким.
А ещё — глухим и звонким.
— Кто догадался, что это? (Звук.)
— Что вы знаете о звуках? (Ответы детей: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)
- Назовём звуки.( слайд 2 дети выходят к доске и называют звук)
— Разнообразен растительный и животный мир нашей планеты. Кто это?
Загадка:
(сорока)
Слайд 3.
- Речевая разминка.
- Чтобы у нас удалась работа, предлагаю вам размять язычок и потренировать память. Нужно произнести скороговорку :
Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.
- Напоминаю, что скороговорка произносится чётко и быстро.
- А что значит, тараторили?( говорить быстро, не останавливаясь)
III. Выявление места и причины затруднения.
Дети читает стихотворение «Кто как считает» М.Карима
— Я всех умней! кричит петух. — Умею я считать до двух! — Подумаешь! — ворчит хорёк. — Могу считать до четырёх! — Я — до шести! — воскликнул жук. — Я — до восьми, — шепнул паук. Тут подползла сороконожка: | — Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука— Считаю я до сорока! — Ах, ужас! — ужаснулся уж. — Ведь я не глуп, но почему ж Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы мог! |
— А вы умеете считать?
— Сколько ног у петуха? Произнесите хором слово «nemyx».
— Послушайте, как это слово произнесу я: пе-тух.
— Произнесите так же. Сколько частей в этом слове?
- А, как называются части , на которыеделится слово при произнесении?
— 3апомните: части, на которые делится слово при произнесении, называются слогами.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Построение проекта выхода из затруднения
- Что же такое слог?( Слог- это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхаемым толчком, но в обычной жизни мы этих толчков не замечаем, т. к. один слог непрерывно при разговоре следует один за другим.
Произнесите ещё раз по слогам. Есть ли гласные звуки в каждом из слогов?( полный ответ!)
- Как же найти слоги в слове? Я думаю, что каждый из вас смотрел футбольный матч и слышал, как кричат болельщики. Ди-на-мо. Спар-так. Они кричат слово по слогам.
— 3апомните: в каждом слове столько слогов, сколько в этом слове гласных звуков.
Чтобы слоги посчитать,
Надо гласные узнать.
С каждой гласной связан слог.
Вот и весь о них урок.
— Сколько лап у хорька? Произнесите слово, разделяя его на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. (Хо-рек.) на схемах слов слоги отделяются вертикальной чертой
— Сколько лап у жука? А сколько слогов в слове «жук»?
— А у кого больше всех ног? (У сороконожки.)
— А по количеству слогов она тоже рекордсменка? Сколько слогов в слове «сороконожка»? Приведите
еще примеры слов— названий животных с большим количеством слогов. (Но-со-рог, кро-ко-дил, гun-no-no-там.)
— От чего зависит количество слогов? (От гласных. Их столько же сколько и слогов)
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Работа в парах. Работа по странице букваря стр.74
— Посчитайте количество гласных звуков в слове. Произнесите слово, разделяя на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. В названиях каких животных только один слог? два слога? Произнесите эти же слова, деля на слоги.
— В названиях каких животных три слога? Произнесите эти слова, деля на слоги.
Работа по странице букваря- стр.75. Работа в парах.
— Рассмотрите картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Назовите слова, в которых только один слог.
— Прочитайте слова первого столбика; среднего столбика; третьего столбика.
— Прочитайте слова по строчкам. На какие две группы можно разделить все эти слова? (Односложные и двусложные.)
— Прочитайте предложения. Сколько слов в каждом из них?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили
Вот так(2 раза)
Медвежата мед лакали,
Дружно дерево качали
Вот так (2 раза)
В перевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так ( 2 раза)
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так (2 р.)
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
Включение в систему знаний повторение. Работа по учебнику. Чтение рассказа Г. Цыферова «Как цыпленок рисовал».
- Отгадайте загадку:
Разноцветные сестрички Заскучали без водички. Дядя, длинный и худой, | Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.) |
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте название произведения и фамилию автора.
Самостоятельное чтение текста читающими детьми. Остальныеученики читают те слова, которые могут прочесть.
Беседа по вопросам:
— Почему цыпленок решил рисовать? Что он придумал?
— Почему он стал рисовать только одного котенка?
— О чем спрашивали цыпленка?
— Как вы думаете, что он отвечал? Прочитайте об этом.
— Понравился вам цыпленок? Какой он? Расскажите.
Рефлексия. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Как оцениваете свою работу ? ( смайлики- нарисовать или показать ?)
- Названия каких животных встретились на уроке? На какие группы их можно разделить.
( дикие и домашние)
- С приходом холодов голодно становится птичкам. Чем им можно помочь?
- Животные прощаются с вами. Их нужно посадить в вагоны. Кто в каком вагоне поедет,если количество слогов в их названии совпадёт с номером вагона. Щёлкните по вагону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка . Тема "Ударение. Ударный и безударный слог." 2 класс.
Подробный конспект урока русского языка. Тема: "Ударение. Ударный и безударный слог". 2 класс....
Урок русского языка " Упражениния в правописании слов со слогами - ЖИ, - ШИ " 3 класс в коррекционной школе 8 вида
Цели, задачи, ход урока....
Открытый урок по предмету "Русский язык" на тему "Деление слов на слоги"
ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИТип урока закрепление пройденного материалаЦели: Образовательная· Закрепить умения делить слова на слоги·...
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."
Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....
Тренажёр по русскому языку на тему "Деление слов на слоги"
Тренажёр предназначен для учащихся первого класса. Тренажёр содержит теоретический и практический материал. Красочно оформлен, содержит анимацию. Можно использовать для индивидуальной и фронтальной ра...
Проверочная работа по русскому языку по теме " Деление слов на слоги . Ударение "
Данная разработка поможет проверить знания по теме " Ударение.Деление слов на слоги"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс
Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...