Урок русского языка в 1 классе на тему "Деление слов на слоги"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Харебова Татьяна Геннадьевна

урок русского языка  в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_slov_na_slogi.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Введение понятия «слог». Деление слов на слоги.

Задачи урока:

  • - научить детей делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
  • - способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики;
  • - создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.
  • Планируемые результаты обучения:
  • Предметные: знают понятия ударения, слога, как минимальной произносительной единицы; слогообразующую роль гласных звуков;
  • умеют проводить различие между словом и слогом; выполнять деление слов на слоги (без стечения гласных) и слоговой анализ слов, то есть установление количества слогов в слове;
  • получат возможность научиться делить слова на слоги.
  • Метапредметные:
  • познавательные :
  • общеучебные - деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове;
  • логические - осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения.
  • регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
  • коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

(Слайд 1) — Сегодня у нас в гостях передача «В мире животных». Звучит музыка из передачи. На уроке вы научитесь делить слова на части и определять их количество в слове.

  1. Актуализация знаний.

— Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны или киты. Но только человек обладает способностью говорить.

- Догадайтесь о чём речь?

Он бывает тихим, громким.

А ещё — глухим и звонким.

— Кто догадался, что это? (Звук.)

— Что  вы знаете о звуках? (Ответы детей: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)

- Назовём звуки.( слайд 2 дети выходят  к доске и называют звук)

— Разнообразен растительный и животный мир нашей планеты. Кто это?

Загадка:

                                                  (сорока)

Слайд 3.

  • Речевая разминка.

- Чтобы у нас удалась работа, предлагаю вам размять язычок и потренировать память. Нужно произнести скороговорку :

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.

- Напоминаю, что скороговорка произносится чётко и быстро.

- А что значит, тараторили?( говорить быстро, не останавливаясь)

III. Выявление места и причины затруднения.

Дети читает стихотворение «Кто как считает» М.Карима

— Я всех умней! кричит петух.

— Умею я считать до двух!

— Подумаешь! — ворчит хорёк.

— Могу считать до четырёх!

— Я — до шести! — воскликнул жук.

— Я — до восьми, — шепнул паук.

Тут подползла сороконожка:

— Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука—

Считаю я до сорока!

— Ах, ужас! — ужаснулся уж.

— Ведь я не глуп, но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы мог!

— А вы умеете считать?

— Сколько ног у петуха? Произнесите хором слово «nemyx».

— Послушайте, как это слово произнесу я: пе-тух.

— Произнесите так же. Сколько частей в этом слове?

- А, как называются части , на которыеделится слово при произнесении?

— 3апомните: части, на которые делится слово при произнесении, называются слогами.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Построение проекта выхода из затруднения

- Что же такое слог?( Слог- это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхаемым толчком, но в обычной жизни мы этих толчков не замечаем, т. к. один слог непрерывно  при разговоре следует один за другим.

Произнесите ещё раз по слогам. Есть ли гласные звуки в каждом из слогов?(  полный ответ!)

- Как же найти слоги в слове?  Я думаю, что каждый из вас смотрел футбольный матч и слышал, как кричат болельщики. Ди-на-мо. Спар-так. Они кричат слово по слогам.

— 3апомните: в каждом слове столько слогов, сколько в этом слове гласных звуков.

Чтобы слоги посчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной связан слог.

Вот и весь о них урок.

— Сколько лап у хорька? Произнесите слово, разделяя его на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. (Хо-рек.)  на схемах слов слоги отделяются вертикальной чертой

— Сколько лап у жука? А сколько слогов в слове «жук»?

— А у кого больше всех ног? (У сороконожки.)

— А по количеству слогов она тоже рекордсменка? Сколько слогов в слове «сороконожка»? Приведите

еще примеры слов— названий животных с большим количеством слогов. (Но-со-рог, кро-ко-дил, гun-no-no-там.)

От чего зависит количество слогов? (От гласных. Их столько же сколько и  слогов)

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Работа в парах. Работа по странице букваря стр.74

— Посчитайте количество гласных звуков в слове. Произнесите слово, разделяя на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. В названиях каких животных только один слог? два слога? Произнесите эти же слова, деля на слоги.

— В названиях каких животных три слога? Произнесите эти слова, деля на слоги.

Работа по странице букваря- стр.75. Работа в парах.

— Рассмотрите картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Назовите слова, в которых только один слог.

— Прочитайте слова первого столбика; среднего столбика; третьего столбика.

— Прочитайте слова по строчкам. На какие две группы можно разделить все эти слова? (Односложные и двусложные.)

— Прочитайте предложения. Сколько слов в каждом из них?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили

Вот так(2 раза)

 Медвежата мед лакали,

Дружно дерево качали

Вот так (2 раза)

В перевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так ( 2 раза)

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так (2 р.)

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

Включение в систему знаний повторение. Работа по учебнику. Чтение рассказа Г. Цыферова «Как цыпленок рисовал».

- Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички

Заскучали без водички.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте название произведения и фамилию автора.

Самостоятельное чтение текста читающими детьми. Остальныеученики читают те слова, которые могут прочесть.

Беседа по вопросам:

— Почему цыпленок решил рисовать? Что он придумал?

— Почему он стал рисовать только одного котенка?

— О чем спрашивали цыпленка?

— Как вы думаете, что он отвечал? Прочитайте об этом.

— Понравился вам цыпленок? Какой он? Расскажите.

 Рефлексия. Итог урока.

- Что нового узнали?

 - Как оцениваете свою работу ? ( смайлики- нарисовать  или показать ?)

-  Названия каких животных встретились на уроке? На какие группы их можно разделить.

( дикие и домашние)

- С приходом холодов голодно становится птичкам. Чем  им можно помочь?

- Животные прощаются с вами. Их нужно посадить в вагоны. Кто в каком вагоне поедет,если количество слогов в их названии совпадёт с номером вагона. Щёлкните по вагону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема "Ударение. Ударный и безударный слог." 2 класс.

Подробный конспект урока русского языка. Тема: "Ударение. Ударный и безударный слог". 2 класс....

Открытый урок по предмету "Русский язык" на тему "Деление слов на слоги"

ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИТип урока закрепление пройденного материалаЦели: Образовательная·        Закрепить умения делить слова на слоги·...

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....

Тренажёр по русскому языку на тему "Деление слов на слоги"

Тренажёр предназначен для учащихся первого класса. Тренажёр содержит теоретический и практический материал. Красочно оформлен, содержит анимацию. Можно использовать для индивидуальной и фронтальной ра...

Проверочная работа по русскому языку по теме " Деление слов на слоги . Ударение "

Данная разработка поможет проверить знания по теме " Ударение.Деление слов на слоги"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс

Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...