Способы проверки безударных гласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Омарова Ирина Николаевна

Урок русского языка во 2 классе . УМК " Школа России". Учащиеся знакомятся со способами проверки безударных гласных в слове, учатся проверять слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_proverki_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе  на тему:

«Способы проверки безударных гласных в корне слова». 

Цели:

  • Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, презентация к уроку

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

                                          Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.              

2. Приветствие гостей.

Повернитесь к  гостям. Улыбнитесь им. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

                             

II.  Постановка целей урока.

-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.

- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.) ( Слайд)

III.Актуализация знаний.

                   

1. Чистописание.

     - Итак, начнём свой путь с Дороги  Чистописания.

На доске записаны буквы.             А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях  и составим узор из букв и соединений. 

2.Словарная работа   

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов. 

 - Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.

П.суда, ст.кан, л.пата, с.бака, уч.ник, ул.ца, р.бята.

- Что вы можете сказать об этих словах? ( Имена существит.)

- Какие из них отвечают на вопрос кто?

- Какие отвечают на вопрос что?

- Какое слово лишнее?

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

IV. Постановка проблемы урока. Самоопределение к деятельности.

-Я расскажу  историю, она произошла с  друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд)

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом ( Слайд)

- Исходя из этой проблемы, скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- Нам нужно будет ответить на вопросы. 

         ( Слайд)

V. Работа по теме урока.

- Итак, мы отправляемся в Долину безударных гласных. ( Слайд)

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 53 и прочитайте вопрос Почемучки.

- Кто же может ответить на этот вопрос?

- Рассмотрите рисунки.

- Что надо проверить в первом слове? ( Безуд. гласный)

- Где он находится? ( В корне слова.)

- Как мы его проверим? ( Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным)

- А ещё как можно проверить? ( Подобрать однокоренное слово)

Упр. 310 ( с. 53)

- Прочитайте. Выполните задание.

- Прочитайте слова. Назовите безударный гласный и проверочное слово.

- Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударный гласный?

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило на с. 54. Назовите два способа проверки безударных гласных.

- Приведите свои примеры.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Упражнение в проверке безударных гласных в корне.

Упр. 311.

VI. Физминутка для глаз                ( Слайд)                                             

VII. Закрепление изученного материала.

- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?  ( Слайд)

      (О, А, И, Е, Я)

      -Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.      

- Прочитайте предложения. Вам нужно найти ошибки и исправить их.

           Трапинка  видёт  в  лес.  На  диревьях  дражат  солнечные зайчики.  От  ярких  цвитов  ребит  в  глозах.          

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.  

            Тропинка  ведёт  в  лес.  На  деревьях  дрожат  солнечные зайчики.  От  ярких  цветов  рябит  в  глазах.

– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.

С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак, зв..рёк, с…довый.  ( Слайд)

Проверка.

Разноуровневое задание.

Давайте вместе с профессором  Грамотейкиным  поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.

Задание выполним по карточке.

Слабый уровень ( на 3)

Карточка 1 

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На  (лес) л…сной   (поле) п…лянке  под берёзкой  (явка)  по…вились  (вёсны) в…сенние  (цвет) цв…ты.

Средний уровень (на 4)

Карточка 2

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На     (…..) л…сной    (…..) п…лянке  под  берёзкой  (…. ..) по…вились      (……) в…сенние  (……) цв…ты.

Сильный уровень (на 5)

Карточка 3 

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.

Проверка ( Слайд)

- Профессор Грамотейкин приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. На столе у вас таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, лесной, река, пенёк, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? ( Слайд)

 

о

а

и

е

я

1

 

 

 

 

.

2

.

 

 

 

 

3

.

 

 

 

 

4

 

 

 

.

 

5

 

 

 

.

 

6

 

 

 

.

 

7

 

 

.

 

 

8

 

.

 

 

 

9

.

 

 

 

 

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Наше путешествие подошло к концу. Мы снова в родной школе.

VIII . Итог урока.

 - Я вам предлагаю  ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

 http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus3.jpg

                                                                                                                                   X. Рефлексия.

- Чему вы сегодня учились на уроке?  ( Учились проверять безударную гласную в корне слова.)

Несколько учеников расскажут стихотворение.

    

        В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим ударением:

        Форму слова измени,
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри.


Для «земли» проверка - «зЕмли»,
Для «воды» проверка «вОды»,
«Очарован» мы проверим
«ЧАры», а «паденье» - «пАдать».

        Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.

XI. Д/З: с.54 упр. 312, правило на с. 54.


Карточка 1 

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На  (лес) л…сной   (поле) п…лянке  под берёзкой  (явка)  по…вились  (вёсны) в…сенние  (цвет) цв…ты.

Карточка 1 

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На  (лес) л…сной   (поле) п…лянке  под берёзкой  (явка)  по…вились  (вёсны) в…сенние  (цвет) цв…ты.

Карточка 1 

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На  (лес) л…сной   (поле) п…лянке  под берёзкой  (явка)  по…вились  (вёсны) в…сенние  (цвет) цв…ты.

Карточка 1 

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На  (лес) л…сной   (поле) п…лянке  под берёзкой  (явка)  по…вились  (вёсны) в…сенние  (цвет) цв…ты.

Карточка 2

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На     (…..) л…сной    (…..) п…лянке  под  берёзкой  (…. ..) по…вились      (……) в…сенние  (……) цв…ты.

Карточка 2

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На     (…..) л…сной    (…..) п…лянке  под  берёзкой  (…. ..) по…вились      (……) в…сенние  (……) цв…ты.

Карточка 2

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На     (…..) л…сной    (…..) п…лянке  под  берёзкой  (…. ..) по…вились      (……) в…сенние  (……) цв…ты.

Карточка 3 

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой,  на   л…сной, по…вились, цв…ты.

Карточка 3 

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на   л…сной, по…вились, цв…ты.

Карточка 3 

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на   л…сной, по…вились, цв…ты.


С ..лач,  стр...лок,  хр…брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр...брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр…брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр…брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр…брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр…брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр...брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр..брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  

С ..лач,  стр...лок,  хр..брец,  см…льчак,  зв...рёк,  с…довый.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы проверки безударных гласных в корне (Презентация к уроку)

Презентация для урока - обобщения во 2 классе по теме "Способы проверки безударных гласных". На уроке учащиеся систематизируют знания по теме и составляют памятку. Памятка есть на слайде, но ее надо р...

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...

Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Нахождение "опасных" мест,их классификация (проверяемые, непроверяемые безударные гласные), нахождение орфограмм в корне слова- путем подбора однокоренных слов, привитие умения пользоваться словарем....

Способы проверки безударных гласных в корне слова 2 класс

Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных....