1.1. Урок русского языка для анализа
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1._russkiy_3_klass_glasnaya_v_korne.doc | 56 КБ |
trenazhyor_bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.ppt | 891.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3.
Тема: Безударные гласные в корне слова
Цель: формирование умения писать безударные гласные в корне слова с применением разных способов проверки слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
-уметь подбирать однокоренные слова;
- применять способы проверки безударных гласных в корне слова на письме
Метапредметные (формируемые УУД):
Регулятивные УУД (РУУД):
1) удерживать учебную задачу на протяжении урока;
2) уметь оценивать свою работу и работу одноклассников
Коммуникативные УУД (КУУД):
1) формулировать собственное мнение;
2) участвовать в учебном диалоге
Познавательные УУД (ПУУД):
- овладеть новым способом решения новой задачи
- уменить сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята. Меня зовут…..
Сегодня мы проведем с вами урок русского языка. Тему урока обсудим позже, выполнив следующее задание.
Рассмотрите запись на слайде. Что вы можете о ней рассказать?
Запись на слайде:
Выход на тему. Определение темы урока, постановка целей учащимися:
- Всё ли мы знаем о правописании безударных гласных в корне слова? (высказываются все желающие: всё; думаю, что не всё; наверное, не всё).
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (продолжение работы над темой «Безударные гласные в корне слова»).
- В течение урока вы все вместе будете заполнять на доске таблицу ЗХУ – «Знаю, хочу узнать, узнал».
- Вспомните и скажите, что вы знаете о безударных гласных? (это буквы а, о, е, и, я; они находятся в слабой позиции, их надо проверять).
Заполняется 1 часть таблицы ЗХУ по мере поступления ответов учащихся:
- Это буквы а, о, е, и, я.
- Они находятся в слабой позиции.
- Их надо проверять.
- Подумайте и скажите, что вы хотели бы узнать о безударных гласных? (научиться проверять их).
Заполняется 2 часть таблицы ЗХУ по мере поступления ответов учащихся:
- Научиться проверять слова с безударными гласными.
- Научиться способам подбора проверочных слов.
- Итак, пользуясь таблицей, попробуйте определить цели урока. (научиться проверять слова с безударной гласной в корне слова; научиться подбирать проверочные слова).
- Вам осталось заполнить 3 часть таблицы, где напишете о том, что узнали на уроке. Для этого вам надо быть внимательными, активными, работать дружно, помогая друг другу.
2. Операционально-содержательный этап
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. (запись слов в тетради; на доске - по желанию – кто-то напишет правильно, а кто-то может ошибиться)
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)
- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее…(лиса).
- Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (глаза)
- По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (волна)
- В чем различие в написании слова плясать, написанные Таней и Мишей? (они написали слова по-разному; Таня написала неверно, а Миша написал правильно, с буквой и).
- Объясните, почему Маша ошиблась?
- Мы записали слова. Давайте исследуем их и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании гласных в корне слова. (когда гласный звук слышится неясно; когда он находится в слабой позиции; когда есть выбор букв)
4. Анализ записанных слов. Вывод.
- Поставьте ударение в словах, выделите корень.
- Определите, в какой части слова написание расходится с произношением. (в корне)
- В какой позиции находятся гласные в корне слова? (в слабой)
- Каким образом можно превратить котенка (слабая позиция гласного звука) в льва (сильная позиция гласного звука)? (слабую позицию перевести в сильную)
- А теперь вернемся к 2 части таблицы и посмотрим, что мы хотим узнать? (научиться находить способ проверки написания безударных гласных в корне слова)
- Подумайте, обсудите с товарищем по парте и скажите, что нужно сделать, чтобы произношение и написание корня в этих словах совпадало. (подобрать проверочное слово)
- Сделайте вывод. (вывод: для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение)
- Что можно записать в таблицу?
Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:
- Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение.
- Прочитайте правило в учебнике на с.
Отметьте карандашом, используя пометки на полях: «v» - я это знал, «+» - новое для меня, «-» - я думал иначе, «?» - интересно, непонятно, нужно разобраться.
- Обменяемся мнениями. Озвучьте то, что вы знали раньше?
- Что явилось новым для вас?
- Кто думал иначе?
- Что показалось интересным?
- Есть ли что-то непонятное, в чем хотелось бы разобраться?
- Используя правило, самостоятельно запишите проверочные слова.
- Определите части речи у проверочных слов. (имена существительные)
- Каким образом подбирали проверочные слова? (способом «один-много»; «много-один», т.е. изменили число имени существительного)
Упражнение в подборе проверочных слов.
- У вас на партах лежат карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Догадайтесь, что это за слова, вставьте пропущенные буквы.
На карточках написаны слова: м…сты, х…л…да, т…шина, ст…лы, к…сить.
- Выполните это задание: запишите слова в тетрадь, подберите к ним проверочные слова. Во время работы не забывайте о том, что вы записали в 3 части таблицы: для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение).
Запись в тетрадях: мосты – мост, мостик; холода – холод, холодный; тишина – тихо, тишь; столы – стол, столик; косить – косит, косы.
- Сделайте взаимопроверку, спросите у товарища, на какую орфограмму эти слова, оцените ответ. (на безударную гласную в корне слова)
- Посмотрите внимательно на проверочные слова и скажите, что интересного вы заметили?
- Чем отличаются эти слова? (отвечают на разные вопросы: что? какой? как?)
- Давайте понаблюдаем, слова каких частей речи вы подобрали в качестве проверочных слов. (имена прилагательные; имена существительные, состоящие из одного корня; глагол; наречие; имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением)
- Разделитесь на группы по желанию и составьте кластер на тему «Способы подбора проверочных слов».
Кластер «Способы подбора проверочных слов».
1. Способы подбора проверочных слов (в центре)
- подобрать имя существительное, состоящее из одного корня;
- подобрать имя прилагательное;
- подобрать глагол;
- подобрать наречие;
- подобрать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением;
- один - много;
- много - один.
- Покажите, что у вас получилось.
Все кластеры вывешиваются на доску, а затем представители от каждой группы озвучивают свою работу.
- Чей кластер вам понравился? Почему?
- Для чего мы составили кластер? (чтобы определить разнообразие способов проверки безударных гласных)
- Вернемся к таблице ЗХУ.
- Каким образом можно теперь ее дополнить? (способами, указанными в кластере)
Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:
- Разные способы подбора проверочных слов.
Физическая пауза.
Закрепление.
- А сейчас усложним задачу - мы выполним задание «наоборот». Надо изменить слово так, чтобы гласный звук в слове нуждался в проверке:
Ходит, ловит, лес, спешка, флаг, час.
- Поставьте ударение, выделите безударные гласные, обозначьте корни.
- Найдите закономерность в написании корней в проверочных и проверяемых словах.
- Как пишутся корни в однокоренных родственных словах? (одинаково под ударением и без ударения)
- Вернемся к таблице ЗХУ.
- Какой вывод можно записать в третью колонку? (корни в однокоренных родственных словах пишутся одинаково под ударением и без ударения)
Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:
- Корни в однокоренных родственных словах пишутся одинаково под ударением и без ударения.
- Прочитайте, что вам было известно о безударных гласных в корне слова.
- Что вы хотели узнать о безударных гласных?
- Озвучьте, что вы узнали?
- Сопоставьте записи во второй и третьей колонке, подумайте и ответьте, удалось ли нам на уроке узнать то, что хотели узнать?
- Как вы думаете, все ли способы подбора проверочных слов вы узнали?
- Что, если существуют и другие способы проверки безударных гласных в корне слова?
- А вы хотите узнать о других способах?
- Для чего надо знать способы проверки?
3. Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
хв о сты с и лач п и сьмо п о ляна Вставь пропущенные буквы:
в я зать б е говая хр а брец ст а руха Вставь пропущенные буквы:
св е тить ш е птать ж е лтеть л и зать Вставь пропущенные буквы:
Ссылки на источники: http ://metodisty.ru/m/files/view/tehnologicheskii_priem_-volshebnaya_truba Технологический приём Е. А. Чулихиной «Волшебная труба» http://metodisty.ru/m/files/view/zhakulina_i-v-_tehnologicheskii_priem_-volshebnaya_truba-_dlya_MS_PowerPoint_-rus-yaz-_1-4_kl Жакулина И. В. технологический приём «Волшебная труба» для для MS PowerPoint (рус.яз., 1-4 кл.) http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/volshebnye_trubochki/277-1-0-16694 - волшебная трубочка http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/vremena_goda/shablony_prezentacij_osennie_motivy/523-1-0-33058 - фон http://www.playcast.ru/uploads/2014/08/25/9625393.png - листва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Урок русского языка "Фонетический анализ слова"
Цель:организовать деятельность уч-ся на уроке по закреплению правил фонетического разбора по алгоритму, учить выполнять фонетический анализ; способствовать закреплению знаний об омонимах;развивать свя...
Урок русского языка "Звуковой анализ слов"
Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".
Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...
Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих
Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов....
презентация к открытому уроку русского языка "Синтаксический анализ предложения".
презентация к открытому уроку русского языка "Синтаксический анализ предложения"....
Анализ урока русского языка по теме: "Язык как средство общения. Средства общения"
В данном анализе рассматривается урок русского языка, посвященный теме "Язык как средство общения. Средства общения", проведённый в 4 классе. Урок направлен на формирование у учащихся предст...