Дидактический материал по русскому языку по теме "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса. Используется для самостоятельной работы дома ив классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_imya_sushchestvitelnoe.docx | 405.37 КБ |
Предварительный просмотр:
I Ознакомление с теоретическим материалом
Прочитай текст.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:
- Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
- Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.
- Явления природы: дождь, иней, молния.
- События: война, революция, праздник, митинг, парад.
- Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.
- Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.
Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные (девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).
Имена существительные бывают трёх родов:
мужской род женский род средний род
(он, мой) (она, моя) (она, моя)
врач кошка окно
стул рука небо
ливень стена золото
Имена существительные изменяются по числам: единственное число (голова, коза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).
Есть имена существительные, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофе, серебро).
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).
Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:
- Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
- Приведи примеры имен существительных:_____________________________________________________________________________________________________________________________.
- Имена существительные бывают собственные и ___________________
- Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.
- Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.
- Имена существительные изменяются по _______________________________.
II Задания для самостоятельной работы
Прочитай задание и выполни самостоятельно:
- Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.
Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.
а) В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает.
Клонится к земле лоза.
Начинается ….
б) Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь.
в) Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки.
г) Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед?
д) Бьется, скачет,
Но не плачет.
Приглашает детвору
На веселую игру.
е) Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зеленые бока,
Мякоть красная сладка.
кто? что?
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
- Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.
кто? что?
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
- а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.
На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.
Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.
Выползают, майские, из-под, жуки, земли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.
- Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.
Закр.чал - ___________, пом.рились - _________, п.левой - ____________, пл.сал - ______________, сп.ртивный - ____________, ст.пной - ___________.
- Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши слова в два столбика: Лена, Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.
Имена собственные Имена нарицательные
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
- Составь предложения из слов и запиши:
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
_________________________________________________________________
Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.
__________________________________________________________________
Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.
__________________________________________________________________
Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.
- Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:
Пожар - _________________, мясо - _______________, лыжи - ____________,
бой - _____________, коровник - ______________, футбол - _______________,
грибы - ________________, баян - ________________, скрипка - ___________.
- Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.
Кто ловит рыбу__________________________________________________
Кто ухаживает за лесом?__________________________________________
_________________________________________________________________
Кто летает на самолёте?__________________________________________
_________________________________________________________________
Кто смотрит за садом?____________________________________________
__________________________________________________________________
Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.
- Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.
Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.
Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.
Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.
Цветы: мак, роза, __________________________________________________.
Овощи: огурец, перец, _______________________________________________ .
Деревья: осина, тополь, ______________________________________________.
Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?
- Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?
Запиши слова, подчеркни орфограммы.
(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.
Кто?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Что?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).
_____________________________________________________________________
В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
_____________________________________________________________________
Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).
_____________________________________________________________________
- Допиши слова.
Один Много
лужа ___________________
ландыш ___________________
ёрш ___________________
____________ ежи
____________ рощи
мышь ___________________
пень ___________________
- Выполни тестовые задания.
Тест 1.
- Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое? какая?
б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
- Выбери верное утверждение.
а) Имена собственные пишутся с большой буквы.
б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
- Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные изменяются по числам.
б) Имена существительные не изменяются по числам.
- Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные изменяются по родам.
б) Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода.
5. Выбери из слов имя существительное женского рода.
а) тёмный;
б) темнеть;
в) темнота;
г) шкаф
Тест 2.
- Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
в) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
- Выбери верное утверждение.
а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?
- Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это член предложения.
б) Имя существительное – это часть слова.
- Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные изменяются по родам.
б) Имена существительные по родам не изменяются.
5. Найди существительное мужского рода:
а) тетрадь;
б) ручьи;
в) чувство
Правильные ответы:
2. Море, страна, мама, работа, мир, город, автобус, учитель.
3. дежурные, цветы
Нужно подчеркнуть имена существительные: класс, дежурные, Лена, Коля, пыль, Таня, Света, пол, Люда, цветы
4. кто? что?
бабочка гроза
котёнок арбуз
пчела мяч
5. кто? что?
собака карандаш
заяц машина
муравей кубики
ученик стакан
сорока лопата
6. На берёзах развернулись нежные листочки.
В зелёной траве распустились золотые цветы одуванчика.
Из-под земли выползают майские жуки.
7. Закр.чал - крик, пом.рились - мир, п.левой - поле, пл.сал - пляска, сп.ртивный - спорт, ст.пной - степь.
8. Днепр, Одесса, Слава, Эльбрус, Кеша, Ночка, Тузик, Валя.
9. Имена собственные Имена нарицательные
Лена, Урал камень, гора
Зорька, Пётр корова
Кавказ ваза
кувшин
Иван берёза
Михайлов
10. На лугу паслась корова Бурёнка.
У кошки Мурки были котята Пушок и Рыжик.
Саша ведёт к пруду коня Бурана.
11. Пожар - пожарный, мясо – мясник, лыжи - лыжник,
бой - борец, коровник - корова, футбол - футболист,
грибы - грибник, баян - баянист, скрипка – скрипач.
- Рыбак ловит рыбу. Лесник ухаживает за лесом. Лётчик летает на самолёте. Садовник смотрит за садом.
14. Кто? Андрей, Жучка, Ирина, Шарик, Владимир, Гнедой.
Что? яблоко, капуста, помидор, апельсин, киви, тыква.
16. Один Много
лужа лужи
ландыш ландыши
ёрш ерши
ёж ежи
роща рощи
мышь мыши
пень пни
17. Ключ к тесту 1:
- б;
- а;
- а;
- б;
- в
Ключ к тесту 2:
- в;
- б;
- а;
- б;
- б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Дидактические карточки по русскому языку "Склонение имён существительных", 3 класс
Дидактические материалы по русскому языку. Удобно использовать в индивидуальной работе с учащимися....
Дидактический материал по русскому языку. «Разноуровневые задания по русскому языку».
В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к....
Дидактический материал по русскому языку по теме: «Склонение имен существительных единственного числа»
Пояснительная записка В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение имен существительных ...
Дидактический материал по русскому языку "Таблицы по русскому языку " 1-4 класс
Таблицы по русскому языку ....
Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме "Склонение имен существительных."
Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме" Склонение имен существительных"...
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" 4 класс
Карточки по русскому языку для индивидуальной работы помогут обучающимся на практике закрепить знания по определнию склонения имён существительных....