Урок русского языка в 3 классе по теме: « Относительные прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Предмет: «Русский язык»

Тема: Относительные прилагательные.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации учащихся – фронтальная, ,групповая, работа в парах, частично-поисковая

Программа «Русский язык» 3 класс, С.В.Иванов, в неделю 5ч.

Учебник «Русский язык. 3 класс» (часть 2),  автор Иванов С.В..  УМК «Начальная школа XXI века». М.: Просвещение 2013 г.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (беседа с учащимися, ответы на вопросы);

 наглядные (демонстрация презентации обучающего курса, памятки);

 практические (работа по карточкам)

по виду учебной деятельности:

 проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnositelnye_prilagatelnye_urok_.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: « Относительные прилагательные»

Провела: учитель БОУСОШ № 30 ст. Нововеличковской МО Динской района    Половинкина Елена Николаевна

1.Дидактическое обоснование:

 «Русский язык. 3 класс» (часть 2»,  автор Иванов С.В..  УМК «Начальная школа XXI века».

Тема урока: «Относительные прилагательные».

Цель:  создать условия для формирования у учащихся  понятия «относительные имена прилагательные»;

способствовать развитию внимания, мышления, речи;

воспитывать интерес к предмету.

 Планируемый результат обучения

Сформировать у учащихся представление об относительных прилагательных,  ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;  закрепить знание признаков качественных прилагательных;  формировать умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;  формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте.

Познавательные УУД:

формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, 
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов, 
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, 
- развивать умение обобщать и синтезировать знания, 

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас

-формирование умение строить в устной форме речевое высказывание.

Коммуникативные УУД.

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и свою позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить  монологическое и  диалогическое высказывание.

Личностные УУД.

 -Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности 

Регулятивные УУД:

- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала 

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности. Настрой на работу

Психологический настрой на работу «Желаю успеха». 

Ребята, давайте пожелаем друг другу успеха и удачи. Повернитесь к соседу по парте с этими словами.

-Чистописание.       ие // ые

- В каких словах мы встречаем эти сочетания букв?

Подготовка к работе.

Пожелание успеха.

Запись элементов в тетрадь.

- В прилагательных  множественного числа.

Л: самоопределение

Р: целеполагание

К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний. Выявление уровня знаний

Работа в паре

ФИЗМИНУТКА

1.-  Прочитайте слова на доске, какое лишнее?

-Что объединяет эти прилагательные?  (докажите)

- Запишите их в форме мн. числа.

 - Какого рода получились прилагательные? Обозначьте окончания.

Взаимопроверка по эталону

 - Составьте предложение с полученными прилагательными.

- я тоже составила предложение, прочитайте и  запишите в тетрадь. 

Проверка:

- Какие прилагательные из данных  есть в предложении?

2.   А сейчас поработаем в паре,  потренируемся в образовании краткой формы прилагательных.

Проверка.  Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга зелёным карандашом, поможет вам слайд на доске. ФИЗМИНУТКА  для глаз

тренируются отдельные способности к учебной, анализируют изученный ранее материал.

Ответы на вопросы.

Лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.

Они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным.

 Записывают слова в тетрадь  самостоятельно.

 Во  мн. ч. у прил. род не определяется.

 Предлагают варианты предложений.

Запись в тетрадь, самостоятельная расстановка орфограмм.

Ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные  проверяют. 

Рыжие

и мокрые в краткой форме.

Работают в паре.

К: Планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах.

П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное.

Определение темы. Постановка учебной задачи

 - Как называются прилагательные в первом столбике?

- Как называются прилагательные  во втором столбике?

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.113.

Так как мы будем говорить об относительных прилагательных,  давайте вспомним, что мы уже знаем о прилагательных.

Качественные – доказывают.

Предположения:

затрудняются ответить.

формулируют тему урока.

Относительные прилагательные (на доске учитель выставляет надпись) 

- Какие учебные задачи нам надо решить сегодня на уроке?  Сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова:

КАКИЕ?

 КАК?

Чем?

 Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

формулируют вопросы по теме урока.

Какие прилагательные называют относительными?

Как образовываются?

Чем отличаются от других прилагательных? (на доске учитель выставляет вопросы)

Ставят цель.

узнать признаки относительных прилагательных, научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи.

Р: целеполагание

П: общенаучные, сам.выделение – формулирование познавательной цели.

Л: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

А какими известными вам способами, из каких источников  можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали

- На сегодняшнем уроке  мы будем пользоваться разными источниками.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Интернет, книга, учитель, родители

Распределяют роли в группах.

Р: планирование, прогнозирование

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Открытие нового знания 

Работа в группах, выступления

Установление осознанности восприятия.

- вспомните определение качественных прилагательных.

 

- предположите, какое определение будет у относительных прилагательные?

 - что надо ещё дополнить в определении относительных прилагательных?

- давайте сравним с определением в учебнике с.114.

 - На какой вопрос мы нашли ответ?

На какие вопросы надо найти ответы?

- Времени остаётся немного, поэтому предлагаю вам поработать в группах.


- Займите место в группе. Внимательно послушайте задание
(объясняю задание групп)

ГРУППА 1

Карточка 1

 Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс.

Ремень из кожи – кожаный ремень

  • Сок из яблок–
  • Замок из железа –
  • Дом из кирпича–
  • Пирог из капусты –
  • Платок из шёлка –

Вывод: Что обозначают относительные прилагательные, как образованы?

ГРУППА 2 

Карточка 2

Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс и приставку.

Занятия в школе – школьные занятия

  • Ножи для кухни –
  • Часы на стене –
  • мостик для капитана-
  • Площадка для детей –
  • Игра на столе –

Вывод: Что обозначают относительные прилагательные, как образованы?

ГРУППА 3 

Карточка 3

Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс и приставку.

Дом за городом – загородный дом

  • мир под водой –
  • цветок у дороги –
  • площадь при вокзале –
  • театр в Москве –
  • парк в городе –

Вывод: Что обозначают относительные прилагательные, как образованы?

ГРУППА 4 

Карточка 4

Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс и приставку.

Дом за городом – загородный дом

  • морозы в  марте–
  • заморозки утром –
  • снег в январе –
  • дождь ночью –
  • Погода осенью –

Вывод: Что обозначают относительные прилагательные, как образованы?

(Для выполнения задания  предлагается карточки.)

На работу групп  5 -7мин. Затем заслушиваем представителей групп.  

Индивидуальная помощь.

После выступления каждой группы.

Дополнение учителя.

 - На какой вопрос мы нашли ответ?

-Мы с вами ответили на все вопросы?

-Достигли ли мы поставленных целей урока?

-Что помогло найти ответы на вопросы?

Что нового узнали?

Устанавливает осознанность восприятия.

- А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно  и научились отличать   относительные прилагательные.

Из карточек на столе выберите, только те на которых записаны относительные прилагательные. Докажите, что это  относительные прилагательные.

Переверните карточки,

Если на обороте есть памятка, вы отлично справились с заданием. Эта памятка поможет вам еще лучше запомнить какие прилагательные называются относительными можно повторить и вложить её в накопительные папки по русскому языку

Решают типовые задания.

Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.

они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени.

они не имеют краткой формы.

читают, делают вывод о правильности  предположения.

Выбирают задание для группы.

Работа в группах

Обозначают материал, из которого сделан предмет.  Образованы от существительных суффиксальным способом.

Обозначают назначение предмета.  Образованы от существительных приставочно - суффиксальным способом

Обозначают место, где расположен  предмет.  Образованы от существительных приставочно - суффиксальным способом

Обозначают время, когда происходит то или иное явление.  Образованы от существительных приставочно  - суффиксальным способом

Выбирают выступающих.

Выбирают, только те на которых записаны относительные прилагательные. Доказывают, что это  относительные прилагательные.

Р:контроль, оценка, коррекция

П: моделирование, логические – решение проблемы,

общеучебные умения.

К:  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Итог урока

Рефлексия

Организует рефлексию.

Вы сегодня замечательно поработали. Но урок подходит к концу.

 Чему мы научились на уроке

.

Пока ребята оценивают себя, выборочно проверяю тетради. Учитывая тестовую работу, выставляю оценки учащимся.

Д/з по выбору учащихся

  1. упр 3, правило
  2. мини - сочинение на тему «моя комната» (4-5 предложений),  подчеркнуть относительные прилагательные.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Личностные:

смыслообразование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Урок русского языка. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 2 класс

Контрольный диктант проведён  с учётом требований ФГОС....

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя прилагательное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"

Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...