рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Титова Елена Ивановна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку.

1 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная  записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С. В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиями к результатам освоения  ООП НОО.

Объем программы:

На  изучение  русского  языка  в  1  классе  отводится  160  часов  в  год  (32  учебные недели  по  5  часов  в  неделю),

 из  них  80  часов – на  первое  полугодие  (16  учебных  недель,  по  5  часов  в  неделю),  

80  часов  на  второе  полугодие  (16  учебных  недель  по  5  часов  в  неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

К концу обучения в первом классе учащиеся должны знать/ понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
— правило правописания ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
— правило правописания заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;
— интонация предложения (восклицательная и невосклицательная);
— знаки препинания в конце предложения ( точка, восклицательный знак, вопросительный знак);
уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;
— различать слово и предложение;
— кратко характеризовать качественные признаки звуков;
— кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых 
согласных;
— выделять предложение и слово из речевого потока; вычленять слова из предложения;
— передавать различную интонацию предложения в устной речи;
— проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов из 4-5-ти звуков;
— правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
— писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
— ставить точку в конце предложения;
— грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( текст 15-17 слов) с изученными орфограммами;
— правильно списывать слова и предложения ( с печатного и рукописного текста);
— устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
— делить слова на слоги, соотносить число звуков и букв в словах;
— находить ударный слог, звук;
— переносить слова;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме;
— писать слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
— адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей);
— соблюдения офоэпических норм;
— создания в устной и письменной форме предложений по рисунку;
— овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Содержание программы(144 часа) Предложение и слово
Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Звуковой анализ
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак- рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.
Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков ( гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки).
Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов. И стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Чтение по ролям. Работа с воображаемыми ситуациями ( «что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки ( народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Графика и письмо
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Практическое освоение гигиенических требований при письме. 
Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста.
Правила правописания: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих ( ча- ща, чу- щу, жи- ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.

Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).

                                                                                     Содержание учебного предмета                                                                                

Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1.

Предложение и слово

Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове.

принятие и освоение социальной роли обучающегося,                  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

 активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

 задачами коммуникации

Понятия: слово, слог, предложение

ударение

различать:

звук,  слог,  слово;

  -  слово  и  предложение;

-    ударный и безударный слоги;

называть,  приводить  примеры:

 слов,  называющих  предметы;

решать  учебные  и  практические  задачи:

выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

 

2.  

Звуки и буквы

Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит.

20 ч

Понятия: звук и буква. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки

Алфавит.

различать:                              звуки  и  буквы,  гласные  и  согласные  звуки,  твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки;

  -  звук,  слог,  слово;

называть,  приводить  примеры:

звуков:   гласных, согласных (мягких, мягких и твердых);

кратко  характеризовать:  качественные  признаки  звуков;

  -  усло  правила  выбора  и написания  буквы  г гласного   звука  после мягких и             и твёрдых согласных

решать  учебные  и  практические  задачи:  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти звуковых  слов;

 

3.

Чтение и письмо

Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

64ч

Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

решать  учебные  и  практические  задачи:

выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;        проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти

звуковых  слов;                правильно  писать  «ча – ща»,  «чу – щу»  и  «жи – ши»  под  ударением;                             писать  заглавную  букву  в  начале  предложения  и  в  именах  собственных;

 ставить  точку  в  конце  предложения;

 грамотно  записывать  под  диктовку  учителя  и  самостоятельно  отдельные  слова  и    простые   предложения  ( в  случаях,  где  орфоэпия  и  орфография  совпадают ).

4.

Развитие речи

Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма.

70ч

Понятия: текст, план, рифма.

Составлять  простейшие описательные и сюжетные рассказы

Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану.  

                                                                   

                                                             

                                                              Русский язык  (5 часов в неделю - 160 часов)

Поурочно -  тематическое планирование на первое полугодие

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Ориентировка на странице прописей.

1

2

Отработка алгоритма действий на странице прописей.

1

3

Отработка алгоритма действий на странице прописей.

1

4

Проведение параллельных линий.

1

5-7

Проведение наклонных и прямых параллельных линий. Проведение вертикальных линий.

3

8

Знакомство с рабочей строкой. Письмо полуовалов на рабочей строке.

1

9

Ориентация на рабочей строке прописей.

1

10

Проведение заданных линий на рабочей строке.

1

11

Проведение линий сложной траектории.

1

12

Прописывание на рабочей строке элементов букв.

1

13

Развитие умения ориентироваться в пространстве рабочей строки.

1

14

Письмо заглавной и строчной букв А, а.

1

15

Письмо заглавной и строчной букв Я, я.

1

16

Закрепление написания букв А, а, Я, я.

1

17

Письмо заглавной и строчной букв О, о.

1

18

Письмо заглавной и строчной букв Е, ё.

1    

19

Письмо изученных букв.

1

20

Письмо заглавной и строчной букв У, у.

1

21

Письмо заглавной и строчной букв  Ю, ю .

1

22-23

Письмо изученных букв.

2

24

Письмо заглавной и строчной букв Э. э..

1

25

Письмо заглавной и строчной букв Е, е .

1

26

Письмо изученных букв.

1

27

Письмо строчной буквы ы.

1

28

Письмо заглавной и строчной букв И ,и.

1

29

Отработка написания изученных букв.

1

30

Отработка написания изученных букв.

1

31

Письмо заглавной и строчной букв М, м.

1

32

Письмо заглавной и строчной букв Н. н.

1

33-34

Письмо слогов, слов. Письмо изученных букв.

2  

35

Письмо заглавной и строчной букв Р, р.

1

36

Письмо слогов, слов.

1

37

Письмо заглавной и строчной букв Л, л.

1

38

Письмо заглавной и строчной букв  Й, й.

1

39

Отработка написания изученных букв.

1

40

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв Г, г.

1

41

Письмо заглавной и строчной букв К. к.

1

42-43

Дифференциация букв Г, г - К.к. Отработка написания изученных букв.

2          

44

Письмо заглавной и строчной букв  3,з.

1

45

Письмо заглавной и строчной букв  С, с.

1

46

Дифференциация букв 3,з - С, с.

1

47-48

Отработка написания изученных букв.

2

49

Письмо заглавной и строчной букв  Д, д.

1

50

Письмо заглавной и строчной букв Т, т.

1

51-52

Дифференциация букв  Д, д - Т. т. Отработка написания изученных букв.

2

53

Письмо заглавной и строчной букв  Б,б.

1

54

Письмо заглавной и строчной букв П, п.

1

55

Письмо заглавной и строчной букв  В, в.

1

56-57

Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф. Отработка написания изученных букв.

2

58

Письмо заглавной и строчной букв  Ж, ж.

1

59

Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

1

60

Отработка написания изученных букв.

1

61

Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч.

1

62

Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ.

1

63-64

Письмо заглавной и строчной букв  Х,х.

Отработка написания изученных букв.

2

65

Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц.

1

66

Письмо строчной буквы «ь».

1

67

Письмо слов с разделительным «ь».

1

68

Письмо строчной буквы «ъ».

1

69

Письмо слов с разделительным «ь».

1

70

Письмо слов с изученными буквами.

1

71-73

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

3

74

Диагностика.

1

75-76

Закрепление написания всех букв русского алфавита

2

77-80

Резервные уроки.

4

                                              Поурочно - тематическое планирование на второе полугодие

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1-2

Звуковой анализ, алгоритм списывания.

2

3-4

Знаки препинания в конце предложения

2

5-6

Интонация предложения

2

7-8

Звуковой анализ

2

9-10

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

2

11-12

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения

2

13-14

Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных.

2

15-16

Алфавит, звуковой анализ

2

17-19

Заглавная буква в именах собственных

3

20-21

Слова, отвечающие на вопросы «какая?», «какие?» «какое?»

2

22-23

Заглавная буква в именах собственных

2

24

Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?».

1

25-26

Заглавная буква в именах собственных. Слогоударная схема слов.

2

27-28

Перенос слов.

2

29

Перенос слов. Звуковой анализ слов.

1

30-32

Развернутое толкование значения слова. Ударение.

3

33-34

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

2

35-36

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»

2

37-38

Правописание сочетаний  жи – ши

2

39-40

Правописание сочетаний ча – ща

2

41-42

Постановка вопросов к словам. Перенос слов.

2

43-44

Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос слов.

2

45-46

Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками.

2

47-48

Постановка вопросов к словам

2

49-50

Знаки препинания в конце предложения. Правописание сочетаний жи – ши

2

51

Устойчивые сочетания слов. Правописание сочетаний жи – ши

1

52

Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос

1

55

Сочетание чу – щу. Перенос слов.

1

53

Поиск слов отвечающих на поставленный (заданный) вопрос.

1

54

Звуковой анализ. Сочетания жи – ши.

1

55

Ударение. Интонация предложения.

1

56

Определение слова, от которого образовано заданное слово.

1

57

Постановка вопроса к словам. Сочетания жи–ши, ча-ща, чу-щу. Звуковой анализ слов.  

1

58

Слова, которые можно записать цифрами.

1

59

Образные выражения.

1

60

Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

61

Слово как единство звучания и значения. Ударение.

1

62

Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов.

1

63

Знакомство с транскрипцией. Многозначность.

1

64

Функция мягкого знака.

1

65

Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос слов.

1

66

Значение слова. Сочетания чк-чн. Частичный звуковой анализ.

1

67

Контрольное списывание. Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов.

1

68

Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос.

1

69

Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение.

1

70

Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными.

1

71

Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости глухости согласными.

1

72

Итоговый контрольный диктант.

1

73

Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.

1

74

Итоговый контрольный диктант.

1

75

Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.

1

76

Итоговая проверочная работа

1

77

Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам.

1

78-80

Итоговое повторение.

2

                                                       

                                                    Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Прописи. 1 класс. №1, 2, 3. Авторы: М. М. Безруких, М. И. Кузнецова Изд. центр «Вентана- Граф». Москва.2017.

Тетрадь «Я учусь писать и читать». Автор М. И .Кузнецова  Изд. центр «Вентана- Граф». Москва.2017.

Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Вентана-Граф, 2012

Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся для общеобразовательных учреждений.- М: Вентана-Граф, 2017

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2012.

Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам - М: Вентана-Граф, 2013

Журова Л.Е ,Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.: Русский язык: обучение грамоте.1 класс: Методические комментарии к урокам. - М.: Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...