Что такое суффикс ?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2017-2018 учебный год Клементьев В.В.,
3 «А» класс учитель начальных классов
Русский язык 14.11.2017
Тема: Состав слова. Суффикс.
Цель:
Дать определение суффикса. Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задачи:
1) Образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;
2) Развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
3) Воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
4) Здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей.
Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2013 год) Часть 1, мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация.
Ход урока.
- Минутка чистописания.
СЛАЙД 1.
Учитель: - Заполнив клетки кроссворда, определим букву для минутки чистописания.
(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)
У: - Какую букву пишем? (ё)
- Что можете сказать об этой букве?
(Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)
СЛАЙД 2
У: – Составьте цепочку, используя следующий шифр:
бёп вёф …
(Берутся парные согласные, между ними «ё»)
У: - Какое слово «лишнее»?
(щенок – не имеет буквы ё;
Утёнок – начинается с гласного звука;
Ёж – не обозначает детеныша, это слово нельзя перенести, оканчивается на звук [ш] .)
- Введение в тему урока.
У: - Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?
(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)
СЛАЙД 3
У: - Что заметили, когда выделили корень?
(Слово «ёж» имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных -ёнок)
СЛАЙД 4
У: - Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.
У: - Что же такое суффикс?
(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:
- Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)
У: - Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.
ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ
СЛАЙД 6
У: - Что можете сказать?
Физминутка СЛАЙД 5
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.
СЛАЙД 7,8
СЛАЙД 9 Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют части слова.
СЛАЙД 10
У: - Проверьте слова.
У: - Образуйте слова при помощи суффиксов -ок, -ик, -ник
- Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?
(Суффикс стоит после корня перед окончанием)
У: - Для чего же служит суффикс?
(Мы с помощью него образовали новые слова, значит, для образования новых слов он и служит)
СЛАЙД 10
УЧЕБНИК, стр. 89, 90
У: - Сравните наш вывод с правилами в учебнике. Что можете сказать?
(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)
СЛАЙДЫ 12, 13 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
ФЛЕШ-АНИМАЦИЯ 1. УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ
УЧЕБНИК Стр. 89, упр. 165. Самостоятельная работа. Можно организовать по вариантам, если поджимает время.
У: - Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?
(-ок-, -ик-, -ёк-.)
У: - Какие из них можно назвать орфограммами и почему?
(-ок- и -ик-, так как в них может быть безударная гласная)
- Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
СЛАЙД 14
У: - Определите, какое задание предстоит нам выполнить.
У: - Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.
У: - Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?
(Когда хотят сказать ласково)
У: - Зачем нам говорить слова ласково?
- Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»
Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.
- Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, -ИЦ, -ЕЦ, если они образуют ласковые слова?
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
СЛАЙДЫ 15 – 17. Проверка знаний в форме теста
У: - Ну а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим, что же такое суффикс.
СЛАЙД 18. Итог урока.
Домашнее задание: Стр.90, выучить правило, упр. 167.
Интернет-ресурсы:
Изображения
http://fotki.yandex.ru/users/kiss1997/view/128147/
http://www.weblancer.net/users/Moizey/portfolio/75125.html#item
http://www.chitalnya.ru/work/140123/
http://www.rollerov.net/images/articles/2006/1112/visor_l.jpg
http://pechi-pechi.ru/upload/information_system_15/2/2/0/item_220/information_items_220.jpg
http://www.d-k-d.ru/i/book/389/389-2.jpg
http://www.hais.ru/uploads/posts/2010-08/1281856944_39.jpg
http://profmag.net/images/product_images/popup_images/52665.jpg
http://dcp.sovserv.ru/media/images/7/f/6/221279.jpg
http://www.moykirov.ru/photos/ce/8c/83/ce8c839f39ef013.jpeg
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/3211/stalker8586.9/0_2275f_f578765c_XL
http://www.broctonteachers.org/images/snow%20man%20animation.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/wilderwind/view/28137/
http://www.rb.ru/upload/users/picture/49854/1645788_0_real_2008-12-29_21.43.11.gif
http://moslenta.files.wordpress.com/2010/08/1261062418_039617.jpg
Флешанимации
Предварительный просмотр:
Город Правил
В одном сказочном царстве существовал город, который назывался «Город Правил». Он был очень строгим городом. В этом городе жили Корень. Суффикс и Приставка. Корень был сильным и могучим, а Суффикс был умным и хитрым. И нравилась им очаровательная и красивая Приставка.
В один светлый солнечный день пришли Корень и Суффикс к Приставке в гости одновременно и попросили у неё руку и сердце.
Приставка ответила
- Буду с тем из Вас, кто достанет хрустальную туфельку из глубокой ямы. Та яма находится за городом.
Корень и Суффикс отправились к той глубокой-преглубокой яме. Шли они, шли, наконец, добрались до глубокой ямы.
Корень гордо сказал:
- Я, Корень. Я главный в слове. Я достану туфельку и женюсь на приставке.
А Суффикс промолчал.
Корень ходил. Ходил вокруг ямы и не знал как ему быть. Как достать туфельку? Как потом выбраться из ямы?
И Корень придумал.
- Без длинной, очень длинной здесь не обойтись. - и пошёл искать верёвку.
А Суффикс подошёл к яме и сказал:
- Быть тебе не ЯМОЙ, а ЯМКОЙ.
И в тот же миг глубокая – преглубокая яма стала маленькой ямкой. И Суффикс легко дотянулся рукой до туфельки.
Так Приставка и суффикс стали жить вместе. И жили они счастливо. А Корень приходил к ним в гости по выходным пить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358651-1385904995.jpg)
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-367109-1578675553.jpg)
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-547626-1421054436.jpg)
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-772699-1516038075.jpg)
Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-772699-1516038075.jpg)
Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...