технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
карта урока предназначена для проведения урока в 3 классе по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык класс 3
Тема урока | Место урока |
Правописание букв ы, и, обозначающих звук ы после звука ц. | В разделе «Правописание» отводится 1 урок |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
урок открытия новых знаний | комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности, сравнения; проблемные ситуации, фронтальная работа, в паре и группе. |
Цель урока | Задачи урока |
Создать условия для знакомства с правилом правописания букв ы, и, обозначающих звук ы после звука ц | предметные: систематизируют знания правописания букв ы,и ; объясняют правописание букв ы, и, обозначающих звук ы после звука ц, фиксируют орфограмму; называют слова – исключения; закрепляют правило написания слов с изучаемой орфограммой; метапредметные: познавательные: строят несложные рассуждения, обсуждают проблемные вопросы делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения; регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют её решение, оценивают и корректируют деятельность; личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества; коммуникативные: участие в учебном диалоге, общей беседе, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии, построение монологического высказывания |
Педагогические технологии | Оборудование |
системно-деятельностный подход, проблемное обучение | учебник «Русский язык» для 3 класса Ч.1 авт. С.В Иванов, М.И. Кузнецова–2014. М.:Вентана – Граф, опорные схемы, раздаточный материал для работы в парах и группах, презентация, толковый словарь С.И. Ожегова |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
I Организационный момент – | Приветствует учащихся. Весёлый прозвенел звонок Мы начинаем наш урок. Проверим готовность к уроку. Послушайте высказывание великого учёного. Как вы понимаете данные слова? Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Строят рассуждение, комментирут высказывание учёного. | самооценка готовности к уроку | |
Чистописание | Чем похожи эти буквы ? Чем отличаются? Пропишите по образцу ы/и | Сравнивают написание букв. Выполняют письмо по образцу | правильное написание букв по графическому образцу учителя | |
Актуализация знаний | В каких случаях необходим выбор букв и,ы в словах? Существует ещё одна ситуация. Какая? Узнаем об этом позже. | Отвечают на вопросы учителя
| участие в дискуссии, ответы на вопросы | |
Создание проблемной ситуации, целеполагание | Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в 2 столбика: Ёж.к, л.ст. заж.м, ш.шка, пос.лка, станц.я, ц.рк. Какие слова вызвали затруднения? Почему? Чем слова похожи? Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель ? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы её достичь? | Вставляют пропущенные буквы, распределяют слова в 2 столбика ёжик лист зажим посылка шишка станц.я? ц.рк? Слушают учителя, участвуют в диалоге, формулируют тему урока и учебную задачу. -Буквы ы, и, обозначающие звук ы после звука ц. -сформулировать правило правописания букв ы, и, обозначающих звук ы после звука ц; - применять данное правило при выполнении упражнений. - Необходимо выполнить наблюдение, сделать выводы, сформулировать правило и применить его. Выполняя соответствующие задания.
| самооценка умений определять и формулировать проблему, тему, цель урока; оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; | |
Первичное усвоение новых знаний | Предлагаю работу в группах. (выполняет рассадку учащихся, распределяет листы с заданиями, проводит краткий инструктаж). 1 группа Прочитай слова, выдели корень, подчеркни орфо-грамму в корне слова. Сформулируй и запиши вывод . Цирк, циркуль, цифра. 2 группа Прочитай слова, выдели окончание, подчеркни орфо-грамму . Сформулируй и запиши вывод . Синицы, скворцы, птенцы. 3 группа Прочитай слова. Чем они похожи? Подчеркни орфо-грамму. Сформулируй и запиши вывод. Секция, акация, станция. Прочитаем правило в учеб-нике и сравним выводы ( с. 121) Прочитайте слова. Подчиняется ли правилу их написание? Какие это слова? Как понимаете лексическое значение слова цыкнуть? Посмотрим его значение в толковом словаре. | Выполняют наблюдение по предложенному плану, участвуют в диалоге; формулируют, записывают и озвучивают вывод 1 группа Цирк, циркуль, цифра. Вывод: если орфограмма находится в корне – пиши букву и. 2 группа Синицы, скворцы, птенцы. Вывод: если орфограмма находится в окончании пиши букву ы.
3 группа Секция, акация, станция. Вывод: если орфограмма находится в слове, оканчивающихся на -ция пиши букву и. Читают правило в учебнике. Наблюдают, делают вывод. - Эти слова не подчиняются правилу. Это исключения. Их нужно запомнить. Цыкнуть – поругать, сказать строго. Смотрят лексическое значение слова в словаре. | исследовательская деятельность оценка работа в группе самоконтроль, самооценка | |
Первичная проверка понимания | Определим последо-вательность действий и составим алгоритм . Если орфограмма в окончании – пиши ы. Подумай, является ли слово исключением? Если да – пиши ы. Если слово оканчивается на ЦИЯ – пиши и. Если орфограмма в корне – пиши и. Если нет, определи, в какой части слова находится орфограмма. | Составляют алгоритм, который выводится печатным текстом на доске. 1.Подумай, является ли слово исключением? Если да – пиши ы. 2. Если нет, определи, в какой части слова находится орфограмма. 3.Если орфограмма в корне – пиши и. 4.Если орфограмма в окончании – пиши ы. 5.Если слово оканчивается на ЦИЯ – пиши и. | создание продуктов деятельности | |
Физкульт-минутка | Попрошу дежурных провести подвижную разминку. | Проводят у доски физминутку по выбору. | опора на образец | |
Первичное закрепление | Выполним задание по учебнику с 122 упр1. Формулировка задания: распределите слова на группы : с сочетанием ци в корне, слова – исключения, с окончанием ы. - Объясните лексическое значение слова цилиндр, циклон? Выделите в словах корень и оканчание. Проверим работу. - Какие слова вы не выписали? | Выполняют упражнение, распределяют слова в 3 столбика. Три человека работают у доски. Сравнивают с работой на доске циркач спицы цыплёнок циклон зайцы цыкать нарцисс концы цыган Отвечают на вопрос учителя Традиция, акация. | самооценка умения применять ранее полученные знания при выполнении упражнения | |
Творческое задание (резерв) | Объединитесь в группы. Сочините двустишие. используя рифмы. Слова для справок: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнул, цыц. ………………….привстал, ……………………..сказал | Работают в группе. Сочиняют стихотворение. Слушают получившиеся двустишия, затем читают предложенное учителем. Цыган на цыпочки привстал, И цыц цыплёнку он сказал. | работа в группе выступление результаты выполнения задания сопоставляются с предложенным учителем образцом | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1) с. 121 правило. Не следует заучивать наизусть, достаточно рассказать своими словами, указав все случаи алгоритма. 2) По желанию (если не успеют на уроке): сочинить двустишие, используя слова – исключения. | Слушают инструктаж. Записывают задание в дневник. | ||
Рефлексия, подведение итогов занятия. | -Назовите тему урока. -Перечислите случаи, когда пишется буква и? Возьмите фишку и прикрепите её на «пьедестале успеха» кто тему понял и может рассказать другому- верхняя ступенька) - Кто тему понял, но рассказать не может? ( ступенька посередине) - Кто тему не понял?( нижняя ступенька) Тест – экспресс. Поставь «-» или«+») 1.Птенцы 2. Цырк 3. Мили-цыя 4. Станция 5. Цыплёнок. | Отвечают на вопросы учителя -Правописание букв ы, и, обозначающих звук ы после звука ц. -Когда орфограмма в корне и слово оканчивается на -ция , если это не исключение. Прикрепляют фишки на доске Ставят знаки («-», «+») 1.+ 2. – 3. – 4. + 5.+ Сверяют с образцом | рефлексия деятельности (оценка успешности); |
Самоанализ урока
Класс: 3 «а»
Число обучающихся по списку: 22.
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: .
Тема урока: «».
Цель урока:
Задачи:
1.Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в именительном падеже женского и среднего рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания.
2. Развивать образное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание.
3. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.
4. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: программы: iChat, Skype, Skitch, мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 4 класс» Т. Г. Рамзаева (электронный вариант в программе MacDjView), раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы) в программе OpenOffice.
По типу – это урок изучения нового материала.
По форме проведения - урок-сказка на основе электронной презентации.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя прилагательное» курса «Русский язык». Данный урок по теме «Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания безударных окончаний имён прилагательных.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4 «Л» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
Этапы урока:
Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Использовала введение в сказку, знакомство со сказочным героем, зайцем Коськой, который пришёл на урок.
2 этап: Словарная работа.
Цель: усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; в задании на сравнение – развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
3 этап: Актуализация знаний.
Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Составление плана действия. Формулирование правила.
4 этап: Пробное учебное действие.
Цель: применение новых знаний на практике - при помощи учителя, отработка алгоритма проверки правописания безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.
На 5 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки дети играли с Коськой и Родничком, определяя на слух словосочетания в женском и среднем роде.
6 этап: Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
С целью оценки умения правильно писать окончания имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже была проведена самостоятельная работа по учебнику.
Перед самостоятельной работой, было проведено обобщение знаний о безударных окончаниях имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.
Помимо непосредственной работы над прилагательными, на уроке присутствовали различные виды разбора: синтаксический, морфологический, по составу.
7 этап: Словарно-орфографическая работа.
Цель этого задания – развитие речи и обогащения словарного запаса учащихся.
Умение употреблять в связном тексте разные, неповторяющиеся прилагательные, было выявлено в творческой работе.
8 этап: Тестирование.
Цель: проверка уровня сформированности знаний полученных за урок.
9 этап: дано домашнее задание.
10 этап. Рефлексия.
Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала путешествие в сказку через яркую, красочную компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания «какие окончания имеют прилагательные женского и среднего рода в именительном падеже». Научились различать и правильно писать безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях и в программе Skitch.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.
Недочёты в работе:
У Самуила высокий уровень тревожности, во время самостоятельной работы он разволновался и для записи текста потребовалось гораздо больше времени, чем обычно. У Ксении были проблемы со связью, на восстановление которой тоже потребовалось время. Поэтому регламент урока не выдержан. Удаление какого-либо из этапов или перенос на следующий урок сочла не целесообразным, т. к. они были необходимы для качественного усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...