«Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов». (Дополнительный материал)
материал по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
· Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
· Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
· Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
· Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
Развивать способности учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Для уроков Русского языка по УМК «Школа России»
Тема : «Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов».
(Дополнительный материал)
Составила учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева п. Монино
Азарова О.В.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов.
(Эти задания можно использовать на уроках русского языка (2-4 классы), при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)
Цель:
- Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
- Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
- Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
- Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
- Развивать способности учащихся.
Задания:
№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы*?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать".)
№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (1- сломя голову, во всю прыть; 2 - и дело с концом, дело в шляпе; 3 - и след простыл, поминай как звали.)
№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм. Рукой подать За тридевять земель Хоть пруд пруди.
Повесить голову
Взять себя в руки
С гулькин нос
Воспрянуть духом
Выйти из себя
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во "Фразеологическом словаре русского языка" Е.А. Быстровой, АЛ. Окуневой, Н.М. Шанского.)
Уже к 3 классу учащиеся овладевают понятием "фразеологизм", разными способами толкования значения фразеологизма (подбором слова-синонима, описательным толкованием, обращением к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре.
№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
4. Мы дружно работали сложа руки.
5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
7. Яшка сломя голову остановился.
Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы,
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, 1убы заговаривать,
покраснеть до кончиков волос.
№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С .., нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
3. Кирилл целый день бездельничал.
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).
Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:"Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?" Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на &го месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене., чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце кондов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Литература:
- С.В.Максимов. Крылатые слова. Москва «Терра» 1995г.
- «Лови момент». Москва. Ридерз Дайджст. 2011г.
- Словарь Фразелогизмов. Москва «Терра» 1999г.
- Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва. «Вече». 2000 г.
Предварительный просмотр:
Для уроков Русского языка по УМК «Школа России»
Тема : «Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов».
(Дополнительный материал)
Составила учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева п. Монино
Азарова О.В.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов.
(Эти задания можно использовать на уроках русского языка (2-4 классы), при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)
Цель:
- Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
- Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
- Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
- Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
- Развивать способности учащихся.
Задания:
№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы*?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать".)
№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (1- сломя голову, во всю прыть; 2 - и дело с концом, дело в шляпе; 3 - и след простыл, поминай как звали.)
№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм. Рукой подать За тридевять земель Хоть пруд пруди.
Повесить голову
Взять себя в руки
С гулькин нос
Воспрянуть духом
Выйти из себя
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во "Фразеологическом словаре русского языка" Е.А. Быстровой, АЛ. Окуневой, Н.М. Шанского.)
Уже к 3 классу учащиеся овладевают понятием "фразеологизм", разными способами толкования значения фразеологизма (подбором слова-синонима, описательным толкованием, обращением к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре.
№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
4. Мы дружно работали сложа руки.
5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
7. Яшка сломя голову остановился.
Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы,
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, 1убы заговаривать,
покраснеть до кончиков волос.
№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С .., нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
3. Кирилл целый день бездельничал.
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).
Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:"Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?" Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на &го месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене., чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце кондов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Литература:
- С.В.Максимов. Крылатые слова. Москва «Терра» 1995г.
- «Лови момент». Москва. Ридерз Дайджст. 2011г.
- Словарь Фразелогизмов. Москва «Терра» 1999г.
- Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва. «Вече». 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...
Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"
Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...
Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"
Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...
Мастер-класс "Лепбук-как приём систематизации знаний учащихся начальных классов"-2023
Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной кн...