Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
методическая разработка по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr._napravl._na_zakreplenie_znach._frazeologizmov._po_uch._a.v._polyakovoy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")
2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?
Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.
(I - сломя голову, во всю прыть; II - и дело с концом, дело в шляпе; III - и след простыл, поминай как звали)
3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
За тридевять земель Хоть пруд пруди
Повесить голову Взять себя в руки
С гулькин нос Воспрянуть духом
Выйти из себя Рукой подать
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; С гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки; данные фразеологизмы-антонимы представлены во "Фразеологическом словаре русского языка" Е.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского.)
4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.
Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос,
Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
Эффективность системы, разработанной А.В. Поляковой, подтверждают данные нашего экспериментального исследования. Школьники, обучавшиеся по учебникам А.В. Поляковой, уже в 3-м классе владеют понятием "фразеологизм", разными способами толкования значения фразеологизма (подбор слова-синонима, описательное толкование, обращение к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре. Данные умения и навыки младших школьников позволяют выйти на качественно новый уровень обучения - реализовать региональный подход в обучении фразеологии.
Региональный аспект обучения фразеологии предполагает включение в начальный курс русского языка регионального фразеологического материала. Под региональной фразеологией как одним из компонентов содержания образования будем понимать ту часть богатейшего фонда русской фразеологии, которая возникла и бытует среди народов отдельного региона и зафиксирована в словарях народных говоров (в нашем случае под регионом понимается территория Архангельской области).
Целью обучения региональной фразеологии является приобщение младших школьников к культуре родного края, воспитание чувства уважения к традициям и нравственным ценностям народа.
Для наполнения содержания обучения фактическим языковым материалом (региональными фразеологизмами) был проанализирован "Архангельский областной словарь". Представленные в словаре фразеологические единицы можно распределить на группы: 1) варианты литературных фразеологизмов (палец о палец не делывать - палец о палец не ударить, волосы встали ежом - волосы встали дыбом); 2) синонимы литературных фразеологизмов (лен не делен - водой не разлить, батогом море мутить - толочь воду в ступе); 3) оригинальные фразеологические единицы (капнуло с носа на губы, дверки в дверки). Для обучения региональной фразеологии наибольший интерес представляют фразеологические единицы второй и третьей группы, поскольку именно они являются носителями национально-культурной информации. Компоненты этих фразеологизмов отражают природные особенности края и связанные с ними процессы труда (море, берег, вода, жито и др.), историю народа, его обычаи и обряды (вить бороду, волочить хвосты), содержат названия предметов материальной культуры, характерные для края (вехоть, батог, гусли и др.).
В обучении региональной фразеологии необходимо выделить ряд этапов: 1) первичное ознакомление с региональным фразеологизмом; 2) повторение и углубление понимания семантики региональной фразеологической единицы; 3) обучение употреблению фразеологизмов в собственном тексте. Конечно, выделение этапов достаточно условно, все они не только тесно связаны между собой, но и взаимопроникаемы. Для каждого этапа предназначены специальные упражнения, совокупность которых представляет систему обучения региональной фразеологии.
Приведем примеры работы над региональной фразеологией в начальной школе.
1. Параллельное ознакомление с книжным и региональным фразеологизмом.
Я провожу время очень однообразно. Утром дела не делаю, а так, из пустого в порожнее переливаю.
Примерная беседа, которая проводится после чтения предложений.
- Перед вами строки из письма Александра Сергеевича Пушкина. Прочитайте их внимательно и попробуйте догадаться, чем занимался по утрам поэт, говоря, что "переливает из пустого в порожнее"?
- Мы познакомимся еще с одним фразеологизмом. Он имеет то же значение, что и фразеологизм переливать из пустого в порожнее. О человеке, который занимается чем-либо бесполезным или бесцельно тратит время, наши земляки говорят: "Он батогом море мутит".
- Знакомо ли вам слово батог? Что оно обозначает?
- Если слово батог во фразеологизме заменить на слово палка, то получится - палкой море мутить.
- Фразеологизмы батогом море мутить и переливать из пустого в порожнее означают одно и то же.
- Замените в предложении фразеологизм переливать из пустого в порожнее на фразеологизм, который употребляют наши земляки. Совсем невесело целыми днями переливать из пустого в порожнее.
Для справок: переливать из пустого в порожнее - заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно тратить время. Батог (арх. диал.) - палка, трость
2. Ознакомление с региональным фразеологизмом в ходе сообщения о его происхождении.
Фразеологизм волочить хвосты означает быть последним в каком-либо деле, отставать от других в чем-либо. Происхождение этого фразеологизма связано с обрядом, который долгое время существовал в нашем крае. На празднике собиралась молодежь, и девушки на выданье, то есть в возрасте, когда пора выдавать замуж, должны были водить хоровод. Первыми в хоровод становились девушки, отличающиеся крепким здоровьем, красотой, трудолюбием. Самые "никудышные" невесты замыкали хоровод, они-то и волочили хвосты.
3. Повторение и углубление понимания семантики региональной фразеологической единицы
Распределите фразеологизмы по парам.
Батогом море мутить, губы на замок, высоко себя нести, переливать из пустого в порожнее, прикусить язык, задирать нос.
Объясните, почему именно такие пары вы образовали? Что общего у фразеологизмов, которые вы объединили в пары? (обозначают одно и то же, являются фразеологизмами-синонимами) Чем они отличаются? (одни употребляются всеми говорящими на русском языке, другие только жителями Архангельской области)
Для справок: батогом море мутить - переливать из пустого в порожнее; губы на замок - прикусить язык; высоко себя нести - задирать нос.
4. Замените в предложениях общеупотребительный фразеологизм региональным.
- Сегодня весь день льет как из ведра.
- На ярмарку народу съехалось - хоть отбавляй.
- Зимой мы встречались от случая к случаю.
- Осталось решить задачу, и дело с концом.
Для справок: порой да временем, счет не берет, как с горы, и дело в сторону.
Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.
Литература
1. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе - М., 1989. - 190 с.
2. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997. - 96 с.
3. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке // Начальная школа. - 1974. - № 8. - С. 34 - 49.
4. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников - Екатеринбург, 1998. - 161 с.
5. Леонович Е.Н., Леонович С.Е. Орфографический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь: Пособие для учащихся начальной школы. - М.: ТЕРРА, 2000. - 384 с.
6. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 12. - С. 27 - 31.
7. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
8. Полякова А.В. Русский язык 1 класс (а также 2, 3, 4 классы): Методические рекомендации для учителя (система 1 - 4). - М., 2000.
9. Сысоева С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников - Рязань, 1999. - 172 с.
10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
11. Шевлякова Е.Д. Работа по фразеологии в начальном обучении русскому языку - Л., 1969. - 373 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...
Повторение и закрепление знаний о числах в пределах 10.
Урок математики1 классТема: Повторение и закрепление знаний о числах в пределах 10.Цель урока: закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10; упражнять в сравнении чисел, решении примеров на сл...
«Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов». (Дополнительный материал)
middot; Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;· Активизации словаря мл...
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: повторение знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...
«Повторение изученного, закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач.».
Повторение изученного, закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач...