Русский язык. 3 класс. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

В данном уроке учащиеся продолжают знакомиться с понятием "Однокоренные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.44 КБ
Файл russkiy_yazyk_3_klass.pptx1004.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык, УМК «Школа России».

Класс: 3

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Учитель: Грязнова Наталья Валериевна.

Основные виды деятельности:

- формулировать определение однокоренных слов и корня слова;

- различать однокоренные слова ( с общим корнем);

- выделять в них корень;

- подбирать примеры однокоренных слов.

Планируемые результаты:

- Находить группы однокоренных слов;

- выделять в них корень;

- объяснять лексическое значение однокоренных слов;

- находить и выписывать слова с указанным корнем.

Универсальные учебные действия:

 - Поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков ( существенные, несущественные)

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

 Орг.момент

( самоопределение

к деятельности).

 - Оцените свою готовность к уроку.

Ну –ка проверь – ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных.

- Спасибо, садитесь!

Проверяют готовность по стихотворению.

Эмоциональный настрой на урок

 Формулирование темы урока.

Задание «Восстанови текст»

-Откройте тетради, запишите число, месяц, «Классная работа».

Седьмое  ноября. Классная работа.

- Обратите внимание, какие орфограммы

встречаются в написанном?

- Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах.

Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст».

- Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать  из слов для справок, подходящие по смысл слова..

Жили – были серый….

И его…

Серый … был очень тих

И …тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий… .

Слова для справок: ёж, ежиха,ёжик.

- Итак, какое стихотворение у нас получилось?

- Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?

- В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи?

- Это словарные слова. В этих словах нужно

запомнить написание безударных непроверяемых

гласных или написание букв, которые мы должны

запомнить.

- Дети работают в парах, рассуждают, вставляют слова на свои места.

- Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют.

- Высказывают версии: «Семейка», «Мама, папа и сынок» и т.д.

- Это однокоренные слова.

Целеполагание.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

- Обратите внимание на следующее задание.

- На доске записаны группы слов.

 Найдите и запишите только однокоренные слова.

Задание:

1 вариант:

1.Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

2 вариант:

2.Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

- Какие слова написали?

- Все ли слова понятны?

Работа со словарём.

Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах.

Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли.

- Как определили, что записали однокоренные слова?

- Сформулируйте тему урока.

- Это новая тема для нас?

- Поставьте перед собой цель на уроке.

- Исходя из цели, какие задачи мы можем

сегодня определить на урок?

- Вспомните всё, что вы знали раньше

об однокоренных словах и подчеркните в первой

колонке  таблицы «я знал…».

я знал

Хочу узнать…

узнал

1. Родственные слова.

2.  Корень слова.

3. Общее лексическое значение.

1. Как распознать однокоренные слова?

2. Какие орфограммы могут встретиться в корне слова?

3. Как пишется корень?

4. Что такое однокоренные слова?

5. Как выделять корень в словах?

6. Новое правило для однокоренных слов.

.

- Во второй колонке подчеркните то, о чём бы  вы хотели узнать об

однокоренных словах.

- Для того, чтобы узнать новое и заполнить третью колонку нашей таблицы, мы должны выполнить наши задачи на уроке. И первая задача «Познакомиться с правилом».

Ученики выполняют задание у себя в тетрадях.

Ученики читают слова: 1 вариант – гора, горка, пригорок, горец.

2 вариант: - купить, покупка, покупатель, купец, накупить.

- Нет, нам не понятны слова горец и купец.

- Эти слова похожи по смыслу

 и в них есть общая часть – корень.

- Однокоренные слова.

- Нет, мы знакомились с понятием «однокоренные слова» во 2 классе.

- Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.

1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах.

2. Продолжить  находить однокоренные слова;

3. Выделять их общую часть – корень;

Ученики работают с таблицей.

- Ответы одного – двух детей.

Работа по теме.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 61.

 - Прочитайте правило.

- Определите непонятные слова.

- Выделите ключевые слова для понятия «однокоренные слова»

Приём «Кластер»

-Сделайте вывод. Выделите основные признаки однокоренных слов.

- О каком понятии идёт речь?

- На основе опорных слов закончите объяснение понятий «однокоренные слова»

                                  однокор.слова

одно и тоже значение         один корень

                                            ( пишется одинаково)

- На стр.61 выполним упр.108.

- Составьте план выполнения задания.

-  Ребята, а что вы можете сказать о самом слове «корень»?

Корень – подземная часть растения

Корень – часть волоса, зуба, ногтя

Корень – начало, источник чего – либо

Корень – часть слова.

Какое значение корня интересует нас для выполнения задания?

- Что же такое корень?

- А что заключено в корне слова?

- В какой форме написан текст?

- Как правильно будем оформлять его в тетради?

Работа у доски.

- Почему слова «грибы» и «грибной» однокоренные? ( Возвращаемся к схеме)

- А какое лексическое значение у слова гриб?

- А как ещё можно назвать однокоренные слова?

- Почему они родственные?

- Одинаковый корень, одно и тоже значение.

- Однокоренные слова

 

1. Прочитайте.

2. Спишите.

3. В однокоренных словах выделите корень.

.

- Корень слова.

- Общая часть родственных слов.

- Общее лексическое значение.

- В поэтической.

- Каждое предложение записывать

с новой строки, с заглавной буквы

и правильно расставлять знаки препинания.

- У них один корень, одно значение.

- Это…

- Родственные.

- они как родственники, похожи общей частью и у них одинаковое значение.

Физ.минутка

 Самостоятельная работа.

- Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

Работа в парах.

- У вас на столе лежат карточки двух цветов. Выберите себе одну из карточек по уровню.

Прочитайте. Спишите предложения. Выделите корень в однокоренных словах

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Муравьи живут в муравейнике.

.

Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Под.    ...синой растут подосиновики.

2. В л…су работает л…сник.

3. Мурав…и ж…вут в муравейнике.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание

выполненное вашим соседом и оцените его.

- Как находили однокоренные слова? ( работа со схемой)

Дети выбирают себе карточку. Выполняют задание.

Оценивают друг друга по критериям,

задание проверяют по слайду.

- выделяли общую часть – корень, определили одно и тоже значение слова.

 Рефлексия.

Дом.задание

Вернёмся к нашей таблице и заполним последний столбик «узнал…»

- При помощи карандаша, стрелочкой из второй колонки «хочу узнать» укажите  то ,.что мы узнали сегодня на уроке.

- Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

- Посмотрите на наши задачи ещё раз, удалось нам выполнить их?

- Каких результатов мы достигли? Получилось у нас достигнуть цели урока?

Приём «Благодарность»

- А теперь  поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке и оцените его при помощи смайликов.

- Дома вы выполните на стр.62 упр.109. Прочитайте задание.  Второе задание вы выполняете все, а вот третье задание по желанию.

- Урок окончен, спасибо!

- … ,ты очень хорошо работал на уроке и поэтому я отдаю тебе свой зелёный смайлик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс Ну –ка проверь – ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё – ль на месте, всё – ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят ? Выполнила учитель начальных классов ОУ «Новоуральская школа» Таврического района Омской области Грязнова Наталья Валериевна

Слайд 2

Эмоциональный настрой на урок Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных .

Слайд 3

Восстановите текст: Жили – были серый … И его … . Серый … был очень тих И … тоже . И ребёнок был у них Очень тихий … . Слова для справок: ёж, ежиха , ёжик .

Слайд 4

Найдите и запишите только однокоренные слова 1 вариант: Гора , горка, горный, горевать, пригорок, горец. 2 вариант: Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Слайд 5

Толковый словарь: Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах .

Слайд 6

Толковый словарь: Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли.

Слайд 7

Тема урока: Однокоренные слова

Слайд 8

Цели урока: Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.

Слайд 9

Задачи: 1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах. 2 Продолжить находить однокоренные слова; 3. Выделять их общую часть – корень.

Слайд 10

Упр. 108 стр.61 План выполнения задания: 1. Прочитайте. 2. Спишите. 3. В однокоренных словах выделите корень.

Слайд 11

Толковый словарь: 1.Корень – подземная часть растения. 2.Корень – часть волоса, зуба , ногтя. 3.Корень – начало, источник чего – либо 4.Корень – часть слова .

Слайд 12

Физминутка о днокоренные слова не однокоренные слова

Слайд 13

Проверь соседа! Прочитайте. Спишите предложения. Выделите корень в однокоренных словах 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Муравьи живут в муравейнике.

Слайд 14

Проверь соседа! Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Под о синой растут подосиновики. 2. В л е су работает лесник . 3. Мурав ь и ж и вут в муравейнике.

Слайд 15

Критерии оценивания: У тебя всё получилось – Ты допустил ошибки – К сожалению, ты в ыполнил задание не п равильно -

Слайд 16

Домашнее задание 1.Учебник, стр.62 упр.109. 2. Из словаря однокоренных слов, в учебнике, на стр.149 выписать 5 строчек любых однокоренных слов, выделить корень.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Реализация ФГОС. Урок русского языка "Подбор однокоренных слов"2 класс

Представлен урок русского языка по теме: "Подбор однокоренных слов" для 2 класса по прогроамме Занкова Л.В. Урок соответствует новым целям ФГОС: личностным, метапредметным и предметным. Урок сопровожд...

Урок русского языка "Признаки однокоренных слов" 2 класс

Урок изучения нового материала. Программа "21 век". Учебник "Русский язык" С.В.Иванов...