Конспект урока по русскому языку " Правописание глаголов. Повторение" 4 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кудакова Татьяна Михайловна

Урок для 4 класса по совершенствованию умений в правописании глаголов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные личные окончания глаголов

Слайд 2

ПАМЯТКА Поставить глагол в неопределённую форму. Выделить глагольный суффикс перед - ть . Определить спряжение глагола. I спряжение II спряжение ед.ч . мн.ч ед.ч . мн.ч Н.ф . - ать , - оть , - уть , - еть - ить 1-е лицо -у (-ю) -ем -у (-ю) -им 2-е лицо -ешь - ете -ишь - ите 3-е лицо - ет - ут (-ют) - ит - ат (- ят ) Исключения Брить, стелить Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть

Слайд 3

т ы мечта… ешь ишь помощь

Слайд 4

м ы корм… ем им помощь

Слайд 5

т ы наблюда … ешь ишь помощь

Слайд 6

т ы постел … ешь ишь помощь

Слайд 7

он обид… ет ит помощь

Слайд 8

Источники http:// ceiling-city.ru/upload/images/arnament/53a2c71f70e45.jpg http:// www.playcast.ru/uploads/2015/04/28/13365950.gif http://easyengl.ucoz.ru/_ld/269/s06289479.jpg http :// f17.ifotki.info/org/dcda714b51f2849de10fa4a52d7dd4cd4fb595185566277.jpg http:// thelib.ru/books/00/12/10/00121065/i_011.png http://www. мебель-стекло. com.ua/ wp -content/gallery/ Fotopechat_na_fasade /Leaf/87.jpg https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b6187f851d321cbc0c012513303c9181&n=33&h=215&w=250



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание глаголов. Повторение.»

Подготовила: учитель начальных классов  I квалификационной категории

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Задачи урока:

Обучающая: повторить правила правописания глаголов:  временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа,фронтальный, работа в парах,

Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ, здоровьесберегающая.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 1 (автор Чуракова Н.А.и др.), тетрадь№ 2 «Для самостоятельной работы» (автор Байкова Т.А.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация, тренажёр

Организационная информация

Тема урока

Обобщение знаний о глаголе

Предмет

Русский язык, УМК «Перспективная начальная школа»

Класс

4

Автор урока

Кудакова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

МБОУ «СШ № 10»

Методическая информация.

Тип урока

Урок – обобщения

Цель урока

Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.

Задачи урока

  1. Формировать умение правильно обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, распознавать  спряжение глаголов.
  2. Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся.
  3. Активизировать словарный запас.
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

  • Актуализируют теоретические знания о глаголе;
  • Закрепят умения правильно писать безударное личное окончание глагола;
  • Повторят глаголы-исключения;
  • Приобретут умения работать в паре

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор;  индивидуальные  раздаточные карточки.

План урока

Ход урока.

Оргмомент. ( слайд 1)

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Подарите друг другу улыбку! У всех у вас хорошее настроение. Пусть оно сохранится таким до конца урока. Начинаем урок русского языка

2.Введение в тему( слайд 2)

-Ваше первое  задание: расшифровать тему нашего урока.

-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось?  Глагол

3.Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы непросто будем вспоминать о глаголе, а выясним, что знаем об этой части речи.

4. Минутка чистописания.   Слайд 3- 7

Первичное закрепление

Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)

  1. Глагол -это в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?                 п) Кому? Откуда?                       р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) дополнением;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по числам               п) по падежам

Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.

Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось?   (Верно)

Словарная работа(8 слайд)

- Запишите новые  словарные  слова

Январь, Календарь

- выполните упражнение Т 57 с 55

5.Актуализация знаний( 9 слайд)

Игра «Поезд» по правилам о глаголе

Цель: проверить знания правил о глаголе.

Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)

- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете.  А также глаголы брить, стелить)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть,  слышать , видеть, ненавидеть.

гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

6.Закрепление (работа с тренажёром)

Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение по н.ф.

- Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

 - Как определить спряжение глаголов?

- Работа с тренажёром у доски

(дети записывают в тетрадь)

С любым словом придумать предложение, подчеркнуть основу.

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?   (сказуемым)

Физминутка (снятие напряжения с  глаз)  

7. Самостоятельная работа.(парами)  Слайд 10

- Выполните задания на карточках в парах, не забудьте о правилах поведения во время этой работы

Группа №1

Задание1.Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л.)

Шила в мешке не утаишь.(2л.)

Двое одного не ждут.(3л.)

Задание 2. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2 спряжения.

Потушить, дышать, тянуть, встречать.

Группа № 2.

Задание 1. – Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

На час отстан…шь – за день не догон…шь.

И сам тон…т, и других топ…т.

Задание 2. – Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени.

Терпенье и труд, всё перетрут.

Раз солгал. -  на век лгуном стал.

Труд кормит, лень портит.  

Группа № 3.

Задание 1.. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть – зеленеет(1 спр.)
Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …

Задание 2. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов

Дремл…шь у окна,  пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

Физминутка (подвижная)

И гра «Четвёртый лишний»  Слайд 11

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

Трещит, скрипит, воет, решал. (Решал – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

-Добавьте подходящее существительное, запишите.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

- Составьте словосочетание, запишите. Укажите в словосочетании главное слово, стрелочкой покажите зависимое слово.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

-Составьте со словом предложение. Запишите, подчеркните основу, укажите части речи.

(дополнительно: сделайте морфологический разбор глагола)

8. Домашнее задание:  стр. 154, упр. 123.       Слайд 12

9. Рефлексия.Слайд 13

Дети и педагог подводят итоги урока

Продолжите предложения:

Я понял, что …..

Я узнал, что ……

Мне было интересно…..

Мне было трудно …..

- Сегодня за работу на уроке я поставила следующие оценки..

- Молодцы!  Спасибо за знания.                

Дополнительно

Задание 3.Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.
Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

Задание 2.Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

Приложение

Группа №1

Задание1. Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Шила в мешке не утаишь

Двое одного не ждут.

Задание 2. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2 спряжения.(в столбик)

Потушить, дышать, тянуть, встречать.

_________________________________________________________

Группа № 2.

Задание 1. – Выпишите  только глаголы и вставьте пропущенные буквы.

На час отстан…шь – за день не догон…шь.

И сам тон…т, и других топ…т.

Задание 2. – Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени.

Терпенье и труд, всё перетрут.

Раз солгал. -  на век лгуном стал.

Труд кормит, лень портит.  

_____________________________________________________________

Группа № 3.

Задание 1.. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть – зеленеет(1 спр.)
Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …

Задание 2. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов

Дремл…шь у окна,  пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе УМК «Перспективная начальная школа» Учитель: Кудакова Т.М .

Слайд 2

Определите тему урока? П Х Г Л С Ш А Г К О Л

Слайд 3

Выберите букву правильного ответа? Глагол -это …… в) часть речи; г) член предложения

Слайд 4

Выберите букву правильного ответа? Глагол обозначает: д ) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.

Слайд 5

Выберите букву правильного ответа? .Глаголы отвечают на вопросы: о) Что? Кто? п ) Кому? Откуда? р ) Что делать? Что сделать?

Слайд 6

Выберите букву правильного ответа? Каким членом предложения является? л) подлежащим; м) дополнением; н ) сказуемым.

Слайд 7

Выберите букву правильного ответа? Как изменяется глагол? о) по числам п ) по падежам

Слайд 8

.. нварь , к .. л... ндарь Я а е 6 Б, 6 ЗВ 9 Б, 8 ЗВ

Слайд 9

Проверь свои знания о глаголе

Слайд 11

Найди лишнее слово? Трещит, скрипит, воет, решал Встречает, визжал, поскрипывал, дул Прочитает, запишет, нарисует, удивил

Слайд 12

стр. 154, упр. 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Конспект урока по русскому языку "Правописание глаголов" 4 класс УМК "Школа 21 века"

ТемаЗакрепление по теме: «Правописание глаголов».Цели Образовательные: 1)обобщить и систематизировать знания детей о глаголе. Способствовать развитию устной речи, оперативной пам...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глагола с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:развитие умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять морфологический разбор глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописания глаголов;знать временные формы глагола, начальную ф...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;совершенствование умения определять лицо, число, спряжение глаголов.Планируемые...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание глаголов" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание глаголов" 4 класс...