Урок русского языка по теме " Обобщение изученного о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Боярова Ирина Васильевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx51.19 КБ
Файл moy_urok.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение изученного о глаголе.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Ну что же, не будем зря время терять.

Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».  

 Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Ученик:

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение? О действиях. Да, вы верно отгадали тему урока: “Глагол”.

“На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

 (слайд )

Давайте соберем  все,  что вы знаете о глаголе?

1 ученик   -      глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

2 ученик - Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

3 ученик -  “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

4 ученик - Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Самыми употребительными являются следующие глаголы:  мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть.

5 ученик –

-Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Учитель:  Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

Проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” Записываем в тетрадь только глаголы.

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Работаем по алгоритму, чтобы правильно написать окончания глаголов.

-Молодцы! А теперь углубим эти ответы  выполним тестовую работу.

Выберите правильное утверждение.

1. Глаголы

А) склоняются

Б) спрягаются

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

А) по предлогу

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

(зачитывается вариант ответов)

К нам в класс пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глагола.

        Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

- Запишите исправленный текст.

Учитель: Глаголы используются как в литературной, так и в разговорной речи. Очень важное место глагол занимает в русском фольклоре, элементом которой является пословица, Пословица –это произведение устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям, и почему они так называются?

(К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста).

 У каждого на столе лежит листок с пословицей.

1. Труд кормит, лень портит.
2. Смелый находит, слабый теряет.
3. Человек по делу узнается.
4. Терпенье и труд всё перетрут.
5. Кто много видел и слышал, тот много знает.

7. Много
желать– добра не видать.

9. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

10. Мороз невелик, а стоять не велит.

12. У работающего в руках дело огнем горит.

13. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

14. Месяц светит, да не греет.

15. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

 16. Сядем рядком, поговорим ладком.

– Запишите свою пословицу в тетрадь. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Определите временную форму глаголов. Дайте характеристику глаголам. ( время, число, род или лицо, спряжение)

Физминутка

Учитель: Выполняйте действия, которые я вам буду говорить:
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Сядьте ровно, улыбнитесь.


- В каком времени я произносила глаголы?

Сценка.

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

- В этом году  на соревнованиях по городу  я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

9)        В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво.

Таких глаголов несколько. Вот некоторые из них:

победить

убедить

дерзить

шелестеть ( слайд)

 Невозможно  и глагол убедить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:

Я.. убежу?

Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть.

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.

-Что такое фразеологизмы?

-Прочитайте, что такое фразеологизмы.

-Попробуйте объяснить значение фразеологизмов.

Точить зубы – сердиться на кого-либо, накапливать злобу.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать.

Прикусить язык – замолчать, умолкнуть внезапно.

Чесать языки – заниматься пустой болтовней.

 Строить глазки – привлекать внимание.

  Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.

На слайде:

1) Водить за нос – вводить в заблуждение, обманывать.
2) Развешивать уши – слушать с чрезмерным увлечением, подслушивать.

3) Клевать носом – дремать сидя и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.

Творческая работа

Мы многое вспомнили о глаголе и  приступаем к  творческой  работе.

Посмотрите внимательно на доску.(Картина «Весна».)

- О каком времени года говорим сейчас? – Может ли звучать весна? - Слушаем музыку П.И. Чайковского "О весне".

Любимым временем года Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу  лаской и любовью.

Композитор свои чувства выражает в музыке, художник - в картинах, а  поэты – в стихах.

У нас в классе начинающий поэт - Виолетта, она прочитает свое стихотворение. Как вы думаете, с помощью какой части речи он будет передавать пробуждение природы?

Давайте послушаем стих о весне и отметим глаголы, передающие приход весны.

О Весне

Бегут ручьи и солнце светит,

И все проснулось и поет.

Весенняя капель щебечет,

И все вокруг живет, живет!

Пришла весна! Пришла весна!

Пробились первые цветы.

Ей рада я, ей рад и ты,

И наши сбудутся мечты.

Летают в небе ласточки

На крыльях ветерка,

И зелень на поляночке

Нежна и так мягка.

И воздух чист,

И ясен небосклон,

И песенки весны

Летят со всех сторон.

(Называем глаголы, которые услышали)

Слайд- У меня написаны глаголы, составьте словосочетания с этими глаголами.

•        журчат

•        льется

•        сверкает

•        пригревает

•        щебечут

•        распускаются

•        зеленеет

•        пробуждается

- Вспомните все, что мы говорили о весне, используйте данные глаголы и иллюстрации напишите небольшое сочинение о весне. Озаглавьте его.

- Чтение сочинений.

4. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске пиктограммы  лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2517_1db7767b0da69f9472f41034f5ec3268.jpg.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растёт.

Слайд 2

« Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова». Николай Греч

Слайд 3

“ Кто что делает ?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Слайд 4

ОСТАНОВКА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»

Слайд 5

Урок-путешествие в страну « Глаголию » Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

Слайд 6

Урок-путешествие в страну « Глаголию » Однажды Саша и Наташа решили пойти на прогулку в лес. Шли они и вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . В лесу они нашли ягоды черники. После еды ребята повеселели и быстро нашли дорогу домой.

Слайд 7

Глагол победить убедить дерзить шелестеть

Слайд 8

Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку.

Слайд 10

«Будь внимателен!» Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Вставлять палки в колёса; Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. Бить баклуши .

Слайд 12

Любимым временем года Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок которого согревает душу лаской и любовью.

Слайд 13

• журчат • льется • сверкает • пригревает • щебечут • распускаются • зеленеет • пробуждается

Слайд 14

Глагол – это серьезная часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит Нам с вами в жизни только лишь успех .

Слайд 16

Спасибо за урок! До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"

Цели:    обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных    (в начальной форме)  после букв ...

конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"

На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к ру...

Современный урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о глаголе"

Данный урок может использоваться учителями, работающими по программе "Школа России" в цикле уроков по теме: Глагол...

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний о глаголе», 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе» поможет сформировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов,...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Обобщение по теме глагол" (УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: отрабатывание умение распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов...