Урок русского языка по теме " Обобщение изученного о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение изученного о глаголе.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.
Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.
Ученик:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.
- О чем же это стихотворение? О действиях. Да, вы верно отгадали тему урока: “Глагол”.
“На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
(слайд )
Давайте соберем все, что вы знаете о глаголе?
1 ученик - глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
2 ученик - Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
3 ученик - “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
4 ученик - Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть.
5 ученик –
-Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Учитель: Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.
Проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” Записываем в тетрадь только глаголы.
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
Работаем по алгоритму, чтобы правильно написать окончания глаголов.
-Молодцы! А теперь углубим эти ответы выполним тестовую работу.
Выберите правильное утверждение.
1. Глаголы
А) склоняются
Б) спрягаются
2. Спряжением глагола называется
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам
3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
5. Лицо глагола определяют
А) по предлогу
Б) по частице бы
В) по существительному
Г) по личному местоимению
6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
(зачитывается вариант ответов)
К нам в класс пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
- Запишите исправленный текст.
Учитель: Глаголы используются как в литературной, так и в разговорной речи. Очень важное место глагол занимает в русском фольклоре, элементом которой является пословица, Пословица –это произведение устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям, и почему они так называются?
(К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста).
У каждого на столе лежит листок с пословицей.
1. Труд кормит, лень портит.
2. Смелый находит, слабый теряет.
3. Человек по делу узнается.
4. Терпенье и труд всё перетрут.
5. Кто много видел и слышал, тот много знает.
7. Много желать– добра не видать.
9. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
10. Мороз невелик, а стоять не велит.
12. У работающего в руках дело огнем горит.
13. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
14. Месяц светит, да не греет.
15. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
16. Сядем рядком, поговорим ладком.
– Запишите свою пословицу в тетрадь. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Определите временную форму глаголов. Дайте характеристику глаголам. ( время, число, род или лицо, спряжение)
Физминутка
Учитель: Выполняйте действия, которые я вам буду говорить:
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Сядьте ровно, улыбнитесь.
- В каком времени я произносила глаголы?
Сценка.
-А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
- В этом году на соревнованиях по городу я обязательно победю…, нет побежу…
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- А как сказать правильно?
Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)
9) В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво.
Таких глаголов несколько. Вот некоторые из них:
победить
убедить
дерзить
шелестеть ( слайд)
Невозможно и глагол убедить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:
Я.. убежу?
Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть.
Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)
-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.
-Что такое фразеологизмы?
-Прочитайте, что такое фразеологизмы.
-Попробуйте объяснить значение фразеологизмов.
Точить зубы – сердиться на кого-либо, накапливать злобу.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать.
Прикусить язык – замолчать, умолкнуть внезапно.
Чесать языки – заниматься пустой болтовней.
Строить глазки – привлекать внимание.
Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.
На слайде:
1) Водить за нос – вводить в заблуждение, обманывать.
2) Развешивать уши – слушать с чрезмерным увлечением, подслушивать.
3) Клевать носом – дремать сидя и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.
Творческая работа
Мы многое вспомнили о глаголе и приступаем к творческой работе.
Посмотрите внимательно на доску.(Картина «Весна».)
- О каком времени года говорим сейчас? – Может ли звучать весна? - Слушаем музыку П.И. Чайковского "О весне".
Любимым временем года Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
Композитор свои чувства выражает в музыке, художник - в картинах, а поэты – в стихах.
У нас в классе начинающий поэт - Виолетта, она прочитает свое стихотворение. Как вы думаете, с помощью какой части речи он будет передавать пробуждение природы?
Давайте послушаем стих о весне и отметим глаголы, передающие приход весны.
О Весне
Бегут ручьи и солнце светит,
И все проснулось и поет.
Весенняя капель щебечет,
И все вокруг живет, живет!
Пришла весна! Пришла весна!
Пробились первые цветы.
Ей рада я, ей рад и ты,
И наши сбудутся мечты.
Летают в небе ласточки
На крыльях ветерка,
И зелень на поляночке
Нежна и так мягка.
И воздух чист,
И ясен небосклон,
И песенки весны
Летят со всех сторон.
(Называем глаголы, которые услышали)
Слайд- У меня написаны глаголы, составьте словосочетания с этими глаголами.
• журчат
• льется
• сверкает
• пригревает
• щебечут
• распускаются
• зеленеет
• пробуждается
- Вспомните все, что мы говорили о весне, используйте данные глаголы и иллюстрации напишите небольшое сочинение о весне. Озаглавьте его.
- Чтение сочинений.
4. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске пиктограммы лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова». Николай Греч
“ Кто что делает ?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
ОСТАНОВКА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
Урок-путешествие в страну « Глаголию » Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Урок-путешествие в страну « Глаголию » Однажды Саша и Наташа решили пойти на прогулку в лес. Шли они и вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . В лесу они нашли ягоды черники. После еды ребята повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Глагол победить убедить дерзить шелестеть
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку.
«Будь внимателен!» Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Вставлять палки в колёса; Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. Бить баклуши .
Любимым временем года Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок которого согревает душу лаской и любовью.
• журчат • льется • сверкает • пригревает • щебечут • распускаются • зеленеет • пробуждается
Глагол – это серьезная часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит Нам с вами в жизни только лишь успех .
Спасибо за урок! До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"
Цели: обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить правила написания мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после букв ...
конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"
На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к ру...
Современный урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о глаголе"
Данный урок может использоваться учителями, работающими по программе "Школа России" в цикле уроков по теме: Глагол...
Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об изученных правилах письма", 2 класс
УМК "Школа России"...
Урок русского языка по теме «Обобщение знаний о глаголе», 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе» поможет сформировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов,...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Обобщение по теме глагол" (УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: отрабатывание умение распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов...