Выход на тему, цель, задачи в соавторстве.
| 7 | Подведение детей к формулированию и постановке задач и целей урока | Учитель: Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Вы видите что- то необычное? Кто из вас самый внимательный? (Дети находят карточку с загадкой о синонимах и карточки с буквами, на доске выкладывают словo.) Прошу вас составить из букв тему нашего урока. («Синонимы»). Учитель: Ответьте, какова тема? Вспомните, что такое синонимы? Синонимы – это слова, различные по звучанию, но совпадающие или близкие по значению. При этом обычно, характеризуя предмет с одной стороны, каждый из синонимов даёт какой-либо оттенок основного значения. Какую задачу поставите перед собой на уроке, зная, что тема «Синонимы»? | Наблюдение, проблемная ситуация. Совместное открытие целей и задач урока. Работа по карточкам. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые цели урока. Указывает объект, проводит наблюдения. | Выполняют задания.
| Регулятивные: совместная постановка целей Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Групповая работа в парах (проверка на слайде)
| 7 | Закрепить использование слов синонимов. | Учитель: В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Сейчас я предлагаю вам найти себе пару, используя слова синонимы. (Учитель раздает карточки со словами, дети ищут себе пару.) Приложение 1.
Артист | Актёр | Смелый | Отважный | Великан | Гигант | Верный | Преданный | Всадник | Наездник | Думать | Размышлять | Заболеть | Занемочь | Лётчик | Пилот | Кружиться | Вертеться | Маленький | Крошечный | Заглядеться | Засмотреться | Мёрзнуть | Зябнуть | Случай | Происшествие | Истратить | Израсходовать | Иностранный | Зарубежный |
| Создание проблемной ситуации с ситуацией успеха. Работа по карточкам с синонимами. | Указывает объект, проводит наблюдения.
| Выполняют задания. Выводят вывод по использованию слов синонимов.
| Регулятивные: - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Самостоятельная работа с текстом.
| 15 | Подведение детей к самостоятельному выводу по работе с синонимами. | Учитель: Я знаю ещё одну необычную историю. Слайд Жили рядом учёный-ботаник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли невиданной красоты цветы, у второго хорошо цвели лишь чертополох и крапива. И вот заметил садовод, что сначала у края, а потом и по всему саду стали чахнуть цветы и растения. Просто соседская зависть перебралась через забор и стала душить всё вокруг. И понял учёный, что нужно спасать цветы. Учитель: Ребята, как вы думаете, что сделал учёный? (устные ответы учеников) Около дома росла роза, которая единственная пока цвела и благоухала. Взял садовник свою розу и подарил карлику. И снова росли у него цветы, порхали бабочки и качались на своих тоненьких ножках колючие, с восхитительным ароматом, розы. Учитель: Как вы думаете, каким может быть запах у розы? Запишите ответы в тетради. (Ароматный, благоухающий, приятный, душистый, чудесный, восхитительный, небывалый, необычный, прекрасный) Учитель: Как называются слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения? (Синонимы) Учитель: Ребята, а какого цвета роза? (Красная, белая, розовая….) Учитель: Давайте подберем синонимы к слову красная роза. Работа со словарем синонимов и проверка на слайде. Красный - цвета крови, один из основных цветов спектра. Пунцовый - ярко-красный Пурпурный - цвета пурпура, ценной краски тёмно-красного цвета, употреблявшегося в древности для окрашивания тканей. Алый - светло – красный. Рубиновый - цвета рубина, драгоценного камня. Учитель: Вот сколько синонимов мы нашли. Подумайте, чего можно избежать, употребляя в своей речи синонимы? (Употребляя синонимы можно избежать навязчивого повторения одного и того же слова, разнообразить речь, выразить мысль точнее и ярче.) Учитель: Предлагаю вам поисково-творческую самостоятельную работу. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека. Ребята, вы сегодня узнали, что слово «красный» имеет много синонимов. Воспользуйтесь полученными знаниями, проявите максимум смекалки, попробуйте вернуть слова-синонимы на место. Прочитайте свои оригинальные РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. Приложение 2. На листах ребят: Создание РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ На фоне ------ заката Цветочек ----- сияет. И песни звонкие цикада В вечерней дымке рассыпает. Шиповник --------душистый С --------- розой тихо спорит: Кто всех красИвее, пушистей, Природой кто искусней скроен? ---------- занавес на солнце Сиреневый накинул вечер. Какой же день он нам пророчит: С дождём, оранжево ль беспечный? Опустит полог свой ------- Ночная мгла на город спящий.
Слова – помощники: красный, алый, бордовый, пурпурный, вишневый Проверка с итоговым текстом по слайду. Автор: Расулова Ирина На фоне КРАСНОГО заката Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет. И песни звонкие цикада В вечерней дымке рассыпает. Шиповник РОЗОВЫЙ душистый С БОРДОВОЙ розой тихо спорит: Кто всех красивее, пушистей, Природой кто искусней скроен? ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце Сиреневый накинул вечер. Какой же день он нам пророчит: С дождём, оранжево ль беспечный? Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ Ночная мгла на город спящий. | Прием ассоциативных зацепок. Выполнение заданий на листах с помощью текста на интерактивной доске.
| Указывает объект, проводит наблюдения.
| Дети пользуются словами в подсказке, работа на листах А4, проверка на слайде, работа со словарем, делают выводы по работе.
| Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения примеров в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в команде (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью записывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Индивидуальная творческая работа. Игра «Допиши словечко»
| 5 | Просмотр задания на слайде Подведение детей к самостоятельному выводу по работе с синонимами.
| Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Допиши словечко». Работа в тетрадях по слайду. Слайд: Простое слово промежуток: В театре несколько минуток; Пока начнётся новый акт, Мы назовем его …..антракт; На время что-то прекратив, Мы объявляем … перерыв; В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим … передышку; После урока непременно нужна ребятам … перемена. Слова помощники на слайде: промежуток времени – антракт, перерыв, передышка, перемена.
| Создание проблемной ситуации с ситуацией успеха.
| Дает задания, проводит наблюдения, оценивает, закрепляет полученные знания. | Выполнение заданий и взаимопро верка.
| Регулятивные: - умение действовать планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Коллективная игра «Равнобуквенные синонимы»
| 7 | Отработка умения подбирать слова синонимы по определенному условию. Работа с интерактивной доской. | Учитель: Предлагаю вам игру «Равнобуквенные синонимы». На слайде впишите в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. Слайд. 
Слова для проверки: бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный.
| Коллективная работа. Наблюдение, создание проблемы, метод игры. | Наблюдает, помогает. | Выполняют задания на интерактивной доске. | Коммуникативные - умение работать в команде, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Подведение итогов и рефлексия. | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Все задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Подведем итог нашей работы. Для чего нужны синонимы? Чем пользовались для нахождения слов синонимов? Оцените свою работу. На столе карточки, проанализируйте свою работу. Заполните табличку. Поставьте значок √ там, где считаете нужным. Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из урока? Какое задание показалось вам трудным? Почему? На что нужно обратить внимание?
| Рефлексия, контроль. | Задает вопросы о целях урока. Обеспечивает положитель ную реакцию детей. Выставляет оценки за работу на уроке. | Высказывают свои впечатления от урока, вспоминают цели урока, делают выводы по использованию синонимов, заполняют карточки по самоанализу работы. Получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |