Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Синонимы» с использование игровой, поисково-творческой технологий у учащихся 3 классов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шарабаринова Ирина Викторовна

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Синонимы" в 3 классе с использованием игровой и поисково-творческой технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Синонимы» 

с использование игровой, поисково-творческой технологий у учащихся 3 классов».

Учитель:  Васильева Ирина Викторовна, учитель начальных классов  «МБУ Гимназия №39» город Тольятти.

Дата проведения: 14 апреля 2016 г.

         Тип урока: закрепление изученного  материала.

         Цель: повторить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, способствовать развитию творческих способностей,  обогащению словарного запаса, воспитывать культуру общения у учащихся.

       Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • развивать зрительную память и орфографическую зоркость;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации коллективной деятельности в работе малых групп.

Здоровьесберегающая:

  • Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутка.

Технологии: игровая и поисково-творческая.

Данная технология принципиально меняет роль учащегося на занятии: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.

Применение данной технологии обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.:

  • научиться учиться («умею учить себя);
  •  развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);
  •  поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»)
  • совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя, сам оцениваю свою деятельность»).

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации; карточки для групповой и индивидуальной работы.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

УУД:

  • Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
  • Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, словаре, иллюстрациях.
  • Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. При выполнении заданий формируются познавательные универсальные учебные действия: извлечение и представление информации.
  • Задания способствуют формированию коммуникативных УУД – навыков делового сотрудничества: договариваться, выслушивать чужую точку зрения, сравнивать разные точки зрения, распределять обязанности. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); строить рассуждения.

Этап

занятия

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, задачи в соавторстве.


 

 7
 

Подведение детей к формулированию и постановке задач и целей урока
 

 Учитель: Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Вы видите что- то необычное?  Кто из вас самый внимательный? (Дети находят карточку с загадкой о синонимах и карточки с буквами, на доске выкладывают словo.)  Прошу вас составить из букв тему нашего урока.  («Синонимы»).

Учитель: Ответьте, какова тема?   Вспомните, что такое синонимы?

Синонимы – это слова, различные по звучанию, но совпадающие или близкие по значению. При этом обычно, характеризуя предмет с одной стороны, каждый из синонимов даёт какой-либо оттенок основного значения.        

Какую задачу поставите перед собой на уроке, зная, что тема «Синонимы»?

Наблюдение, проблемная ситуация.

Совместное открытие целей и задач урока.
 Работа по

карточкам.

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые цели  урока.
Указывает объект, проводит наблюдения.

Выполняют задания.

 

Регулятивные:

совместная  постановка целей Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Групповая работа в парах (проверка на слайде)

 7
 

Закрепить использование слов синонимов.

 Учитель: 

В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов.

Сейчас я предлагаю вам найти себе пару, используя слова синонимы. (Учитель раздает карточки со словами, дети ищут себе пару.)

Приложение 1.

Артист

Актёр

Смелый

Отважный

Великан

Гигант

Верный

Преданный

Всадник

Наездник

Думать

Размышлять

Заболеть

Занемочь

Лётчик

Пилот

Кружиться

Вертеться

Маленький

Крошечный

Заглядеться

Засмотреться

Мёрзнуть

Зябнуть

Случай

Происшествие

Истратить

Израсходовать

Иностранный

Зарубежный

 Создание проблемной ситуации с   ситуацией успеха.

Работа по карточкам с синонимами.
 

Указывает объект, проводит наблюдения.


 

Выполняют задания. Выводят вывод по использованию слов синонимов.

Регулятивные:

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Самостоятельная работа с текстом.

 15
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу по работе с синонимами.
 

Учитель:

Я знаю ещё одну необычную  историю.

Слайд

Жили рядом учёный-ботаник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли невиданной красоты цветы, у второго хорошо цвели лишь чертополох и крапива. И вот заметил садовод, что сначала у края, а потом и по всему саду стали чахнуть цветы и растения. Просто соседская зависть перебралась через забор и стала душить всё вокруг. И понял учёный, что нужно спасать цветы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что сделал учёный? (устные ответы учеников)

 Около дома росла роза, которая единственная пока цвела и благоухала. Взял садовник свою розу и подарил карлику. И снова росли у него цветы, порхали бабочки и качались на своих тоненьких ножках колючие, с восхитительным ароматом, розы.

Учитель: Как вы думаете, каким может быть запах у розы? Запишите ответы в тетради. (Ароматный, благоухающий, приятный, душистый, чудесный, восхитительный, небывалый, необычный, прекрасный)

Учитель: Как называются слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения? (Синонимы)

Учитель: Ребята, а какого цвета роза?  (Красная, белая, розовая….)

Учитель: Давайте подберем синонимы к слову красная роза. Работа со словарем синонимов и проверка на слайде.

Красный - цвета крови, один из основных цветов спектра.

Пунцовый - ярко-красный

Пурпурный - цвета пурпура, ценной краски тёмно-красного цвета, употреблявшегося в древности для окрашивания тканей.

Алый - светло – красный.

Рубиновый - цвета рубина, драгоценного камня.

Учитель: Вот сколько синонимов мы нашли.  Подумайте, чего можно избежать, употребляя в своей речи синонимы? (Употребляя синонимы можно избежать навязчивого повторения одного и того же слова, разнообразить речь, выразить мысль точнее и ярче.)

Учитель: Предлагаю вам поисково-творческую самостоятельную работу. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека. Ребята, вы сегодня узнали, что слово «красный» имеет много синонимов. Воспользуйтесь полученными знаниями, проявите максимум смекалки, попробуйте вернуть слова-синонимы на место. Прочитайте свои оригинальные  РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.  Приложение 2.

На листах ребят:

Создание РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

На фоне ------ заката

Цветочек ----- сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник --------душистый

С --------- розой тихо спорит:

Кто всех красИвее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

---------- занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит:

С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой -------

Ночная мгла на город спящий.

Слова – помощники: красный, алый, бордовый, пурпурный, вишневый

Проверка с итоговым текстом по слайду.

Автор: Расулова Ирина

На фоне КРАСНОГО заката

Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник РОЗОВЫЙ душистый

С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:

Кто всех красивее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит:

С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ

Ночная мгла на город спящий.

Прием ассоциативных зацепок.

Выполнение заданий на листах с помощью текста на

интерактивной доске.

 Указывает объект, проводит наблюдения.


 

Дети пользуются словами в подсказке, работа на листах А4, проверка на слайде, работа со словарем, делают выводы по работе.  

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения примеров в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в команде (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью записывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

1

Снятие усталости

Мультимедийная презентация

Просмотр презентации

Организует выполнение

Выполняют гимнастику по упражнениям презентации

 Индивидуальная творческая работа. Игра «Допиши словечко»

 5
 

 Просмотр задания на слайде

Подведение детей к самостоятельному выводу по работе с синонимами. 

  Учитель: Предлагаю поиграть в  игру  «Допиши словечко». Работа в тетрадях по слайду.

    Слайд:

    Простое слово промежуток:

    В театре несколько минуток;

    Пока начнётся новый акт,

    Мы назовем  его …..антракт;

    На время что-то прекратив,

    Мы объявляем …   перерыв;

    В борьбе, в труде устали слишком –

    Дают уставшим …  передышку;

    После урока непременно нужна        ребятам … перемена.   

 Слова помощники на слайде:

промежуток  времени – антракт, перерыв, передышка, перемена.

Создание проблемной ситуации  с ситуацией успеха.

Дает задания, проводит наблюдения, оценивает, закрепляет полученные знания.
 

Выполнение заданий и взаимопро

верка.

Регулятивные:

 - умение действовать планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

- оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коллективная игра «Равнобуквенные синонимы»

7

Отработка  умения подбирать слова синонимы по определенному условию.

Работа с интерактивной доской.

Учитель: Предлагаю вам игру «Равнобуквенные синонимы».

На слайде впишите в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Слайд.

Слова для проверки: бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный.

Коллективная работа. Наблюдение, создание проблемы, метод игры.

Наблюдает, помогает.

Выполняют задания на интерактивной доске.

Коммуникативные

- умение работать в команде, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Подведение итогов и рефлексия.
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

 Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок.  Все задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Подведем итог нашей работы. Для чего нужны синонимы?  Чем пользовались для нахождения слов синонимов?

Оцените свою работу. На столе карточки, проанализируйте свою работу. Заполните табличку. Поставьте  значок √ там, где считаете нужным.

Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из урока? Какое задание показалось вам трудным? Почему? На что нужно обратить внимание?

 Рефлексия, контроль.
 

 Задает вопросы 
о целях урока.

 Обеспечивает положитель

ную реакцию детей. Выставляет оценки за работу на уроке.

Высказывают свои впечатления от урока, вспоминают цели урока, делают выводы по использованию синонимов,

заполняют карточки по самоанализу работы. Получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обстоятельство"

Урок проведён в 3 классе. УМК "Начальная школа 21в."...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Открытый урок по русскому языку на тему "Синонимы" 4 класс

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Синонимы"...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...