Слог как минимальная произносительная единица
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цели:

1. Формировать  умения различать слово и слог.

2. Определять количество слогов в слове.

3. Делить слова на слоги.

Формировать УУД:

- Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы к упражнению; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

в 1 «В» классе

ГБОУ школа № 60

Выборгского района Санкт – Петербурга

2013-2014 учебный год


УМК «Школа России»

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы: Слог как минимальная произносительная единица

Тема

Слог как минимальная произносительная единица

Цели

1. Формировать  умения различать слово и слог.

2. Определять количество слогов в слове.

3. Делить слова на слоги.

Формировать УУД:

- Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы к упражнению; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

- Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

- Определять количество в слове слогов.

- Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. -  - Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

- Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

- Классифицировать слова по количеству в них слогов.

- Составлять слова из слогов.

- Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Личностные УУД: Уметь аргументировать выбор своего ответа

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы

Основные понятия

Слог, слово.

Межпредметные связи

 Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2011

- электронные файлы со словами-отгадками

- схемы слов;

- листы для проведение игры «Допиши слово».

- тестовые задания.

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Организует проговаривание правила поведения на уроке.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Дети  отгадывают загадки

Пытаются делить отгадки  на три группы

В учебнике на стр. 31 читают тему урока.

Находят в словах-отгадках  количество гласных и определяют  количество слогов.

Загадывает загадки (Приложение 1, слайды 1-5), открывает слова-отгадки на мониторе

Организует  процесс деления отгадок на 3 группы

Организует работу с учебником

Организует процесс определения количества гласных и слогов в словах-отгадках, запись в тетрадь по группам

Отгадать загадку, в слове назвать орфограмму.

На какие 3 группы можно поделить отгадки? По какому принципу?

- Чему будем учиться на уроке?

Определяют количество гласных  и соотносят с количеством слогов в слове.

На доске открываются  схемы слов: 1-, 2-, 3-х сложных, Отгадки прикрепляются под схемы  в соответствии с количеством слогов в них.

Повторить написание словарных слов

Определить тему урока

Определить количество слогов в слове

Запись слов-отгадок  в тетради по группам, в соответствии с количеством слогов нем.

 (Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: узнавать загаданные слова по их признаках

 (Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других

(Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться высказывать свое предположение на основе анализа слова

III. Постановка проблемы.

Дети высказывают свои предположения, ссылаясь на учебник стр.32 и появившиеся записи на доске и в тетрадях (Слайды 6-7)

Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку: сколько в слове гласных, столько и слогов.

- По каким признакам определили количество слогов в слове?

- Как вы думаете, какая у нас будет цель урока?

- Какой главный вопрос нашего урока?

Делают вывод – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свою версию на основе выводов учебника и записей

IY. Совместное открытие новых знаний.

 

Высказывают свои мысли.

Выполняют упр.2 стр.32

Учитель произносит слова и слоги, которые высвечиваются на мониторе

Организует работу по выполнению упражнения 2 стр. 32

На какие две группы можно разделить запись:

За, коза, гора, ка, река, ма, ва, сорока,  град, ра, радуга, март.

Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение)

Что такое слог? (Часть слова)

(Слайд 8-10)

Сравнивают слова в столбцах, делят на слоги, дополняют по 2 слова к каждому столбцу, записывают их в тетрадь, деля на слоги.

Самостоятельно подбирают примеры слов с заданным количеством слогов.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД).

Уметь:

 - работать с учебником.

- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подбирать  1, 2, 3-х сложные с слова в соответствии со схемой

Y. Первичное осмысление и закрепление знаний

Организует самостоятельную работу

По 11  слайду составляют и записывают слова, указывая количество слогов возле каждого слова.

На мониторе демонстрируется слайд 11.

Уметь составлять слова со слогов и определять количество слогов в словах

(Познавательные УУД)

Уметь самостоятельно выполнять работу

 Личностные УУД

Уметь применять полученные  знания при выполнении самостоятельной работы

YI. Самостоятельное применение новых знаний.

Организует работу в группах  - проведение игры «Допиши  слово» (Первым слогом нового слова  является последний слог предыдущего слова)

На партах лежат орфографические словари, которые используют для подбора слов.

В  группах выстраивают цепочки слов, записывают на листочке.

Учитель выдает каждой группе чистый лист для записи цепочки слов. Помогает группам выполнить задание (По необходимости) Пример: ма-ма, ма-ши-на, на-ши, ши-ро-ко, ко-за, за-да-ча, ча-сы и т.д.

Составляют слова из слогов

(Познавательные УУД)

Уметь делать выводы в результате совместной работы

 (Коммуникативные УУД).

Уметь: - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- доносить свою позицию до других

-  выполнять различные роли в группе.

VII. Рефлексия. 

Самостоятельная работа.

Выполняют тест – (Приложение №2)

Взаимопроверка.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Что узнали нового?

- Выполнили  главную задачу урока?

- Какие слова не делятся на слоги?

- Как  определить количество слогов в слове ?

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Приложение  №1.

На коробку  я похож,

ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну конечно, я _ … (пенал)

Белый камушек растаял,

 На доске следы оставил (Мел)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке  (Кисточка)

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш  (Резинка)

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет  (Школа)

Слаще меда, мягче пуха

 «Отдохни!» — все шепчет в ухо.

 Тот, кто будет с ней дружить.

 Будет очень плохо жить  (Лень)


Приложение  №2.

1. Как узнать сколько слогов в слове?

А).  Не знаю.

Б). Посчитать количество согласных звуков в слове.

В). Посчитать количество гласных звуков в слове.

2. Какое слов нельзя разделить на слоги?

А). Яблоко.

Б). Учитель.

В). Дождь.

3. Запиши слова, начиная со слова, состоящего из одного слога, далее – из 2-х слогов, 3-х слогов.

Апрель, март,  лист,  утюг, озеро, ворона, язык, мороз.

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....