Однокоренные слова. Корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учетом требований ФГОС
по русскому языку во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100», с учетом требований ФГОС НОО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка во 2 классе на тему: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
- Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа 2100» по учебнику «Русский язык» 2 класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В.
- Разработать дидактический материал для проведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltakova_s.v.rar | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования ИРО РТ
МБОУ «Лицей им.В.В.Карпова» Зеленодольского района РТ
Проект
Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учетом требований ФГОС
по русскому языку во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова».
Выполнила:
Болтакова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей им.В.В.Карпова»
Казань – 2016
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100», с учетом требований ФГОС НОО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
Считаю, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования. Способствовать умению наблюдать над однокоренными словами и их значением, подбирать группы слов с одинаковым корнем и выявлять признаки, по которым слова являются однокоренными. Тема «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» представляет особую сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Основная часть.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка во 2 классе на тему: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
- Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа 2100» по учебнику «Русский язык» 2 класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В.
- Разработать дидактический материал для проведения урока.
Технологическая карта урока
Тема | Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. | |||||
Цели | развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов. | |||||
Ресурсы | книгопечатная продукция - учебники «Русский язык» 2 класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В. -методические рекомендации для учителя «Русский язык» 1-2 классы под редакцией Бунеевой Е. В., Комиссаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. - ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку - электронное приложение к учебнику - дидактический материал – раздаточный материал | |||||
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы Форма организации учебной деятельности | Содержание | Формируемые УУД | ||
Действия учителя | Действия учащихся (возможные варианты) | |||||
1. | Мотивационный этап Мотивация познавательной деятельности | стихотворение Коллективная | Задание 1. Учитель читает стихотворение: Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем! – Прочитайте девиз нашего урока (на доске) Значит, … | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». – Значит, мы открываем что-то новое. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание открывать новое. | |
2. | Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Слова на доске Фронтальная Парная | Задание 2. – Какое задание можно предложить к этим словам? круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь – Какие буквы нужно вставить в эти слова?Почему? – Записать слова, подчеркнуть орфограммы. | Вставить пропущенные буквы. Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.
Проверить написание этих слов по словарю. Вывод: написание нужно запомнить. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: постановка и решение проблемы; Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач. | |
3. | Актуализация знаний Минутка чистописания. | Работа в тетради Фронтальная парная | Задание 3 – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. Оцени свою работу: Я молодец! Могу и лучше! Мало старался! – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? – Какое это слово? Запишите его. - Что вы можете рассказать о значении слова корень? – Какие еще значения имеет это слово? - Что о нем можно сказать? | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. Оценивают свою работу Если их соединить, то получится слово. Корень. Корень есть у зуба - это его внутренняя часть; Корень дерева - это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть. Корень слова - то главная часть слова. Вывод: У слова корень много значений, значит это слово многозначное. | Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | |
4. 5. | Формулирование проблемы, планирование деятельности. Реализация построенного проекта | Запись на доске Парная, Индивидуальная Запись на доске | – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке? – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. Задание 4. Найти лишнее слово. - Почему слово лишнее? Белка, беленький, белить, - Где слова родные (однокоренные)? - Как вы находили лишние слова? - Прочитайте только корень. - Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Почему? – Без какой же части не бывает слова? Почему? – Что выражает корень в однокоренных словах? Что такое корень? Сделайте правильный ВЫВОД: 1.Корень слова - это ОБЩАЯ часть всех слов. 2.Корень-это ГЛАВНАЯ часть предложения. 3.Корень – это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов. -Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод – Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника с.75. – Что для вас было новым? Непонятным? |
Корень слова. Корень слова. Однокоренные слова. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3.Как не ошибиться в подборе однокоренных слов? Записывают однокоренные слова, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод. Отличаются по смыслу. Вывод: родственные (однокоренные) слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу. Думали над значением слова. Ничего невозможно понять и прочитать. Мы закрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова - это главная часть слова. Слово без корня не имеет смысла! Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него растут другие слова. Корень – это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов. Читают правило в учебнике с.75, сравнивают и добавляют свои слова | Регулятивные: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: умение применять ранее полученную информацию Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); | |
6. | Обобщение и систематизация знаний Проверка понимания способа действия. | Стихотворение (на слайде) Фронтальная индивидуальная | Задание 5. – Назовите и выпишите однокоренные слова. Как-то много лет назад Посадили дивный сад. Не был этот сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? | Называют однокоренные слова Сад, рассада, посадки, садовод, садовник Объясняют написания слов. Делают выводы. Вывод: корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. | Коммуникативные Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные Развиваем умения выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
7. | Применение знаний и умений в новой ситуации Выявление однокоренных слов | Работа с учебником (№118, стр.75) Парная Слайд | Задание 6. (№118, стр.75) – На какие две группы можно разделить слова? Запишите слова в столбики. Лист, хвостик, хвостатый, листок, листочек, хвост, листопад. Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами? - Обозначьте корень в словах. Проверяем по эталону. - Что можете сказать про корни в каждом столбике? | Делят слова на две группы по смыслу, выделяют корень в словах. Лист хвостик листок хвостатый листочек хвост листопад Вывод: корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений Личностные: формирование адекватной, осознанной самооценки и самопринятия Коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки | |
8. | Физкультминутка Психофизическая тренировка. Релаксация. Гимнастика для глаз | Релаксация Парная Мульдимедийная презентация фронтальная | Задание 7. - Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели - Давайте дадим отдых глазам, сделаем гимнастику. | Выполняют упражнение для релаксации Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | Коммуникативные: умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | |
9. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Самопроверка | Карточка Парная Индивидуальная | Задание 8. Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - _______. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. - Проверяем по эталону. | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с эталоном, ставят констатирующую оценку Вывод: Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень и близкий смысл. | Коммуникативные: умение делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения; готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
10. | Подведение итогов | Игра «Суета». Парная групповая (на слайде) Работа в паре На слайде | Задание 9. Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. - Какие слова лишнее? Почему? Задание 10. –Кто из героев прав? Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». Вернемся к нашему плану. 1.Какую тему мы сегодня начинаем ПОДРОБНО изучать? 2.Какой вывод сделали по теме урока? - Давайте составим себе памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень». Расположите эти действия в нужном порядке: 1.Найти общую часть однокоренных слов. 2.Подобрать несколько однокоренных слов. 3. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова. -Получился алгоритм (порядок действий). - Подчеркнем ключевые слова: ПОДОБРАТЬ, НАЙТИ СЛОВО, ВЫДЕЛИТЬ общую часть. - Все правильно. Молодцы! 3.Кто нас радовал своими ответами? Кому хочется сделать комплимент? - Вместе с комплиментом вы дарите друг другу хорошее настроение, своё доброе сердечко. | Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень и близкий смысл; корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 1.Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. 2.Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова. 1. Подобрать несколько однокоренных слов. 2. Найти слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова. 3. Найти общую часть однокоренных слов. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
11. | Этап разъяснения домашнего задания | Корни слов на доске (на слайде) | Задание 11. Попробуйте вырастить свое «словесное дерево». Возьмите любой корень и попробуйте вырастить (образовать) как можно больше однокоренных слов (корни: сказ, сад, игр) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог | |
12. | Рефлексия Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | На слайде индивидуальная | - Посмотрите на нашу карту. -Сделайте вывод о своём участии на уроке. 1. Я сегодня узнал… 2. На уроке было интересно… 3. На уроке мне было трудно… 4. Теперь я могу… 5. Меня удивило… 6. Урок дал мне для жизни… 7. Мне захотелось… - Мне понравилось, как мы с вами поработали. Благодарю всех за работу. Вы молодцы! | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"
Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...
Однокоренные слова. Корень слова.
Разработка урока русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...