Технологическая карта урока русский язык по теме Правописание суффиксов -ек-, -ик-
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта  урока русский язык по теме Правописание суффиксов -ек, -ик-. 4 класс УМК Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

  1. Топанова Татьяна Михайловна
  2. УМК «Перспектива»
  3. Русский язык
  4. 4 класс
  5. Правописание суффиксов –ик-, -ек-.
  6. Цели:
  • Познакомить с орфограммой «Правописание суффиксов –ик-, -ек- в именах существительных
  • Закреплять правописание орфограмм корня
  1. Планируемые результаты:
  • Выделять значимые части слова и давать их определения
  • Разбирать слова по составу
  • Находить и проверять орфограммы в частях слова
  • Обосновывать написание корня, приставок, суффиксов
  • На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях
  1. Формируемые УУД:

Предметные:

  • Формулировать проблемы
  • Выдвижение гипотез и их обоснование

            Коммуникативные:

  • Умение слушать и слышать других людей

            Регулятивные:

  • Способность к рефлексии собственной деятельности

            Личностные:

  • Положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности
  1. Оборудование:
  • Мультфильм «В стране невыученных уроков» по книге Л. Герасимовой
  • Карточки с текстом для проверки знаний

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Удд

Организационный момент

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Всё ли лежит в нужном порядке.

Проверить готовность к уроку, настроить детей на работу.  

Проверяют готовность к уроку.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Актуализация знаний

Словарная работа:

У вас написано на доске слово орех

Определите орфограмму

Образуйте форму множественного числа

Образуйте имя прилагательное

Что произошло в слове в первом случае?

Что добавили во втором?

Что такое суффикс

Это нам сегодня пригодится на уроке

Выборочный диктант

Выпишите слова группами

I вариант : слова с проверяемыми безударными гласными в корне

    Чародейкою, зимою, немою, блестит, стоит, мертвец, очарован, косой, затрепещет, ослепительной, красой.

II вариант: слова с буквосочетаниями после шипящих

   Чародейкою, чудной, жизнью, живой, очарован.

III вариант : слова с орфограммами-согласными в корне

  Лес, легкой, солнце.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

                                Ф. Тютчев        

(Самопроверка. Оценивание.)

Подчеркните орфограммы. Назовите проверочные слова.

Проверяет знание орфограмм, признаки частей речи

Поверяет знание орфограмм с проверяемыми безударными гласными в корне, с буквосочетаниями после шипящих, с орфограммами-согласными в корне

Вспоминают орфограмму, признаки имени существительного и имени прилагательного, части слова, порядок разбора слова по частям

Применяют знания об орфограммах и умение нахождения слов с этими орфограммами и умение подбирать проверочные слова. Самопроверка. Оценивание.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Самоопределение к деятельности

С чем мы сейчас работали?

Как вы думаете с чем сегодня будем работать?

Могут ли суффиксы быть орфограммой?

Определите на слух, какие суффиксы есть в словах ключик, замочек.

А теперь прочитайте эти слова. Найдите суффиксы.

Что заметили?

Сформулируйте тему урока (правописание суффиксов –ик-, -ек-), задачи урока (узнать, как пишутся эти суффиксы, поупражняться в их написании).

Проводит фронтальный опрос.

Вспоминают что такое орфограммы, осознают учебно-познавательную задачу,  планируют результат работы. Формулируют цели и задачи урока. Формулируют тему урока.

Положительное отношение к процессу познания,  к языковой деятельности; высказывать предположения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Работа по теме урока

Учебник

Упражнение 170 с. 101

Прочитайте столбики слов.

Парами записаны однокоренные слова или формы одного и того же слова? Почему? (форма)

Что происходит в суффиксах I столбика, II столбика?

Какой суффикс пишется в словах первого столбика?

А во втором столбике?

Какой вывод можно сделать?

Сравните наши выводы с высказыванием профессора Самоварова.

Были правы или есть дополнения?

Давайте просмотрим фрагмент из мультфильма « В стране невыученных уроков» по книге Лии Борисовны Гераскиной. Правильно ли рассуждает ее герой Виктор Перестукин?

Можно ли использовать правило, которым пользовался мальчик?

Что добавим в наше правило?

Упражнение 171 с. 101

Прочитайте задание.

Давайте рассмотрим образец.

Будем записывать слова с пропущенными суффиксами, рассуждая устно.

Комментированное письмо слов по цепочке

Давайте еще раз скажем алгоритм рассуждения написания суффиксов –ик-, -ек-.

Задаёт последовательно вопросы по теме, организует поисковую деятельность, создаёт проблемную ситуацию.

Учащиеся предлагают варианты написания суффиксов. Приходят к выводу, что не знают правила написания суффиксов –ек- и –ик-.

Предлагают способы решения проблемной ситуации. Работают в парах, выводят алгоритм проверки написания суффиксов –ек-,-ик-. Делают записи в тетради.

Проводят самооценку.

Повторяют правило, которое помогло выполнить задание.

Выполняют проверку.

Проводят самооценку.

Проводят рефлексию по теме урока.

Выводят алгоритм проверки новой орфограммы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Контролировать действия партнёра.

Физминутка.

Звучит  танцевальная музыка и на слайдах под музыку двигаются животные.

Создаёт атмосферу для восприятия прекрасного.

Учащиеся участвуют в проведении физминутки.

Работа по теме урока

Закрепление изученного материала

Упражнение 172 с. 101

Прочитайте, что необходимо сделать в этом упражнении.

Читаем предложения и смотрим одинаковые ли правила вы примените для проверки пропущенных  орфограмм. Если нет, то назовите орфограммы, которые здесь есть.

Что обязательно надо сделать еще в этом задании?

Выполняем самостоятельную работу по вариантам:

I вариант работает с 1, 2 предложением.

II вариант с 3, 4 предложением.

III вариант с 5, 6 предложением.

На выполнение работы 5 минут, проверка

Организует самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам.

Проверка выполнения.

Слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения Строить речевое высказывание в  письменной форме;

Применять правила правописания;

Принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия

Я для вас приготовила еще одну работу. Перед вами лежат задания. Вам необходимо их сделать.

  1. Тест
  • Приставка – часть слова, которая стоит:
  • Перед корнем    
  • После корня
  • После окончания
  • После суффикса
  • Не существует приставки:
  • С –
  • В –
  • З –
  • О –
  • Укажите раздельное написание:
  • (про)студа
  • (про)мах
  • (про)долг
  • (про)дрог
  • Выберите слово с приставкой с –
  • (з, с)делка
  • (з, с)дравие
  • (з, с)десь
  • (з, с)дание
  • Суффикс служит для:
  • Связи слов в предложении
  • Изменения слов
  • Образования новых слов
  • Соединения корня и окончания
  • Укажите слово с суффиксом –ик-
  • Ключ…к
  • Кармаш…к
  • Замоч…к
  • Дружоч…к
  • Разберите слова по составу и укажите лишнее слово:
  • Белка
  • Рыбка
  • Липка
  • Стопка

  1. Тест
  • Приставка – часть слова, которая стоит:
  • Перед корнем    
  • После корня
  • После окончания
  • После суффикса
  • Не существует приставки:
  • С –
  • В –
  • З –
  • О –
  • Укажите раздельное написание:
  • (про)студа
  • (про)мах
  • (про)долг
  • (про)дрог
  • Выберите слово с приставкой с –
  • (з, с)делка
  • (з, с)дравие
  • (з, с)десь
  • (з, с)дание
  • Суффикс служит для:
  • Связи слов в предложении
  • Изменения слов
  • Образования новых слов
  • Соединения корня и окончания
  • Укажите слово с суффиксом –ик-
  • Ключ…к
  • Кармаш…к
  • Замоч…к
  • Дружоч…к
  • Разберите слова по составу и укажите лишнее слово:
  • Белка
  • Рыбка
  • Липка
  • Стопка

Организует самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам.

 

Строить речевое высказывание в  письменной форме;

Применять правила правописания;

Принимать и сохранять учебную задачу.

Домашнее задание

С. 66 упр. 108

Что необходимо сделать?

Каким правилом будете пользоваться?

Есть вопросы?

Отвечает на возникшие вопросы учеников.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы по заданиям.

Строить речевое высказывание в  письменной форме;

Применять правила правописания;

Принимать и сохранять учебную задачу.

Итог урока.

Теперь давайте вернемся к задачам, которые мя ставили перед собой в начале урока.

Скажите смогли ли мы с вами их выполнить?

Как оценим итог нашего урока? Почему?

Побуждает детей сделать вывод.

Предложение.

Отвечают на вопросы. Делают выводы. Дают оценку работе на уроке.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание ъ и ь знака»

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС по Образовательной системе "Школа 2100".  Тип урока:актуализации знаний и умений....

Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.

Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов - ик-, -ек-".

Данный материал может быть использован при проведении урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ик-, -ек-" по УМК "Школа России"....

Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Правописание суффиксов глаголов" разработана для учащихся 4 класса....