Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_konspekt_uroka.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени»
Цель урока: познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.
Задачи:
- Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам;
- Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени;
- Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость;
- Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.
Ход урока:
- Организация класса.
Приветствие, проверка выполнения домашнего задания.
Учитель. Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке? (О глаголе). Что натолкнуло вас на эту мысль.
- Чистописание.
Лл, лл,
Ел, ела, ело, ели
Где родился, там и пригодился.
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки (время, число) (Будущее время, 2 лицо, единственное число)
- Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Запись слов на доске: поб(е\и)лить, заб(о\а)леть, поб(е\и)дить, отв(а\о)дить, па(с\з)ти, св(е\и)тил.
- докажите правописание «опасных» мест.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Глаголы).
- Докажите?(ответы детей)
Значит объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
- Выполним тест.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
- Глаголы отвечают на вопросы:
а) что делать? Что сделать? б) кто? что? в) какой? какая? какое?
- Глаголы изменяются:
а) по падежам б) по временам в) не изменяются
- Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
а) что делает? что делают? б) что делал? что делали?
- Каким членом предложения бывает глагол:
а) сказуемым б) подлежащим в) второстепенным членом
- У какого глагола нельзя определить время:
а) в настоящем времени б) в неопределенной форме
в) в прошедшем времени
- Проведем взаимопроверку. На доске ключ, а у вас тетради соседей. За верный ответ ставим +.
- А теперь найдите то слово, которое отличается от других? (светил)
- В чем его отличие?
- Постановка темы и целей урока.
Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения:
- Фонарь светил.
- Солнце светил.
- Заря светил.
- Огни светил.
- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?
- Что необходимо узнать о глаголах прошедшего времени?
- Сформулируйте тему урока. (Изменение глаголов прошедшего времени).
- Какова цель нашего исследования? (выяснить как изменяются глаголы прошедшего времени).
- Ваше предположение – как могут изменяться глаголы прошедшего времени?
- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.
- Исследование (работа в паре).
- У вас на столе лежит таблица для исследования.
- Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.
Глагол | Прош.вр. | Муж. р | Жен. р | Сред. р | Множ. число |
Петь | |||||
Играть | |||||
Рисовать | |||||
Убежать |
Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.
Сводная таблица на доске
Ед. ч | Мн. ч | М. р | Ж. р | С. р |
- | -и- | - | -а- | -о- |
- Подтвердилось ли наше предположение, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам?
- Какая часть слова изменялась у глаголов прошедшего времени?
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричал, - ушел».
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему! (уходить)
Вывод: продолжите предложения: в результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени я знаю, … как пишется … (окончания глаголов мужского, женского, среднего родов и во множественном числе)
- У глаголов прошедшего времени есть суффикс … (-л-)
- Прочитали правило в учебнике, стр. 107, сравнили.
- Как же изменятся предложения? (появляются окончания глаголов)
- Фонарь светил.
- Солнце светил.о
- Заря светил.а
- Огни светил.и
Запишите в тетрадь. Определите род и число. У какого глагола не смогли указать род и почему?
- Закрепление.
- Работа с учебником. Упр. 495. Выписать словосочетания (гл. + сущ.), выделить окончания, указать род. Проверка выполняется коллективно.
- А теперь выполним самостоятельную работу.
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стоял ….
Лодка плыл ….
Мальчик бежал ….
2 уровень.
Подобрать подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов (читали, закипело, светила, плыл, созрели, кричал).
Вода …..
Яблоки …..
Человек …..
3 уровень.
Подобрать подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
Ножницы …..
Ребенок …..
Радио …..
- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам? (ответы детей)
- Идет, играет, бежит, гремит. Определите время этих глаголов.
- Можете ли определить род? (ответы детей)
Вывод: глаголы настоящего времени не изменяются по родам.
- Убежит, пойдет, возьмет, улетит. Определите время этих глаголов.
- Попробуйте определить их род?
- Вывод: глаголы будущего времени не изменяются по родам.
Общий вывод: таким образом, только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
- Итог урока.
- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответы.
- Подтвердились ли наши гипотезы?
- Рефлексия.
Знания на уроке мне помогли ….
- Домашнее задание.
Упр. 496 – у данных глаголов образовать глаголы прошедшего времени, выделить окончания, указать род, если это множественное число – тоже указать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
Школа 2100 ...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Глаголы прошедшего времени" 3 класс "Перспектива".
Глаголы прошедшего времени...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем времени;- уме...
Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»
Дата: 01.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. ...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильн...