Русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сереброва Татьяна Александровна

Программа Перспектива . Учебник Климанова, Бабушкина 3 класс " Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова. »

Цель урокауточнить представление о родственных словах, совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса обучающихся; воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.

Формирование УУД:

личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля.

познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства.

коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, получать необходимую информацию

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: - Начинаем наш урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь все понять, интересное узнать!

- Давайте вспомним над какой темой работали на прошлом уроке ( состав слова)

- Из каких частей состоит слово? ( приставка, корень, суф., окон)

-Посмотрите  на картинки скажите какая часть самая главная ?Почему?

- Открываем тетради, записываем число, кл работа.

-Сравните количество звуков и букв в слове «ноябрь», классная.

- На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами. Эта буква обозначает согласный парный звонкий твердый звук в слове НОЯБРЬ. Правильно мы повторим написание строчной буквы  «бэ» с гл буквами а,я : ба     бя

 -Посмотрите на написание этой буквы. Самое красивое подчеркните.

а) Словарная работа  Расшифруйте  слово  ЬРАВОЛС

- Запишите какое слово у вас получилось? Что такое словарь? Какие слова мы относим к словарным словам?  (Ответы)

Запишите слова с доски вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните их:

Аккуратный, овощи, ребята, сирень,  бассейн, аллея, обед, чувство, картина.

Проверка у доски. Какое слово можно составить из вставленных орфограмм ? (КОРЕНЬ СЛОВА)

Сформулируйте тему урока!

-Как думаете какую цель мы можем поставить на уроке? (Правильно выделять корень, образовывать однокоренные слова, находить однокоренные слова)

- А задумывались ли вы о том, как растут слова? Я предлагаю отправиться в волшебный  сад и узнать как растут слова

 2. Работа по теме урока

ЧИТАЮ СТИХ С ДОСКИ

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был
сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

-  О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

Составьте слова.

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

-Давайте посадим еще одно дерево.

-Как называется корень у этого дерева? От этого дерева разрослись слова (по одному слову читают с  доски   (БЕРЁЗ)

3. Работа по учебнику

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

Отыщи в них корень сам.

Открыв учебники на стр 97 упр 162 

Определи все ли здесь слова родные-однокоренные? ( у доски  . Проверка)

Физминутка

Отдохнем с вами друзья.

Встали дружно руки в бок.

Если я назову пару родственных слов , наклонились влево

если пара не является родственными, наклонились вправо

Лес-лесник,  стена-потолок, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым, поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)

Продолжение работы по теме:

- ребята, в нашем саду вы видите домики.

-Одновременно в три домика приехали «родственники». Нам нужно правильно их  «заселить».

-Сейчас поработав  в парах вы расселите жильцов  в нужный домик.

Желток, морской, желтеть, водный, желтеть, море, пожелтевший,  водичка, моряк.

-желт-

-мор-

-вод-

желток

морской

моряк

водичка

желтеть

море

водный

пожелтевший

водяной

-Проверьте, правильно ли вы заселили слова в домики. Оцените свою работу, поставив на полях воскл знак.,+

А сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе .

Вставьте  слова в текст, выделите корень. Какие слова вставили?

1)  У меня встали ___________. Ещё __________ назад ходили. А сейчас _______________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил

мастер - _____________.

Слова для справок: часы, часть, час, часовая, минутная, часовой, часовщик.

2) ____________ наловили много ___________. Крупную рыбу сдали на ______________ завод. Мелкую ______________ привезли домой. Бабушка испекла пирог - _______________.

Слова для справок: Рыбник, рыбёшка, барыня, рыба, рыбный, брызги, рыбаки.

3) Осенью мы часто ходим в лес за ______________. Нас называют  -_______________. Мы нашли целый пень с маленькими _________________. Это были опята. Ох и вкусный был ____________ суп.

 Слова для справок: грибной, грипп, грибами, грибочками, грибниками.

Проверка устно. Взаимопроверка

- Включение в систему повторения:

Прослушайте внимательно  сказку  и ответьте на вопрос сказки:

Собрались у водоема родственники

Подводник с водичкой беседуют

Водолаз с Водопадом на солнышке греются.

Водитель на гармошке играет .

Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал.

И все Воду ждут, главу семьи

Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила.

Приказала ему прочь идти в свою семью.

Кто же здесь чужак? И почему?

Рефлексия:

 корнь    мой находится в цене

В очерке найди    приставку     мне

 суффикс   мой в тетрадке все встречаем

В дневнике я есть у вас

В тетради и в журнале.

Изобразите на полях лесенку, состоящую из 3 ступенек и оцените свою работу на уроке с помощью звездочки. Если на уроке было трудно справляться с заданиями, и тебе необходима была помощь учителя или соседа по парте, то нарисуй звездочку на нижней ступеньке.  Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, то на 2 ступеньке. Если тебе урок понравился, был полезным и ты справился со всеми заданиями, то на верхней ступеньке нарисуй звездочку.

 Итог:

-  Ребята, давайте вспомним какую цель мы ставили на уроке. Научились мы этому на уроке?

  -Как называется главная часть в слове?

-Скажите о чем нужно помнить , работая с однокоренными словами? ( выяснить значение слова, найти корень)

Выставление оценок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....