Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный этап | Прозвенел уже звонок Начинается урок. Будем думать, размышлять, Будем грамотно писать.
- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. - Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать много нового и интересного. - Присаживайтесь.
| Эмоциональный настрой на урок. Встают ровно. Приветствуют учителя.
Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке. | Личностные УУД: формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности
| (Презентация к уроку) (Слайд №1)
- Открываем ваши рабочие тетради. - Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа». - Как можно назвать то, что мы записали? - Верно, а что мы должны поставить в конце предложения? Минутка чистописания. - Посмотрите на следующую строчку. (Слайд №2) - Что здесь записано? - Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
- Какие элементы этих букв пишутся одинаково?
- Запишите эту группу букв в тетрадь аккуратным и каллиграфическим почерком.
- Обведите ту букву, которую у вас получилось написать очень красиво.
Знакомство со словарным словом. -(Слайд № 3). Из данных букв : Н, Р, А, О, Д- составьте слово, близкое по значению к словам: люди, население, нация. - Что означает это слово? (Слайд № 4). Народ - население государства, жители страны. - Как образовалось это слово? (Слайд № 5). Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина -место рождения, родители - отец и мать, урожай - то, что уро- дилось на земле, родной, родня, родственник - близкие по рождению люди. Народ - «те, кто родился, народился». (Из «Этимологического словаря»). - Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Назовите однокоренное слово к слову народ, отвечающее на вопрос какой? (Слайд № 6)
| Слушают, участвуют в беседе.
Записывают в тетради: 14 апреля. Классная работа. Предложение. В конце предложения ставится точка.
-Заглавные буквы. -Имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, озер, морей, гор и т. п. -Наклонная линия, хвостик рыбки (рыбка). Записывают в тетрадь заглавные буквы: К, Б, Н, Ю, В, Д.
Обводят самую красивую букву.
- Это слово «народ».
- Народ - население государства, жители страны.
Учащиеся записывают словарное слово народ и подчеркивают орфограмму.
- Называют: народный (артист), записывают. | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: формировать умение писать слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).
|
Актуализация знаний
Постановка цели и задач урока | - Назовите согласные звуки в слове «народный». Какие они, что общего? (Слайд № 7)
- Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили на 2 группы? - Это тема нашего урока «Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки». (Слайд № 8) - Cформулируйте задачи урока. - Что надо знать? (Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки) - Что надо уметь? (Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 9)
| Учащиеся называют. Звуки [н], [р], [д], [н], [й'] - согласные, звонкие.
- Парные [д], и непарные[н], [р], [й'] звонкие согласные звуки.
Учащиеся формулируют цели и задачи урока. | Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
Первичное усвоение новых знаний
| - Давайте посмотрим. Что мы уже знаем. Интерактивная доска: упражнение 1 с. 42 («Электронный учебник») Постановка проблемы. - Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки (упражнение 1).
дата | [д], [т] | лама |
| сазан | [с], [з] | рой |
|
- Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й'].)
- Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд № 10)
Интерактивная доска: упражнение 2 с. 42 («Электронный учебник»)
- Стёпка, хочешь щец? - Фи! - Назовите в словах парные глухие согласные звуки. ([С], [т], [п], [к],[ш],[ф])
-Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ'].
- Что интересного Вы заметили в этом диалоге? (Работа в парах)
- Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд № 11)
|
- Парные звонкие звуки [д], [з], парные глухие [т], [с].
- Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й'].
- Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными.
- [С], [т], [п], [к],[ш],[ф]- парные глухие согласные звуки
- Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ']. - Все согласные звуки в словах этого стихотворения – глухие. - Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными.
| Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника.
Коммуникативные УУД: работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
|
Интерактивная доска: упражнение 3 с. 42 («Электронный учебник») - Спишите стихотворение А. Тараскина из упражнения 3. Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюёшь? - Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
- Что Вы знаете о воробьях? - Поработайте в группах. Пофантазируйте, что мог ответить воробей.
|
Учащиеся списывают стихотворение.
Один ученик подчеркивает буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, на интерактивной доске.
(Ответы учащихся) | Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника. Коммуникативные УУД: работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия. |
Физминутка | Физминутка (видеоролик « Друзья») |
Учащиеся выполняют упражнения |
|
Первичная проверка понимания | 1) Самостоятельная работа в парах. - Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Обсудите, пожалуйста, в паре Задание «Лента букв». (раздаточный материал) - Какие буквы пропущены? (Буквы й, с.) - Какие это буквы? (Согласные буквы.) - Какие звуки они обозначают? (Буква й обозначает звонкий согласный звук [й']; буква с - глухие согласные звуки [с], [с'].) 2) - Отгадайте загадку. Пёстрый, но не луг, В красной шапочке, но не гриб, С крепким клювом, но не клёст, Лечит деревья, но не божья коровка. - Какие слова, помогают догадаться, о каком предмете идёт речь.
- Выпиши из слова-отгадки буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Рядом напиши пару - букву глухого согласного, если она есть. - Что Вы знаете о дятле?
|
Учащиеся работают в парах.
- Пропущены буквы й, с.
- Это согласные буквы. - Буква й обозначает звонкий согласный звук [й']; буква с - глухие согласные звуки [с], [с'].) – Дятел.
- Пёстрый, в красной шапочке, с крепким клювом, лечит деревья.
- Дятел-[д'] - [т']; [л].
Учащиеся рассказывают о дятле.
| Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственных записях и корректировать их.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях. |
Гимнастика для пальчиков
| - А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.
- Заведем мотор машины. (вращение кулаков) - Покажите, как работает наше сердце. (сжимание и разжимание рук) - Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз. (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку) - Раз, два, три, четыре, пять, (сгибаются пальцы по порядку в кулак) и сразу: все пальчики ушли спать. (наклон кулачков) -Вдруг проснулись, потянулись.
- Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
|
Вращение кулаков.
Сжимание и разжимание рук.
Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.
Сгибаются пальцы по порядку в кулак.
Наклон кулачков |
|
Первичное закрепление |
1) Работа в группах. (У учащихся на партах раздаточный материал № 2) Интерактивная доска: упражнение 4 с. 43 («Электронный учебник»)
- Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
- Спишите первые два предложения. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.
...Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.
2) - Прочитайте стихотворение И. Бунина в упражнении 5 с.43. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный. - Подберите к подчеркнутым словам другие слова, близкие по значению.
-Выпишите из стихотворения трёхсложные слова. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
|
Проверка на интерактивной доске: …Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей да козявок из – за коры выпугивает.
Учащиеся читают стихотворение.
- родник студеный - ручей холодный
- Учащиеся записывают в тетрадях: Зеленой, тенистой, овраге, студёный. | Регулятивные УУД: умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
Подведение итогов урока | - Наш урок подошёл к концу. -Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки) (Что надо уметь? Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 12)
-Что знаем?
-Что умеем?
| Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
- Знаем: - Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными. Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными. - Умеем: Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки.
| Личностные УУД: уметь выражать свое отношение к теме, свои эмоции.
|
Рефлексия
| (Слайд № 13) – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Что было труднее всего?
Расскажите по схеме: узнал Я запомню смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. - Нарисуйте на полях в тетради зеленый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, желтый - могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело. | Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради. | Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
|
|
|
|
| - Ребята, оцените свою работу на уроке по данной теме с помощью шкал. Посмотрите на доску. На полях начертите шкалы правильности (П), аккуратности (А) и оформления (О). - Ребята, мне понравилось с вами работать! - Спасибо за урок! Вы молодцы!
| Ученики проводят рефлексию.
П А О |
|