Урок русского языка по теме "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Зуйкова Нина Константиновна

Урок русского языка во 2 классе по теме"Части речи" (закрепление)

Учебник "Русский язык .2 класс" под ред. Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Части речи»

учитель  Зуйкова Н.К.

  1. Класс: 2
  2.  Предмет: русский язык 
  3. Тема урока: «Части речи. Обобщение».
  1. Планируемые результаты:

Личностные:

формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно — познавательные и внешние мотивы.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь;
  • Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям;  умение работать в парах( группах);

-Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Предметные:

-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;

- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;

- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

5.Оборудование: ноутбук,  инд.карточки,  доска, презентация..

Ход урока:

1.  Организационный момент. (Приветствие  гостей - повороты)

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

Слушаем внимательно

Работаем старательно

Будем  отвечать  активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2.   Мотивация

 Открываем тетради и записываем дату нашего урока.

«Я тетрадь свою открою….

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь»

Разминка для пальцев.

Отступив  две  строчки от  предыдущих  записей  , запишем  число

               Тринадцатое   мая.

               Классная  работа.

    Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем пчелками.                    Картинка

   Что  мы  знаем  о пчёлах ?

             Пчёлы   живут   большими  и дружными  семьями. В одной семье     Дети      насчитывают  тысячи  пчёл. Пчёлы - прекрасные строители. Они строят      соты, в которые приносят мёд. К концу лета в каждом улье  у  пчёл      начинается  подготовка  к зиме. Пчелы  собирают с почек деревьев клей – прополис  и  аккуратно  замазывают  щели.

        Итак, мы сейчас пчелки – строители.

        Нам  сегодня  надо  много  потрудиться. Ведь, как говорят:                                       «Мала  пчела,  да  и  та  работает». 

  1.  Минутка чистописания.

    Перед вами буквосочетания   Чк  Чн  Чт  Пч    Как вы думаете, какое       Доска  буквосочетание  лишнее? (Пч) А почему для минутки чистописания

 я сегодня выбрала эти хитрые буквосочетания? Сформулируйте  правило.

 (Ответы детей) Строим аккуратно и красиво.

Чк Чн Чу Ча Чл Чм пч чт ча чл чу чк

Маленькая  пчела человека  большому делу учит.

  1. Словарная работа.

        Вы знаете, что уроках русского языка мы с вами учимся красиво писать, а еще мы учимся красиво говорить, поэтому сегодня для тренировки нашей речи я выбрала такое четверостишие                                                                   На доске

У  пчелы,  у  пчелки                            

Почему  нет  чёлки?

Отвечаю,  почему:

«Чёлка  пчёлке  ни  к  чему».

Как вы думаете, какой жанр у этого четверостишия? (Ответы детей)

Скороговорка  - это  шуточный  жанр  народного  творчества,                            Дети

Фраза   , построенная   на  сочетании   звуков, которые  затрудняют                  быстрое  произнесение  слов.

-Для чего нам нужны скороговорки? (Ответы детей)

    Тренируем наш речевой аппарат.

Читаем 1 раз медленно. 2 раз быстрее. 3 раз очень быстро.

        Чтобы наполнить соты медом, пчелам нужно много потрудиться, собирая нектар с цветов. Нектар – это сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Давайте и мы заполним соты нектаром.

Игра «Заполни соты нектаром»

На экране : Х..рошо, р..бота, п..суда, м..локо, с..бака, м..шина, к..рова, пл..ток,     п..льто.

             - Прочитайте слова, подумайте   какая буква пропущена.

             Вставьте ее. Запишите 3 словарных слова на выбор в тетрадь,

             в написании которых вы затрудняетесь. Подчеркните пропущенную букву.                                                          (Работа учащихся) Проверим свою работу, сверив с записью на экране.         с/оценка   

Разминка для глаз.

   

  1. Актуализация опорных знаний.

        Пчелы не только собирают мед, но и выполняют очень важную работу – опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Такую пчелу называют пчелой – сборщицей. Итак, пчелки в путь, опылять цветы.

Игра «Опыляем цветы»

Л..сты, цв..ты, сл..дит, л..сной, гр..бы, пч..ла, п..щат,  сла…кий.

-Прочитайте слова .   На какое правило эти слова?

-Как доказать написание безударной гласной?

-Вставим пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. (Устный разбор).

Повторение   изученных  орфограмм

Чтобы  не было  сомнений……

Сочетание  ча –ща  пишем только с буквой     - а

        6. Постановка учебной цели.

 -Ребята, а на какие вопросы отвечают эти слова?

- К какой части речи они относятся? А какой части речи не хватает среди данных слов? Приведите пример. Запишите 3 слова на выбор.

- Кто  сформулирует  тему  нашего  урока?

Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях речи.

Какие части речи вы знаете?

Перед вами на индивидуальных листах Таблица «Части речи»…

Посмотрите на нее.

Расскажите о частях речи.

Выразительное чтение. Читают три ученика.                                                        Лист

Имя существительное…

Имя прилагательное…

Глагол…

        7. Физкультминутка. Проводит пчелка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Утром пчёлочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела

На четыре улетела.

        8. Закрепление.

        Вход в улей охраняют пчелы – сторожа.

        У них довольно грозный вид, чужих не запустят.

        Давайте сейчас заселим ульи.

       У нас будет три домика – улья.

Распределите слова по частям речи. ( Работа в группах).

1 группа заселяет словами домик под названием «Имя существительное»,

2 группа заселяет домик под названием «Имя прилагательное» и

3 группа заселяет домик под названием «Глагол».

Пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, улей, мед.

А теперь найдите слова, которые нельзя перенести: улей, мед.

Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые: вкусный.

Подберите антоним к слову горький

        9. Работа с деформированными предложениями.            (Работа в парах)

 Пчелы улетают за медом далеко от улья,

но всегда несут его в свой домик, поочередно влетая в жилище.

Парная работа. Вспомним правила работы в паре:

1) работать дружно;

2) уметь слушать чужое мнение;

3) уважать мнение другого;

4) вместе решать проблему и приходить к общему решению.

Дети получают карточки 

Составьте предложения из данных слов.

Пчелы, цветами, деревьями, над, вьются, и,

Запишем его.

Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

( Комментирование.)

        10. Самостоятельная работа.

   В пчелиной семье есть пчелы – уборщицы.

Своими крыльями они подметают до блеска дно улья,

 не позволяя соринкам попасть в мед.

У каждого из вас на индивидуальном листе с заданиями

Дети получают карточки с текстом, который надо отредактировать, расставит знаки препинания.

Тайны.

     На опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около неё кружат пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчёлы жадно пьют его как хороша липа

Учитель: Проверим работу.

Тайны.

   На опушке леса растет красавица липа. Она стоит вся в цветах. Около неё кружат пчёлы. Они весело жужжат. Добрая липа дарит им сладкий сок. Пчёлы жадно пьют его. Как хороша липа!

Учитель: Сейчас вы спишите текст в тетрадь, после этого дети 1 ряда подчеркнут в своём тексте 3 слова, которые обозначают существительные, дети 2 ряда - 3 слова, которые обозначают прилагательные, дети 3 ряда - глаголы. (Учитель проверяет ход работы каждого ученика.)

Групповая работа.

Учитель: Послушайте друг друга, исправьте, если у кого-то не получилось. Подведите итог по схеме (получают карточки). Смотрите Приложение № 1.

Учитель: Конечная станция “Итоговая” (дети изображают движение состава поезда). Заслушиваем одного представителя от группы.

( на каждой баночке написано по 10 слов, 3 из них лишние).

Давайте же очистим мед – зачеркнув ненужную часть речи.

Проверка (чтение слов).

       

Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу смайликом. В тетради дети рисуют соответствующий смайлик, изображение и описание которого указано на слайде.

       11. Итог урока.

Итак, подведем итоги. Отвечаем на вопросы:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Я познакомился …

- Я научился ...

- Я знаю …

- Я могу …

- Я помню …

- (работа с таблицей) Теперь заполните таблицу самооценки. Выберете к каждому вопросу ответ.

                Ребята, мы говорили о пчелах - труженицах. А ведь в улье живет еще одна, главная пчелка – матка. Она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. Пчела – матка благодарит за работу на уроке и награждает вас теми отметками, которые, как вы считаете, заслужили. (Отметки за работу).

 Переверните лист и под карандашиком пчелки поставьте отметку 5 если уверены, что справились со всеми заданиями, работали отлично, 4 – если в чем-то не уверенны, если думаете, что отвечали не отлично, а хорошо. Ну а если кто-то испытывает трудности в этой теме, не ставьте отметку, мы обязательно, как трудолюбивые пчелки еще потрудимся над частями речи, чтоб все достигли отличных знаний.

12. Домашнее задание.

        Домашнее задание у нас необычное, как и весь урок. Задание на выбор.

Перед вами три картинки с пчелками. Составьте устный рассказ, используя разные части речи и запишите на выбор одно предложение, либо выпишите из данного рядом стихотворения 2 существительных, 2 прилагательных и 2 глагола в тетрадь.

Спасибо за внимание, урок окончен

1 группа

1.На какие вопросы отвечает имя существительное?

______________________________________________________________

2.Что обозначают имена существительные?

______________________________________________________________

3. Продолжите имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? обозначают______________________________ предметы, имена существительные, отвечающие на вопрос что? обозначают______________________________предметы.

2 группа

1.На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

______________________________________________________________

2.Что обозначают имена прилагательные?

______________________________________________________________

3.Для чего имена прилагательные употребляются в нашей речи?

______________________________________________________________

 

3 группа

1.На какие вопросы отвечают глаголы?

______________________________________________________________

2. Что глаголы обозначают?

______________________________________________________________

3. Почему  глаголы  называют   «самой   быстрой   частью  речи»?

______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка и развития речи.

Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

Презентация к уроку русского языка и развития речи.

Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...