« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока с презентацией для 2 класса по теме:« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 29.46 КБ |
презентация | 1.2 МБ |
раздаточный материал | 413 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Цель урока:
- повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме;
- развивать речь и интерес к учёбе;
- развивать навыки само и взаимоконтроля, наблюдательность, внимание, отработка каллиграфических навыков.
Планируемые результаты:
- учащиеся повторяют написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;
- получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
- учатся выбирать уровень заданий в зависимости от своего уровня развития и подготовленности.
Образовательные ресурсы:
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
- Учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкина ,
- методическое пособие Л.Ф. Климановой. Русский язык.
- презентация на электронном носителе;
Дидактический и раздаточный материал:
- индивидуальные карточки с заданиями;
- карточки по русскому языку на изучаемые орфограммы жи - ши, ча - ща, чу – щу;
- карточки с разноуровневыми заданиями
Тип урока - закрепление знаний
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах, в микрогруппах;
УУД
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
2. Познавательные
а) общеучебные:
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».
б) информационные:
- выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество:
- работа в парах,
- в микрогруппе.
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
- самоконтроль.
- контроль товарищей.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть каким? | Внимательными, активными, а главное – трудолюбивыми. |
|
Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания. Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в скороговорках. Эти скороговорки нам представят одноклассники. Чем отличаются звуки от букв? Слайд 1 В Сашином лукошке шесть кошек. Какой звук повторялся чаще всего? Дайте характеристику этого звука. Какой буквой обозначается?( ша) Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. Какой звук повторялся чаще всего? Какой буквой обозначается? (же) Щуку я тащу, тащу. Щуку я не отпущу. Какой звук повторялся чаще всего? Дайте характеристику этого звука. Какой буквой обозначается? (ща) Горячи калачи, калачи горячи. Какой звук повторялся чаще всего? Дайте характеристику этого звука. Какой буквой обозначается?(че) - Что общего у этих букв (обозначают шипящие согласные) - На какие группы можно разделить? ( твердые и мягкие) - Какая буква лишняя и почему? (Ж - обозначает звонкий звук) - Составим узор из строчных букв. жшщч шщчж - Установите закономерность и допишите до конца строки. - Подчеркните самый красивый узор - Послушайте слова, найдите слог с шипящей согласной и запишите его. Жалко, частый шарик, ножи, чистый, вершина, грущу, скачу (проверка). САМООЦЕНКА-!,+,? - Подчеркните слоги, которые являются правилами.(проверка на слайде) Работать будем по плану Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я МОГУ... | Дети наизусть читают скороговорки. Вспоминают шипящие согласные, дают их характеристику. |
Целеполагание | - Какая тема урока? Знакома ли нам эта тема? - А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме? - Давайте сформулируем цель нашего урока - Каким образом можем достичь этой цели? Какие же правила нам понадобятся для сегодняшнего урока? С. 71 чтение сообщения от профессора Самоварова. Работа с правилом. | Ответы детей Повторить, закрепить…. Выполняя упражнения, повторяя правила, записывая слова |
Работа по теме урока | - Возьмите лист. Рассмотрите задания. Что нужно сделать? - За минуту попробуйте выполнить все задания. - Поднимите руку, кто успел выполнить все задания. - Попробуем справиться с этой задачей сообща, для этого объединимся в группы. Вспомним правила работы в группах. На эту работу даётся еще одна минута. Переходим к следующему пункту плана Я УМЕЮ... -Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите?( К слову дети) Проверка по слайдам. - А теперь запишем эти слова, но изменив их так, чтобы были в них сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Синоним к слову дети. Малыши Обозначьте орфограмму, над которой мы работаем на уроке. Что такое орфограмма? На какие группы мы можем разбить эти слова? Найдите среди записанных слов словарные слова - Поставьте ударение. Закрасьте жёлтым карандашом гласную, требующую запоминания. Разделите на слоги для переноса. - С помощью чего можно проверить написание этих слов? - Как расположены слова в словаре?
-Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа. Оцените её. Какое слово не нашли? В каком классе мы изучали это слово? ОЦЕНКА СОСЕДА- !,+,? -Найдите слова, которые обозначают предмет. - Кто помнит, какая это часть речи? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Подчеркните их одной чертой. -Какое слово из подчеркнутых лишнее. Почему? -Найдите слово обозначающее признак предмета. -Кто помнит, какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? -Подчеркните волнистой линией -Найдите слово обозначающее действие предмета. -На какие вопросы отвечают эти слова? Подчеркните двумя чертами. - Что можно составить из слов? Что такое предложение? - Поработайте в парах. Составьте со словом машина предложение по этой схеме. Слайд Кто? что сделали? какую ? что? Выбор лучшего предложения и запись его на доске учеником. Дайте характеристику этого предложения. Какие ещё бывают предложения по цели высказывания? Устно составим предложение с этим же, словом вопросительное, побудительное.
| Индивидуальная,групповая и фронтальная работа со словами. Один ученик работает у доски. В словарных словах ставит ударение и подчёркивает безударную гласную, комментируя свои действия. Вспоминают, что такое предложение, правила оформления предложения на письме. Работают у доски, с карточками, осуществляют взаимопроверку. |
Физкультминутка. | Я произношу слова. Если встречается буквосочетание жи-ши- присаживаются мальчики Ча-ща - девочки. если нет этих орфограмм, то хлопаем в ладоши. Лыжи, роща, чай, цветы, смешить, жираф, чаща, черепаха, кружит, чайка, хорошо, лучше, чулан, шиповник, вещи. | Выполняют движения. |
Работа по учебнику | С. 71 чтение сообщения от профессора Самоварова. С.73 упр. 104 Прочитайте слова. На какие две группы можно разбить? 1в. читает и подчеркивает слова – предметы. 2в слова- действия. Проверка.САМООЦЕНКА - Выберите из подчеркнутых слов 5 любых и продиктуйте соседу. | Выполняют упр. 71 в тетради. Ставят вопросы. Подчеркивают слова. Работают в паре. |
Творческая работа. | Я МОГУ... Поиграем в игру, которая называется «буриме» - Что это такое?( сочинение стихов на заданные рифмы) - Для этого нам нужно объединиться в группы. - Вы получаете листок с рифмующимися словами и в течение 2 минут придумываете стихотворение. ....врачу ...кричу ... ежи ... ужи ... пищат ... молчат Что мы составляли?( текст) Что такое текст? - Какие типы текстов вы знаете? | Работают в группах. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности.Работают у доски, с карточками, осуществляют взаимопроверку. |
Самостоятельная работа. | Рассмотрите задания. Прочитайте их. Выберите то, которое понравилось и вы можете его выполнить без ошибок. Подчеркните орфограммы. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу. |
Итог урока. | Поиграем в игру «Доскажи словечко» Сочетания жи – ши Только с буквой пиши. Сочетания чу – щу Только с буквой пишу. Чаща, дача и печать Нужно с буквой писать! А теперь закончите предложение. | Контролируют, выделяют и осознают то, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Домашнее задание | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания упр. 109 | Слушают инструкцию, фиксируют задания |
Рефлексия | Предлагаю каждому из вас выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
*Дополнительные задания | 1.Упр. 108. Выполнить по заданию учебника и записать одно предложение по памяти. 2.Работа с текстом Составь из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым. -Можно ли назвать текстом? -Дай ему название. Чаща, полна, звуков, лесная. По, дятел, стучал, дубу. Кружились, елью, над, клесты. Срывали, шишки, клювами, они. Искали, птицы, пищу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
жа ша чи ча жи ши щу чу
Я знаю... Я умею... Я могу...
ХОРОШО
Я танцую на носу, Разный цвет собой несу. Меня любят все детишки И девчонки, и мальчишки! Карандаш
Щ Щука
Снег
Машина
т в + Завтрак
ВАРЕСТЧ Встреча
5 6 20 10 Дети
Кто? Что сделали? Какую? Что? Предложение
Игра «Доскажи словечко» Сочетания жи – ши Только с буквой пиши. Сочетания чу – щу Только с буквой пишу. Чаща, дача и печать Нужно с буквой писать! 13 и у а
Итог урока: Сегодня на уроке: Я повторил (а)…. Мне было интересно… Мне было трудно…
Чаща, полна, звуков, лесная. Лесная чаща полна звуков. По, дятел, стучал, дубу. Стучал дятел по дубу. Кружились , елью, над, клесты. Кружились на елью клесты. Срывали, шишки, клювами, они. Они клювами срывали шишки. Искали, птицы, пищу. Птицы искали пищу.
Предварительный просмотр:
1.
__________________________
2. Я танцую на носу,
Разный цвет собой несу.
Меня любят все детишки:
И девчонки, и мальчишки! ________________
3. ____________________
4. _________________
5. __________________
6. +_________
7. варест _________
8. 5 6 20 10 ______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Структура урока: 1.Организация внимания учащихся.2. Развитие учебной мотивации. * Цели и сод...
Урок русского языка в 1 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ» УМК "Перспектива"
Урок разработан в технологии разноуровневого обучения...
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Конспект урока с презентацией. 2 класс "Перспектива"...
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе с использованием интерактивного плаката Тема: « Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу»
Конспект урока построен с опорой на интерактивный плакат...
« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Шипящие согласные звуки...