Рабочая программа по предмету «Русский язык». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass_fgos_ovz.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: «Русский язык»
/ предметная область «Язык и речевая практика»/
1 класс
2017 – 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;
- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Для достижения поставленной цели на уроках «Русского языка» решаются задачи:
- формировать у обучающихся практические навыки устной и письменной речи;
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты:
- расширение представлений о многообразии окружающего мира
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости
Регулятивные результаты:
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема)
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях
- ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу
Познавательные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка
- проявление интерес к языковой и речевой деятельности
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
- слушать собеседника и понимать речь других
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений)
Коммуникативные результаты:
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
- принимать участие в диалоге
- принимать участие в работе парами и группами.
Предметные результаты:
- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей
- различать и узнавать звуки окружающей действительности
- дифференцировать неречевые и речевые звуки
- иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение)
- уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет
- понимать и показывать пространственное расположение фигур
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.)
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку
- понимать различие между звуками и буквами
- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова)
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги
- различать слово и предложение, слово и слог
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения
- осознавать слово как единство звучания и значения
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений
- определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам
- составлять предложения из данных слов
- составлять предложения по схеме
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты
- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе
- списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения
- писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту
- писать строчные и прописные буквы
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Добукварный период | 13 |
2 | Букварный период | 86 |
Итого 99 |
Содержание предметной области «Русский язык»
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)
Рабочая программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе фгос. 2 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа по русскому языку включает в себя поянительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД). УМК "Школа России" , Канакина, Горецкий....
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Школа России. ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс. Школа России. ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 3 класс. Школа России. ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...