Рабочая программа по предмету "Русский язык" 3 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3кл. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Русский язык" 3 класс. Школа России. ФГОС | 487.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
для УМК образовательной системы «Школа России»
г.Лесной
2013-2014гг
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3кл. )
Составитель: учитель начальных классов Бакшаева А.А.
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
- контрольно-измерительные материалы.
1. Роль и место дисциплины | Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. |
2. Адресат | Программа адресована учащимся 3-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России». |
3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту | Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
4. Программное обеспечение | Образовательная система «Школа России» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:
|
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 3 класса (предметные результаты) | Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: Речевые умения:
Учебно-языковые умения
Правописные умения
|
6. Универсальные учебные действия. | Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. |
7. Целевая установка | Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
|
8. Принципы, лежащие в основе построения программы |
|
9. Специфика программы | Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа России» от других действующих программ заключается в том, что:
В авторскую программу внесены дополнения:
|
10. Основные содержательные линии курса | Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
|
11. Виды и формы организации учебного процесса |
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы речевых понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – речевых понятий, алгоритмов и др. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных речевых понятий и алгоритмов. Урок развития речи. |
12. Виды контроля | В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 3 класс». / Сост. В.А. Синякова. М.ВАКО, 2012 |
13. Объем и сроки изучения | Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов в год, по 5ч. в неделю. Изучается в течение 34-х учебных недель. |
14.Библиографический список | Список литературы для обучающихся, учебники: Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»: Методические пособия для учителя:
Электронные пособия:
Электронное приложение содержит более 500 ресурсов, объединенных в рубрики
Задания на развитие речи. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( по разделам курса русского языка)
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся | |
Язык и речь ( 2 ч) | ||
1.Виды речи. 2. Наш язык. | 2ч | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Высказывать собственное мнение. Выполнять алгоритм правила списывания и оценивать себя. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определять роль вежливых слов в речи. Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. |
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч ) | ||
| 14 ч | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа - две грамматические основы). (П) Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. |
Слово в языке и речи. (19 ч) | ||
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак. Проект «Рассказ о слове» | 19 ч | Объяснять значение слов через подбор синонимов и антонимов, через контекст, с помощью толкового словаря; Употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы; Использовать слова в прямом и переносном значении для составления текстов-повествований, описаний; сочинение сказок. Употреблять в собственных высказываниях, самостоятельно составленных текстах устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица) и фразеологизмы (спустя рукава, со всех ног и т. д.); Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свои вариант с вариантом учебника. Группировать слова по частям речи Анализировать звучащее слово: выделять гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные звуки; звонкие и глухие согласные, парные и непарные по звонкости-глухости согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки; сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков; произношение и обозначение на письме парных согласных в конце и в середине слова перед другими согласными; |
Состав слова ( 16 ч).
| ||
Корень слова. Сложные слова. Окончание слова. Приставка. Значения приставок. Суффикс. Значения суффиксов. Основа слова. Проект «Семья слов». | 16 ч. | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. |
Правописание частей слова ( 29 ч) | ||
В каких значимых частях слова есть орфограммы. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Разделительные Ь и Ъ. Проект «составляем орфографический словарь». | 29ч | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре). Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Мотивировать слитное - раздельное написание (по- - это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по - это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-. |
Части речи.( 76 ч) | ||
Имя существительное ( 31 ч). | ||
Имя существительное и его роль в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Проект «Тайна имени». Число, род имен существительных. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Склонение, падеж имен существительных. Падежи и их особенности. | 31ч | Характеризовать имена существительные по их лексико-грамматическим признакам; Находить имена существительные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; Определять число и род существительных; Изменять существительные по числам; Различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, тень) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на ж, ч, ш, щ; Грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на ж, ч, ш, щ; Разбирать имена существительные по составу. Изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные); Определять падеж имени существительного по падежным вопросам; Производить морфологический разбор имени существительного. |
Имя прилагательное ( 18 ч). | ||
Значение и употребление имен прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам и падежам. Проект «Имя прилагательное в загадках». | 18ч | Характеризовать имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; Находить имена прилагательные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; Определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти прилагательные составляют сочетание, и по родовым окончаниям прилагательных; Объяснять, почему окончания прилагательных называются родовыми; изменять имена прилагательные по числам; Устанавливать, признаки какого существительного называют имена прилагательные; разбирать имена прилагательные по составу. Изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные); Проверять правописание падежных окончаний прилагательных по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
Местоимение ( 5 ч). | ||
Личные местоимения. Изменение местоимений по родам. | 5ч | Различать местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Использовать личные местоимения при редактировании текстов. |
Глагол ( 21ч). | ||
Значение и употребление глаголов в речи. Неопределенная форма глаголов. Число глаголов. Времена глаголов. Глаголы 2 лица. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. | 21ч | Характеризовать глаголы по лексико-грамматическим признакам; Находить глаголы среди других частей речи в предложении, в тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; Различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: что делать? – стучать, что? – стук; Различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать? Характеризовать глаголы по лексико-грамматическим признакам; Находить глаголы среди других частей речи в предложении, в тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; Различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: что делать? – стучать, что? – стук; Различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать? Устанавливать (называть) начальную форму глагола; Разбирать глаголы по составу в неопределённой форме (гулять) и глаголы в прошедшем времени (осветило); Определять форму числа, лица и времени глагола; Изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слово); Узнавать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени. |
Повторение ( 14 ч) | ||
Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов. | 14ч. | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам курса «Русский язык». Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы |
Развитие речи (осуществляется ежеурочно, а также на отдельных уроках русского языка при изучении программного материала) | Пользоваться словарем для уточнения и разъяснения лексического значения слов. Анализировать и строить предложения, словосочетания. Активно употреблять в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых и нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных); Преобразовывать эмоциональную окрашенность слов, используя приставки и суффиксы (кот – котище, хороший – прехороший и т. д.); Подготавливать ключевые слова (лексический состав) для составления текста на определённую тему; Строить монологические высказывания на основе наблюдений за фактами языка; составлять текст-описание, текст-повествование; Редактировать текст; Озаглавливать текст, делить его на части, определять последовательность частей текста, составлять план данного текста; Писать подробное или выборочное изложение по коллективно составленному или данному плану. | |
Каллиграфия (ежеурочно) | Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствовать навык письма в одну линейку. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания И- итоговый контроль Т- тестовая работа Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) ТК- текущий контроль ПР- практическая работа К – урок контроля, оценки и коррекции знаний УО- устный опрос Р/р – урок развития речи ФО- фронтальный опрос П – проектная деятельность СР- самостоятельная работа |
№№ уроков | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Язык и речь ( 2 ч) | ||||||
Наша речь. Виды речи. | Вводный урок Р/р | ФО УО ТК | Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи. Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной.. Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи. Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной.. | Осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные) в соответствии с речевой ситуацией; | Активно употреблять в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых и нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных); | |
Наш язык. | ||||||
Текст (5ч) | ||||||
3 | Текст. | ОНЗ | ТК | Различение предложения и текста. Признаки текста'. Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Название и определения главных ( подлежащее и сказуемое) и второстепенных ( без деления на виды) членов предложения. | Составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;
| Употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения; различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения; Составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему; |
4 | Типы текстов. | ОНЗ | УО ТК | |||
5 | Предложение | ОНЗ | УО ТК | |||
6. | Виды предложений по цели высказывания | ОНЗ | УО ТК | |||
7 | Виды предложений по интонации | ОНЗ | УО ТК | |||
8 | Предложения с обращением | ОНЗ | УО ТК | |||
9 | Обучающее изложение | Р\р | ПР СР | |||
10 | Главные члены предложения. | Р | УО ТК | |||
11 | Второстепенные члены предложения. | Р | УО ТК | |||
12 | Простое предложение. | ОНЗ | УО ТК | |||
13 | Сложное предложение. | ОНЗ | УО ТК | |||
14 | Словосочетание. Связь слов в предложении. | ОНЗ | УО ТК | |||
15 | Словосочетание. Синтаксический разбор предложения. | Р | ИК | |||
16 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||||
1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Р | УО ТК | Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. Морфология. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Фонетика. Графика Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. | Подбирать группы слов – синонимов, антонимов и активно включать их в речь; Различать прямое и переносное значение слов, осознанно Выбирать и использовать их в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией и стилистическими особенностями высказывания (текста); Объяснять значение слов через подбор синонимов и антонимов, через контекст, с помощью толкового словаря; Различать лексические особенности пословиц, поговорок, загадок; | Употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы; Использовать слова в прямом и переносном значении для составления текстов-повествований, описаний; сочинение сказок. Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): употреблять в собственных высказываниях, самостоятельно составленных текстах устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица) и фразеологизмы (спустя рукава, со всех ног и т. д.); Называть и определять части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова. |
2 | Синонимы и антонимы. | Р | УО ТК | |||
3 | Омонимы | ОНЗ | УО ТК | |||
4 | Слово и словосочетание. | Р | УО ТК | |||
5 | Фразеологизмы. | ОНЗ | УО ТК | |||
6 | Обучающее изложение | Р/р | ПР СР | |||
7 | Части речи | Р | УО ТК | |||
8 | Имя существительное | Р | УО ТК | |||
9 | Имя прилагательное | Р | УО ТК | |||
10 | Глагол | Р | УО ТК | |||
11 | Что такое имя числительное | ОНЗ | УО ТК | |||
12 | Однокоренные слова | Р | УО ТК | |||
13 | Звуки буквы. Гласные звуки. | Р | УО ТК | |||
14 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Р | УО ТК | |||
15 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Р | УО ТК | |||
16 | Обучающее изложение. | Р\р | СР ПР | |||
17 | Обобщение и закрепление изученного. | Р | ИК | |||
18 | Проект «Рассказ о слове» | П | ПР | |||
19 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | К | ИК | |||
Состав слова (16ч) | ||||||
Что такое корень слова? | Р | УО ТК | Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок. Названия и определения частей слова ( корень, окончание, приставка, суффикс); | Характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»); Различать родственные (однокоренные) слова и разные формы одного и того же слова; Различать: однокоренные слова и слова, близкие по значению; слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково (вода – водитель); Различать приставку и предлог; | Разбирать слова по составу (имена существительные, имена прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова (свет – свеча, день – дня); Объяснять различие основы однокоренных слов и разных форм одного и того же слова; Подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки; Объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов (двор, дворик, дворник); Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач | |
Как найти в слове корень? | Р | УО ТК | ||||
Сложные слова. | ОНЗ | УО ТК | ||||
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | ОНЗ | УО ТК | ||||
5 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | ОНЗ | УО ТК | |||
6 | Значения приставок. | ОНЗ | УО ТК | |||
7 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | ОНЗ | УО ТК | |||
8 | Упражнение в разборе по составу. | ОНЗ | ПР ТК | |||
9 | Значения суффиксов. | ОНЗ | УО ТК | |||
10 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | Р\Р | СР ПР | |||
11 | Что такое основа слова? | ОНЗ | УО ТК | |||
12 | Обобщение знаний о составе слова. | Р | ИК | |||
13 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
14 | Анализ диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | Р | ФО | |||
15 | Обучающее изложение. | Р/р | ПР СР | |||
16 | Проект «Семья слов» | П | ПР | |||
Правописание частей слова (29ч) | ||||||
1 | В каких значимых частях слова есть орфограммы. | Р | УО ТК | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами; Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами; Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами; | Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы. Применять на практике правила правописания изученных орфограмм: слов с гласными и согласными орфограммами в корне слова двойных согласных (ранний, рассвет); разделительного мягкого знака; разделительного твёрдого знака; непроизносимых согласных; суффиксов -ик, -ек; Применять на практике правила правописания гласных и согласных в приставках по-, под-, от-, про-, до-, об-, за-, на-, над-, с-; приставки и предлога; сложных слов; не с глаголами; правописание слов с непроверяемыми орфограммами, в том числе с удвоенными согласными, указанных в программе; Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): проверять правописание безударных гласных и парных согласных однокоренными словами с чередующимися согласными в корне слова; Применять на практике правила правописания изученных орфограмм: слов с гласными и согласными орфограммами в корне слова двойных согласных (ранний, рассвет); разделительного мягкого знака; разделительного твёрдого знака; непроизносимых согласных; суффиксов -ик, -ек; Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): проверять правописание безударных гласных и парных согласных однокоренными словами с чередующимися согласными в корне слова; |
2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Подбор проверочных слов. | Р | УО ТК | |||
3 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | ОНЗ | УО ТК | |||
4 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление. | Р | УО ТК | |||
5 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбор проверочных слов. | Р | УО ТК | |||
6 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Отработка последовательности действий при проверке. | Р | УО ТК | |||
7 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне на конце и в середине слова. | Р | УО ТК | |||
8 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Развитие речи. | Р,Р\р | УО ТК | |||
9 | Обучающее изложение | Р\р | ПР СР | |||
10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сравнение произношения и написания таких слов. | ОНЗ | УО ТК | |||
11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Подбор проверочных слов. | ОНЗ | УО ТК | |||
12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление. | ОНЗ | УО ТК | |||
13 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. | ОНЗ | УО ТК | |||
14 | Правописание слов с удвоенными согласными на стыке морфем. | Р | УО ТК | |||
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | Р/Р | СР ПР | |||
16 | Контрольный диктант по теме. | К | ИК | |||
17 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, - ик. | ОНЗ | УО ТК | |||
18 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ок, - еньк, - оньк. | ОНЗ | УО ТК | |||
19 | Правописание суффиксов и приставок. | ОНЗ | УО ТК | |||
20 | Правописание суффиксов и приставок. Отработка навыков правописания. | ОНЗ | УО ТК | |||
21 | Правописание приставок и предлогов. Употребление предлогов с именами существительными. | ОНЗ | УО ТК | |||
22 | Правописание приставок и предлогов. Способы проверки слитного или раздельного написания. | Р | УО ТК | |||
23 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | ОНЗ | УО ТК | |||
24 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | ОНЗ | УО ТК | |||
25 | Разделительный твердый и мягкий знаки. Перенос слов с разделительными знаками. | Р | УО ТК | |||
26 | Обучающее изложение. | Р/р | СР ПР | |||
27 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
28 | Работа над ошибками. | Р | ИК | |||
29 | Проект»Составляем орфографический словарь» | П | ПР | |||
Части речи ( 76 ч) | ||||||
1 | Части речи. | Р | УО ТК | Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); | ||
Имя существительное ( 31 ч) | ||||||
2 | Имя существительное и его роль в речи. | Р | УО ТК | Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Падежи и изменение существительных по падежам. Название каждого падежа, их вопросы. Способы узнавания падежа. Повторение и систематизация изученного. Контрольная работа. Диктант, грамматические задания. | Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений). Различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, тень) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на ж, ч, ш, щ; Перечислять все падежи с вопросами, на которые они отвечают, По вопросу определить падеж. Просклонять конкретное имя существительное, прилагательное. По ряду признаков определить падеж имени существительного ( или прилагательного) или поставить конкретное существительное в нужный падеж, | Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена Различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; Определять число и род существительных; изменять существительные по числам; Грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на ж, ч, ш, щ; Разбирать имена существительные по составу. В рамках темы «Имя существительное» учащиеся учатся (имеют возможность научиться): Изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные); Определять падеж имени существительного по падежным вопросам; Производить морфологический разбор имени существительного. |
3 | Имя существительное. | Р | УО ТК | |||
4 | Одушевленные имена существительные. | ОНЗ | УО ТК | |||
5 | Неодушевленные имена существительные. | ОНЗ | УО ТК | |||
6 | Обучающее изложение. | Р\р | СР ПР | |||
7 | Собственные имена существительные. Нарицательные имена существительные. | ОНЗ | УО ТК | |||
8 | Проект «Тайна имени». | П | ПР | |||
9 | Число имен существительных. | Р | УО ТК | |||
10 | Имена существительные употребляемые только в единственном или только во множественном числе. | ОНЗ | УО ТК | |||
11 | Род имен существительных. | ОНЗ | УО ТК | |||
12 | Род имен существительных. упражнение в определении рода. | Р | УО ТК | |||
13 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | ОНЗ | УО ТК | |||
14 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Р | УО ТК | |||
15 | Обучающее изложение. | Р\р | СР ПР | |||
16 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
17 | Склонение имен существительных. | ОНЗ | УО ТК | |||
18 | Падеж имен существительных. Упражнение в определении падежа имени существительного | ОНЗ | УО ТК | |||
19 | Падеж имен существительных. Особенности Именительного падежа. | ОНЗ | УО ТК | |||
20 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван царевич и лягушка квакушка». | Р/р | СР ПР | |||
21 | Именительный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
22 | Родительный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
23 | Дательный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
24 | Винительный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
25 | Творительный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
26 | Предложный падеж. | ОНЗ | УО ТК | |||
27 | Обучающее изложение. | Р/р | СР ПР | |||
28 | Все падежи. | Р | ИК | |||
29 | Обобщение знаний. | Р | ИК | |||
30 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | Р\р | СР ПР | |||
31 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
32 | Проект «Зимняя страничка». | П | ПР | |||
Имя прилагательное ( 18 ч). | ||||||
Имя прилагательное. | Р | УО ТК | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным. Сопоставление имен существительных и имен прилагательных. Выполнение морфологического разбора частей речи и их сопоставление. Изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, числам, а имен прилагательных по родам. Правописание окончаний имен прилагательных. Разновидности имен прилагательных (притяжательные имена прилагательные) ознакомительно | Характеризовать имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; Устанавливать, признаки какого существительного называют имена прилагательные; Определить, от какого существительного зависит данное имя прилагательное; Определять число и падеж существительного; Определить число и падеж прилагательного; Вспомнить и написать соответствующее окончание. Выполнять морфологический анализ имен существительных и имен прилагательных. | Находить имена прилагательные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; Определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти прилагательные составляют сочетание, и по родовым окончаниям прилагательных; Объяснять, почему окончания прилагательных называются родовыми; Изменять имена прилагательные по числам; В рамках темы «Имя прилагательное» учащиеся учатся (имеют возможность научиться): Изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные); Проверять правописание падежных окончаний прилагательных по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); Производить морфологический разбор имени прилагательного. | |
Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Р | УО ТК | ||||
Роль прилагательных в тексте. | Р | УО ТК | ||||
Текст-описание. | Р\р | УО ТК | ||||
5 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь» | Р\Р | СР ПР | |||
6 | Род имен прилагательных. | ОНЗ | УО ТК | |||
7 | Изменение имен прилагательных по родам. | ОНЗ | УО ТК | |||
8 | Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний. | ОНЗ | УО ТК | |||
9 | Число имен прилагательных. | ОНЗ | УО ТК | |||
10 | Число имен прилагательных. Правописание окончаний прилагательных во множественном числе. | ОНЗ | УО ТК | |||
11 | Изменение имен прилагательных по падежам. Определение падежа имен прилагательных. | ОНЗ ОНЗ | УО ТК | |||
12 | Изменение имен прилагательных по падежам. Правописание падежных окончаний прилагательных. | ОНЗ | УО ТК | |||
13 | Обобщение знаний. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного. | Р | ИК | |||
14 | Обобщение знаний. Подбор синонимов и антонимов для прилагательных. | Р,Р\р | ИК | |||
15 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | Р\р | СР ПР | |||
16 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
17 | Работа над ошибками | Р | ИК | |||
18 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | П | ПР | |||
Местоимение ( 5 ч) | ||||||
1 | Личные местоимения | ОНЗ | УО ТК | Местоимение, значение и употребление. | Различать местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. | Использовать личные местоимения при редактировании текстов. |
2 | Изменение личных местоимений по родам. | ОНЗ | УО ТК | |||
3 | Местоимение. Употребление местоимений в речи. | ОНЗ | УО ТК | |||
4 | Местоимение. Определение рода , лица и числа местоимений. | ОНЗ | УО ТК | |||
5 | Обучающее изложение | Р\р | СР ПР | |||
Глагол ( 21ч) | ||||||
1 | Глагол как часть речи. | Р | УО ТК | Глагол, значение и употребление. Изменение глаголов по временам, числам в настоящем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глагола. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола и образования временной формы от заданной неопределенной. Суффиксы неопределенной формы глагола и правописание слов с ними. Неопределенная форма глагола. Окончания глаголов настоящего времени, их способность передавать значения лица и числа. Безударные окончания. Окончания глаголов 2 лица ед.ч. ( - ешь, -ишь). | Характеризовать глаголы по лексико-грамматическим признакам; Различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: что делать? – стучать, что? – стук; Иметь представление, что неопределенная форма глагола – его начальная форма, - способы ее нахождения, - написание в ней Ь -правописание глагольных суффиксов в неопределенной форме глаголов; - правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени, Иметь представление об изменении глаголов настоящего и будущего времени по лицам, - о значениях форм лица, их соотношении с личными местоимениями, - об образовании некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных, - о правописании глаголов 2 лица ед.ч. (общее знакомство). | Находить глаголы среди других частей речи в предложении, в тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; Различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать? В рамках темы «Глагол» учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
|
2 | Значение и употребление глаголов в речи. | Р | УО ТК | |||
3 | Неопределенная форма глагола. | ОНЗ | УО ТК | |||
4 | Правописание глаголов в неопределенной форме. | ОНЗ | УО ТК | |||
5 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | ОНЗ | УО ТК | |||
6 | Число глаголов. | ОНЗ | УО ТК | |||
7 | Времена глаголов. Определение прошедшего времени глагола. | ОНЗ | УО ТК | |||
8 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | ОНЗ | УО ТК | |||
9 | Изменение глаголов по временам. | ОНЗ | УО ТК | |||
10 | Изменение глаголов по временам. | ОНЗ | УО ТК | |||
11 | Обучающее изложение | Р\р | СР ПР | |||
12 | Род глаголов в прошедшем времени. | ОНЗ | УО ТК | |||
13 | Определение рода глаголов в прошедшем времени. | ОНЗ | УО ТК | |||
14 | Правописание частицы НЕ с глаголами | Рр | УО ТК | |||
15 | Правописание частицы НЕ с глаголами | Р | УО ТК | |||
16 | Обобщение знаний. Определение времени, числа и лица глаголов. | Р | ИК | |||
17 | Обобщение знаний. Морфологический разбор глагола. | Р | ИК | |||
18 | Обобщение знаний. Синтаксический разбор предложения. | Р | ИК | |||
19 | Обобщение знаний. Правописание глаголов. | Р | ИК | |||
20 | Контрольный диктант. | К | ИК | |||
21 | Работа над ошибками. | Р | ИК | |||
Повторение (14 ч). | ||||||
1 | Части речи. | Р | УО ТК | Повторение изученного о частях речи и членах предложения. Основные виды разбора слов и предложений. Повторение и обобщение знаний по грамматике. Сопоставление частей речи, их грамматические признаки. Строение слов, их лексическое значение, правильное использование и написание. Установление связей между словами с помощью вопросов и обозначение их с помощью окончаний. | Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Знать: - изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами), - писать под диктовку текст с объемом 55 – 65 слов. | Определять (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи. Создавать устно и письменно тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. |
2 | Части речи. | Р | УО ТК | |||
3 | Обучающее изложение. | Р\р | СР ПР | |||
4 | Обобщение изученного о слове, предложении. | Р Р | ИК | |||
5 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Р | УО ТК | |||
6 | Правописание приставок и предлогов. | Р Р | УО ТК | |||
7 | Правописание безударных гласных. | Р | УО ТК | |||
8 | Правописание значимых частей слова. | Р | УО ТК | |||
9 | Итоговый контрольный диктант. | К | ИК | |||
10 | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | Р | ИК | |||
11 | Обучающее изложение. | Р/р | СР ПР | |||
12 | Текст | Р | ИК | |||
13 | Сочинение «Почему я жду летних каникул». | Р/р | СР ПР | |||
14 | КВН «Знатоки русского языка». | Р | ИК |
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 3класс.
I
- СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (входной)
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.
3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ.
Румяной зарёю покрылся в..сток. Сев..р планеты пусть встретится с Югом, Запад - с В..стоком, а дети – друг с другом. Весь этот шумный весёлый народ пусть соберётся в один хоровод. На сев..ре диком стоит одиноко на горной вершине сосна. Мой друг более десяти лет живёт в таёжном сев..рном посёлке Хатанга и вполне считает себя сев..рянином. Раскинулась моя страна от с..вера до юга: когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга.
Задание:
1.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
2. Выпишите однокоренные слова к слову север, обозначьте корень.
3. Найдите в тексте слова шумный, весёлый, северном, разберите их по составу.
4. Подчеркните главные члены Iв. - в первом предложении; IIв.- в четвертом предложении.
5. Выпишите Iв.- 3-4 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подчеркните орфограммы; IIв.- 3-4 слова с парными согласными в корне, подчеркните орфограммы.
- СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за I учебный период).
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.
- КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I учебный период.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
1.Разобрать по частям речи и по членам Iв.- первое предложение; IIв.- второе предложение.
2. Выписать 3-4 слова с парными согласными в корне, рядом написать проверочные слова.
3. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
4. Разобрать по составу слова Iв.- осенний, саду; IIв.- весенний, дожди.
1 полугодие.
1.ИЗЛОЖЕНИЕ.
На льду.
Река была покрыта блестящим льдом, точно зеркалом. На лед выбежал мальчишка и лихо прокатился на ногах. За смельчаком стали бежать и другие.
Но вот один мальчик упал. На него упали остальные. Лед не выдержал. Он треснул. Мальчики очутились по горло в воде. Они громко кричали.
По берегу бегали люди. Появились доски, веревки. По льду с веревкой в зубах ползли рабочие. Мальчики ухватились за веревку. Ребята были спасены.
2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за 1 полугодие).
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор, пейзаж, портрет.
3. Диктант.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.
Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть главные члены Iв. – в первом предложении; IIв.- во втором предложении.
2. Разобрать по составу слова Iв. – зимний, шубки; IIв.- белые, морковки.
3. Выписать из текста 2 слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова.
1.КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ.
Ж..вёт в л..су белочка. Гн..здо у неё на с..сне. З..мой белка свернётся клуб..ком в своём тёплом гнёздышке. Не страшны ей никакие лютые м..розы. Осенью переменила она воё рыженькое п..льто на серую шу..ку. Наготовила хл..потунья запасов на всю долгую зиму, ут..плила свой домик. Ещё летом белочка нач.ла сушить гр..бы.
Задание:
1.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
2. Озаглавьте текст.
3. Выпишите из текста 3 существительных с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Рядом напишите проверочные слова.
4. Разберите по составу слова: Iв.- гнёздышко, шубка;IIв.- сахарный, грибки
5. Сделайте фонетический разбор слова Iв.- мороз; IIв.- мёд.
2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ .
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
- КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ .
В селе.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
- Разобрать по членам предложения и частям речи пятое предложение.
- Написать пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
- Разобрать слова по составу Iв.- рыбка, перелески;IIв.- лесною, заморозки.
- Сделать фонетический разбор слова Iв.- глушь; IIв.- рожь.
- ИЗЛОЖЕНИЕ.
Весенняя песня.
После долгого ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на остановке, ждем трамвай. Далеко тянется аллея берез.
Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня. Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина января!
Это пела большая синица. В редкие солнечные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь. Люди улыбались. Настроение было хорошее.
2. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за год).
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА ГОД.
Береги птиц
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Грамматические задания:
- Подберите однокоренные слова:
Iв.: утро, кукушка.
IIв.: роса, работа.
- Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
- Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
- В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Моро М. И. ФГОС...
рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.: М.:...
Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, "Школа России" ФГОС.
Рабочая программа по технологии, "Школа России", 2 класс, ФГОС....