Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Габибова Людмила Владимировна

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу новой, более сложной.

                                                                                                                                                                                                                                                           П. Ф. Лесгафт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-смотр знаний учащихся по русскому         языку в 3 «Б» классе

                                          Учитель: Габибова Л.В.

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу                                                                                                            новой, более сложной.

                                                                                                                                                                                                П. Ф. Лесгафт.

                 Вид урока: Урок - смотр знаний.

Цели урока:

^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-

средством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

^ Воспитательные: прививать навыки самообразования, самоконтроля.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

     Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам провести урок «Смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать.

                Одна хорошая минута может сделать одно доброе дело, 10 хороших минут сделают 10 добрых минут. А сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

                Я желаю вам сегодня сделать как можно больше хороших дел.

     

I. ФОНЕТИКА

Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

Что изучает фонетика?         

а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?                                                                        Когда она может обозначать два звука? Приведите примеры.

        

                                     

                Фонетическая задача. Работа на доске

Уч-ль: Сделать фонетический разбор слова «Рая» одному ученику, а

другому – транскрипцию слова «Мяч» на доске, а остальные в тетради.

Почему в слове «Рая» звуков больше?

Вывод: звуки нашей речи свистят, шипят, спорят, толкаются, как и вы между собой, но жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.

II.ОРФОГРАФИЯ

        Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».

У вас на столе карточка № 1, вам надо определить границы предложений и вставить пропущенные орфограммы (члены жюри - родители соберут ваши карточки).

       I.        Припоминание теоретического материала

а)        Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

б)        Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).

  • Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

        II.        Развитие орфографической зоркости.

•        Карточка № 2. Найди слово с ошибкой, назови орфограммы, докажи
правописание слова.

  1. Печь         1. Сворил        1. В парке         1. Казань
  2. Люда         2. Точка         2. Пружина         2. Сезд
  3. Книшка                    3. Мороз                                3. Льёт         З.Анна

III. СИНТАКСИС

III.        Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов:                

                всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.
Дети:        

а)         в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в)         слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г)         сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д)         розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е)         это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Запишите исправленное предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения.

        - Ребята, повторим, что мы знаем о предложении: виды предложений по интонации, по цели высказывания. Дать характеристику предложения

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

VI.Самооценка знаний орфографии.

        - Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? (Ответы детей).

VI. МОРФЕМИКА

  • Что изучает морфемика?
  • Что входит в состав слова?
  • Какая часть слова стоит перед корнем?
  • Какая часть слова стоит после корня?
  • Для чего они служат?
  • Окончание - это часть речи или часть слова?
  • Какая эта часть слова?
  • Что такое основа предложения?

•    Без какой части не может существовать слово?
•    Что такое корень?

Молодцы, справились и с этим заданием!

Разбор слов по составу. 2 человека у доски.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход. А дети в тетрадях: прибрежный, заморозки.

         

                                Проверка разбора слов по составу

V.        Алгоритм морфемного разбора. Коллективная устная работа

Уч-ль: Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного разбора.

 Итак, слово цветет.        

Дети:

1_шаг: Слово цветет обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Это глагол.

2 шаг: Нахожу окончание. Для этого ставлю слово во множественное число цветут. Изменилась часть слова — ет, это будет окончание,

З шаг: Часть слова цвет - без окончания - это основа слова.

  1. шаг: Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова цветы,
    цветной.
    Общая часть цвет, значит это корень.

5шаг: Приставки нет, суффикса нет.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!

Физминутка.

        Слово членам жюри. Подведение итогов работы по карточкам родителями.                                                    Объявляют результаты безошибочно справившихся и кому еще надо подтянуться. 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Подведем сейчас итог

Что пошло ребятам впрок.

Пять вопросов у меня:

Отвечайте-ка, друзья!

Каждый пальчик разомнем,

Рефлексию проведем. (рука в кулак)

Поднимаю мизинец: какое открытие сделали вы сегодня на уроке?

Безымянный: чему я научился?

Средний: пригодится ли мне это в жизни?

Указательный: кому я сегодня помог?

Большой: какое у меня настроение? ВО!

Вот сколько хороших дел мы сделали с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....