Работа над трудными словами в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nachalnom_kurse_grammatiki.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над трудными словами в начальных классах (из опыта работы учителя начальных классов Ардамаковой М..В.)
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая напряжения и сил учителя. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Предлагаю некоторые виды упражнений по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. Конечно, использую всё, что увижу у коллег, что удаётся найти в методической литературе. Часто использую пособие своего бывшего преподавателя В.П.Канакиной “ Работа над трудными словами в начальных классах”, в котором показана работа со ловом в единстве фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.
Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются
Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц. В третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.
Игра-подсказка
– О – О – – – (воробей)
– Е – – – (петух)
Игра «Исправь ошибки»
Один ученик пишет с ошибкой, а другой находит ошибку.
Рика – реки
Зема – зимы
Мароз – мороз
Шутливые стихи детских поэтов
Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут лимон
Сразу станет кисло.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений считаю диктанты.
И в своей работе над словарными словами использую такие виды диктантов:
- Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
- Картинный диктант
- Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
- Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
- Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
- Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
- Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:
1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третий – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.
3. Выписать только слова из «словаря»:
«Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом!»
Е. Трутнева.
- Диктант с использованием загадок.
- Диктант по памяти.
1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную Е.
- Диктант с комментированием.
- Учитель называет слово из «словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Пример тестовой работы «Словарные слова»
Вопрос 1
Укажите строчку, в которой все слова написаны грамотно.
Варианты ответов
- Корова, варона, земляника
- Корова, ворона, землиника
- Корова, ворона, земляника
Вопрос 2
Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Варианты ответов
- ябланя
- обезьяна
- ноябрь
Вопрос 3
Какую букву надо вставить в слова
ЯГ-ДА, М-РОЗ, -ДЕЖДА?
Варианты ответов
- О
- А
Вопрос 4
Какую букву надо писать в словах
УЧ-НИК, Т-ТРАДЬ, ВЕТ-Р?
Варианты ответов
- Е
- И
Вопрос 5
Как правильно написать слово?
Варианты ответов
- досвидания
- до свидание
- до свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...
"Работа над трудными словами в начальных классах"
Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к исто...
Работа со словарными словами в начальных классах
Основыне этапы работы над словарными словами.Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность н...
Приёмы и формы работы над словарным словом в начальных классах
Статья. Приложение. Приемы и формы работы над словарным словом "Язык"...
Работа с трудными словами в начальной школе
Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....
Работа с трудными детьми в начальных классах
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урок...