Приёмы и формы работы над словарным словом в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Статья. 

Приложение. Приемы и формы работы над словарным словом "Язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_i_formy_raboty_nad_slovarnym_slovom.doc33.5 КБ
Office presentation icon slovarnoe_slovo._yazyk.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и формы работы над словарным словом

в начальных классах

 В то время, когда школа совершает решительный поворот в сторону ученика, когда во главу угла ставится коммуникативно – речевая направленность процесса познания, - пересматривается структура и содержание школьных программ. В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся. Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса.

Что понимаем мы под термином обогащение, что значит обогащать словарный запас младшего школьника?

По толковому словарю С.И. Ожегова, обогатить - значит сделать богаче.

Обогащение словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях количественном и качественном.

Количественное обогащение идёт путём узнавания учащимися новых лексем и новых сем  у известных им слов, путём перемещения слов из пассивного в активный словарный запас.

Качественное совершенствование словаря младшего школьника происходит посредством уточнений значения уже известных им слов, путём замены в словарном запасе школьников нелитературных слов эквивалентными литературными.

Для того чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне. Если это возможно, словарную работу необходимо вести с опорой на этимологию. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников. Он открывает детям первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно.

Работу по освоению новых слов я  выстраиваю  в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу.

1. Предъявление слова.

На своих уроках использую следующие способы: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки

(из набора «картинный словарь»); г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима; д) дети находят слово в орфографических словарях.

2. Работа над «слуховым» образом слов.

Учащиеся проговаривают слово хором, дружно, вполголоса. Получается как скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Затем  слово произносится по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

После орфоэпического произнесения дети сразу называют в этом слове «трудное» место.

3. Запись слова в словари.

Учитель записывает изучаемое слово на доске, а дети – в рукописные словарики, мысленно себе его диктуя. Ставится ударение, подчёркивается безударная гласная. Таким образом, дети усваивают графический, рукодвигательный образ слова.

4. Работа с этимологическим словарём.

Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому использую на уроках, если это возможно, сведения о происхождении изучаемого слова. Например, слово великий образовано от общеславянского велий, что значит «большой». При этом ребёнок осознанно запоминает значение и написание слова.

5.  Определение слова по количеству значений.

Методикой разработано немало приемов объяснения детям непонятных слов. На своих уроках делаю акцент на знакомство с толковым, этимологическим, словообразовательным, фразеологическим словарями и активно используем их при работе над словом.

6. Словообразование.

Морфемный анализ слова уже в начальной школе необходимо проводить на словообразовательной основе. Во время деления слова на морфемы мы с ребятами учитываем поэтапный процесс словообразования. Учащиеся, осознав морфемный состав слов современного языка на основе словообразования, становятся практически подготовленными к осознанию сведений из истории развития слова. Для того чтобы ученик осознал  семантические связи изучаемого слова, на уроках мы подбираем слова, которые имеют тот же исторический корень. Например, подбирая слова с историческим корнем –вель-, у нас с ребятами получился такой ряд слов: великан (гигант), величина (размер, объём, протяженность предмета), невеличка (маленькая птичка). Очень важно развести в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого сравниваем и анализируем записанные слова по составу.

7. Составление и использование словосочетаний.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказе, рассказе, диалоге и т.д. В речевой практике словосочетание используется только через предложение, а в предложении, как правило, выделяется несколько словосочетаний. Работу на уроках  со словосочетаниями в составе предложения строю по двум направлениям:

  • выделение словосочетаний из предложения и установление связи

                    между словами с помощью вопросов;

  • составление самостоятельных словосочетаний;
  • включение словосочетаний в предложения.

Работу над словосочетаниями я провожу и на уроках литературного чтения. Объяснение встретившихся в тексте словосочетаний помогает учащимся понять, что носителями значения в тексте являются не только слова, но и словосочетания. Составление и использование словосочетаний развивает речь, повышает ее культуру, вырабатывает речевую интуицию.

Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.

Предлагаю Вашему вниманию  разные формы работы со словарным словом «язык». Учащимся предлагается ознакомиться с лексическим значением слова, подобрать родственные слова, поработать над значением пословиц и фразеологизмов и др.

Братченко Светлана Викторовна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарное слово ЯЗЫК Братченко С.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ

Слайд 2

Лексическое значение История слова Слово в русском фольклоре ЯЗЫК Слово в устойчивых выражениях Однокоренные слова Сочетаемость слов Слово в литературе Ребус

Слайд 3

К , , зык  я , Тайны слова Происхождение слова (русское или заимствованное) Количество лексических значений (однозначное или многозначное)

Слайд 4

В «Этимологическом словаре русского языка» Слово язык произошло от общеславянской формы jezyk ъ

Слайд 5

Лексическое значение слова Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса Орган человека, участвующий в образовании звуков речи. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который ударяясь о стенку, производит звон. Говорим о чём-нибудь, имеющим удлиненную, вытянутую форму

Слайд 6

Если бы у нас не было языка, мы бы не разговаривали. Есть у него и другие роли. Язык – это разведчик. Он первый узнаёт, вкусная ли еда . Язык – это охотник. Он же и ложка, и мочалка, и вентилятор. А бывает язык-дразнилка. Но я не знаю ни одной рыбки, птички или зверушки, которые дразнятся языком. Тогда у кого же язык – дразнилка? Вот так языки!

Слайд 7

Язык колокола Язык ботинка Язык пламени

Слайд 8

языковед язычок языкастый языковый подъязычный язычковый языкознание язык

Слайд 9

Сочетаемость слов ЯЗЫК (какой?) трудный красивый звучный родной чужой русский незнакомый литературный книжный письменный научный

Слайд 10

Слово в устойчивых выражениях . Пословицы, поговорки Фразеологизмы

Слайд 11

Не спеши языком - торопись делом. Языком болтай, а рукам воли не давай. Будь смелым не языком, а делом. Острый язык – дарованье, длинный язык – наказанье. Без языка и колокол нем. Вертит языком, что корова хвостом. Длинный язык с умом не в родстве. Дурной язык голове не приятель. Пословицы и поговорки

Слайд 12

Я зык без костей – кто- либо чрезмерно болтлив. Я зык заплетается – не может говорить ясно. Проглотить я зык – перестать говорить, замолкнуть. Я зык до Киева доведёт- Как корова я зыком слизала – Держать я зык за зубами – Когда так говорят

Слайд 13

Держать язык за зубами - молчать, когда это нужно

Слайд 14

Как корова языком слизала. Бабка ахнула: - Поди-ка! Ишь какая благодать! Только где моя клубника? Что-то ягод не видать! В огороде, в огороде Вот беда - Появилась, поселилась Лебеда. Бабка ахнула: - Поди-ка, И не видно, Где клубника! Я повыдергаю трáву, Уничтожу лебеду, На нее найду управу - Сорок внуков приведу! Сорок внуков, ровно сорок, Засучили рукава: - С ней расправишься не скоро Ох и цепкая трава! Но повыдергали Трáву, Поработали На славу. Так говорят, когда кто-то или что-то исчезло неизвестно куда.

Слайд 15

Это выражение означает - спрашивая людей, можно попасть хоть куда

Слайд 16

ФОЛЬКЛОР загадки шутки пестушки сказки

Слайд 17

Если б не было его, Не сказал бы ничего Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. Всегда во рту, А не проглотишь ЗАГАДКИ Отгадка Отгадка Отгадка

Слайд 18

Подбородочек-малютка, Щечки, щечки, Носик, губки. А за губками - я зык С соской он дружить привык. Глазки, глазки, Бровки, бровки, Лобик, лобик-умница - Мама не налюбуется. Пестушки

Слайд 19

Глаза, уши, я зык.

Слайд 20

я зык

Слайд 21

я зык

Слайд 22

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… -Замолчи, Петрусь, Говорят! Прикуси язык , Говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил (Прикусить язык – замолчать). ШУТКИ За столом сказала мать: -Хватит языком болтать ! А сынишка осторожно: А болтать ногами можно? (Языком болтать – много разговаривать ).

Слайд 23

Слово в литературе И. С. Тургенев. В.Я.Брюсов К. Г. Паустовский А. Н. Толстой. А.Шибаев П.А.Вяземский Л. Н. Толстой Т. Зумакулова

Слайд 24

«Берегите наш язык …это клад, это достояние. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…Берегите чистоту языка , как святыню!» И. С. Тургенев.

Слайд 25

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на чистом, хорошем, богатом языке , богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке … Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А. Н. Толстой.

Слайд 26

«Звучание музыки, … блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Г. Паустовский Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Слайд 27

«Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа». Л. Н. Толстой «Русский язык ! Тысячелетия создавал народ это гибкое, поистине неисчерпаемое богатство!»

Слайд 28

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… П.А.Вяземский

Слайд 29

А.Шибаев Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно!

Слайд 30

Мой верный друг, Мой враг коварный, Мой царь, Мой раб – Родной язык . В.Я.Брюсов

Слайд 31

Текут две речки в сердце, не мелея. Становятся единою рекой. Забыв родной язык , я онемею, Утратив русский, стану я глухой. Т. Зумакулова

Слайд 32

— Ты кто: котенок или щенок? — задал кот молчаливый вопрос. Фунтик от природы был смышленым: язык котов он знал и мог поддерживать беседу. — Я - щенок. — Правда? Я думал, такими маленькими бывают только котята. Не расстраивайся, мы тебя откормим! Ты, наверное, голоден? Сможешь подняться? Фунтик с трудом встал и поплелся за котом. Да... Похоже, всю свою короткую жизнь он мечтал о таком вот огромном голубом блюдце, полном белого сладкого вкуснейшего молока! Он опомнился только тогда, когда язычок заскользил по чисто вылизанному дну. Тут ему стало стыдно за свою жадную поспешность, но в это время отворилась дверь… Тебе интересно, что произошло дальше? Тогда прочти сказку Ольги Максимовой «Фунтик».

Слайд 33

Пошла Ойка в лес, а навстречу ей Медвежонок. — Здравствуй, Ойка! — сказал Медвежонок. А Ойка высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Медвежонку… О том, что дальше произошло с Ойкиным язычком, вы узнаете прочитав «Сказку о высунутом язычке» , которую для вас написала Софья Прокофьева.

Слайд 34

Использованная литература В.Волина Фразеологический словарик, Москва , «АСТ-ПРЕСС» И.Е. Светлова. Развиваем устную речь: Учебное пособие.- М.:Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000 г. Л.П.Николаева, И.В. Иванова «Работа со словарными словами», Издательство «Экзамен», Москва, 2008. Словарь русского языка. Изд-во «Советская энциклопедия», Москва, 1973 г. Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П. Аникина. Москва, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...

Работа со словарными словами в начальных классах

Основыне этапы работы над словарными словами.Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность н...

ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

 В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, явл...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка...