"Работа над трудными словами в начальных классах"
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к истокам слова, подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, сочетаемых слов, фразеологических оборотов и практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения. Данный языковой материал учитель может использовать для организации словарно-орфографической работы как на уроке, так во внеурочной деятельности при проведении занятий по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по русскому языку "Работа над трудными словами в начальных классах | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ ЖАКА-ИВА КУСТО
“Работа над трудными словами в начальных классах”.
Автор: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №4 Кусто
Голубева Ирина Анатольевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Работа над трудными словами в начальных классах.
Литература:
1. В. П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”.
2. Виктория Дмитриева “Словарные слова”.
3. Словарь русских пословиц и поговорок.
4. В. П. Жуков, А. В. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”.
5. С.И. Ожегов ”Словарь русского языка”.
Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить , как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, т.к. никакими методами запоминания они ещё не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить.
Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, в связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:
1) установка на запоминание: ученик хочет запомнить;
2) заинтересованность: легче запомнить то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
В настоящее время существует много способов работы над трудными словами, которые не только помогут ребёнку запомнить трудные слова, но и сделают урок интересным, занимательным, доступным.
Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к истокам слова, подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, сочетаемых слов, фразеологических оборотов и практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения. Данный языковой материал учитель может использовать для организации словарно-орфографической работы как на уроке, так во внеурочной деятельности при проведении занятий по русскому языку.
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или на доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Приведу пример одного из вариантов работы. На первом уроке учащиеся знакомятся с группой из 4-6 слов(лексическое значение, орфограммы). На следующих уроках работа идёт с отдельным словом. Виды работ: ознакомление детей с этимологией слова, что способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости, подбор однокоренных слов, нахождение синонимов, антонимов, сочетаемость слов, запись и разбор предложений с этим словом, учащиеся составляют своё предложение. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и др.
Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На этих занятиях можно показать детям сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, познакомить с этимологией .Хочу отметить, что этимологический материал следует использовать выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся.
1.ребята
девочка
мальчик
2. ребята ре ят бя ре та
* С ребятней в снежки играет вьюга.
* Ребятишки подбежали к деревне прямо через лужайку.
3. девочка де во оч чк ка
* Белокурая девочка остановилась перед забором.
* Гуляла девочка в саду погожим утром ранним.
* Платья, бантики, косички-
Это девочки – сестрички.
4. мальчик ал ма ьч чик
* Мальчик весело играл целое лето.
* В нашем классе мальчиков меньше.
* мальчик, мальчишка, мальчуган, мальчонка, мальчишеский
2
1. карандаш
тетрадь
пенал
2. карандаш ара ан аш да нд ка
* посл. Плохой карандаш лучше плохой памяти.
* Пришел домой художник наш и взял тетрадь и карандаш. (А.Барто)
* Взял я в руки карандашик: раз и два – стоит барашек!
* Карандаш скорей возьмите и рисуйте что хотите.
3. тетрадь те ра адь тр ет
* посл. Покажи свои тетрадки, и я скажу, кто ты.
* Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки. (С. Маршак)
4.пенал пе ен ал на
* Сначала в пенале лежали только перья.
* Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нем задачник, букварь и пенал.
3
1. класс
ученик, ученица
учитель, учительница
дежурный
2. класс кл ла сс асс
* Ребята любят светлый класс, где учатся, читают.
* Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
3. ученик, ученица уч че ник ик иц ца
* посл. Каков ученик, таков и его дневник.
* Я на уроке первый раз, теперь я ученица.
* Семь исполнилось Егору, стал Егор учеником.
4.учитель, учительница уч ит чи ьн ль ни иц
* посл. Ученику – удача, учителю – радость.
* В класс учительница входит. Начинается урок.
* Учитель показал Филипку буквы.
5. дежурный де жу рн еж ый
* Сидит дежурный, ждет звонка.
* Я дежурю в первый раз, прибрала я первый класс.
* Меня дежурить выбрали, дежурю в первый раз.
* дежурный, дежурить, дежурство.
* * *
Перечислим по порядку
Те слова, что надо знать:
Вот дежурный, вот учитель,
Вот ребята и тетрадь.
А еще нужны нам лагерь
И, конечно же, песок.
Через “Е” писать их надо-
Ты запомни назубок!
4
1.завод
работа
рабочий
хорошо
весело
2. завод за ав во од
* Стране свою работу сдал прославленный завод.
* На автобусе народ едет прямо на завод.
3.работа, рабочий ра бо аб от оч ий та
* Всякая работа мастера хвалит.
* Я без работы не сижу – сама в руках утюг держу.
* Ох, нелегкая это работа –
из болота тянуть бегемота.
4. хорошо оро хор шо ош
* В гостях хорошо, а дома лучше.
* Чтобы хорошо учиться, не надо лениться.
5. весело ве есе ес ел ло
* Ветер весело шумит, судно весело бежит…
* Звонкой песней скворушка веселит простор.
* Началось веселье – песни да пляс! Хорошо ли, елка, тебе у нас?
1.зима, мороз
иней
коньки, каток
лопата
2. зима, мороз им зи ма мор оро оз
* Вот пришли морозы, и зима настала.
* Мороз невелик, да стоять не велит.
* Мороз и метели под февраль полетели.
* Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.
3. иней ин не ей
* Деревья наряжены узорчатым инеем.
* Деревья в узорах инея, ели и сосны в зеленом убранстве.
* иней, инеевый, инейный,
Инеевый узор, инейная белизна
4. коньки, каток конь ьк кл кат ток
* На пруду каток хороший,
Лед сверкает как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
* Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
* Весело ребятам кататься на коньках.
* Взяли коньки и пошли на каток.
5. лопата ло оп па ат та
* Без топора – не плотник, без лопаты - не огородник.
* Трактором пахать – не лопатою копать.
* Разгребу песок лопаткой, чтобы лег он ровно, гладко.
1. одежда 6
валенки
пальто
платок
сапоги
варежки
2. одежда од де еж жд да
* Не одежда красит человека, а добрые дела.
* Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души.
* По одежке встречают, по уму провожают.
3. пальто па ал ль ьт то
* В пальто не страшны холода ни мне, ни тебе, ни букве “А”.
* пальто, пальтецо, пальтишко, пальтовый
* Вечером Валя надела пальто, взяла муфту, повязалась платком и вышла на улицу.
* - Вон Яшке к осени пальтишко справлять придется, из старого он совсем вырос.
4. платок пл ат ок то ла
* В магазине “А” была и платок приобрела.
* На чужой роток не накинешь платок.
* Желтый платок твой разубран цветами.
* Вот тебе под ушки – белые подушки. Одеяльце на пуху и платочек наверху.
5. сапоги са ап по ог ги
* Сапоги надела “А” – полюбуйтесь – какова!
* сапог, сапожок, сапожище, сапожник, сапожничать
* Когда так говорят?
Два сапога - пара. (О двух людях, подходящих друг другу, в особенности по своим недостаткам. )
*По размеру ноги выбирай сапоги.
6. валенки ва ал ле енк ки
* толкование. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.
* В декабре и в феврале дует ветер на горе.
Снег в деревню он намел – народ в валенках пошел!
7. варежки ва ар ре еж жки
* толкование. Мягкие зимние рукавицы. Вязаные, шерстяные варежки.
* Бабушка связала Марине варежки из овечьей шерсти.
1. воробей 7
ворона
сорока
соловей
петух
2. воробей во ор оро об бе ей
* Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
* Зачирикал воробей веселей на крыше.
* Наш воробушек купаться захотел, в гости к тоненькой былинке прилетел.
* Я – веселый воробьишка, серый маленький воришка.
* Когда так говорят?
Стреляный воробей ( о многоопытном человеке, которого трудно обмануть)
Воробью по колено ( небольшой по глубине, неглубокий, мелкий ( о ручье, озере, речке и т.п.))
Воробьиный шаг ( мелкий, короткий шаг)
3. ворона во ор оро он на
* Пуганая ворона и куста боится.
* Проворонила ворона вороненка.
* Только серые вороны расшумелись на снегу.
* Когда так говорят?
Считать ворон ( а) глазеть по сторонам, ротозейничать; б) проводить время в праздности, бездельничать)
4. сорока со оро ок ока
* Сорока на хвосте весть принесла.
* Сорока стрекочет – гостей пророчит.
* Стрекотунья, белобока, под калиткою моей скачет пестрая сорока и пророчит мне гостей. ( А. С. Пушкин )
* Когда так говорят?
Трещит как сорока ( говорит быстро, громко )
5. соловей со ол ов ло ве ей
* Соловей на ветку сел, песню звонкую запел.
* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
* Соловья баснями не кормят.
* Когда так говорят?
Заливаться соловьем ( разг. шутл. увлеченно говорить)
6. петух пе ет ту ух
* петух, петушок, петуший гребень, петушиный бой ( задор, голос) ( перен. знач.), петушиться.
* ходить петухом ( разг. ирон. с гордым и важным видом)
* встать до петухов или с петухами ( очень рано, с зарей)
* петуха пустить или дать петуха ( сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый звук)
1.собака 8
корова
медведь
медведица
заяц
2. собака со об ба ака
* Собака – верный друг человека.
* Как собака на сене: и сама не ест, и другим не дает.
* Не замахивайся палкой - и собака не залает.
* Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапы.
3. корова оро ко ов ва
* корова, коровка, коровушка, коровенка, коровник, коровий
* Как корова языком слизала ( что-н. быстро и бесследно исчезло)
* Корова черна, да молоко у нее бело.
* Сыта коровка – полон и подойничек.
* “Дает корова молоко” – пишу я это через “О”!
4. медведь, медведица ме ед ве едь ди иц ца
* медведище, медведиха, медвежонок, медвежий, медвежатник ( охотник на медведей)
* смотреть ( глядеть ) медведем ( быть, казаться нелюдимым, угрюмым )
* из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка.
* Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят ему медведь
Наступил на ухо.
5. заяц за ая яц
* Заяц уж сед – навидался он бед.
* Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
* Летом шубку серую, а зимою белую носит попрыгайчик – боязливый зайчик.
* Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть.
1. овощи 9
картофель
капуста
морковь
огурец
горох
помидор
2. овощи ов ощ во щи
* Всякому овощу свое время.
* Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
* Суп овощной оказался не плох.
3. картофель ар оф то ель ка фе
* Митя увидел крупные, розовые клубни картофеля.
* В середине сентября колхозники начинают копать картофель.
* После трудового дня как вкусен был картофельный суп с грибами!
* картошка в мундире ( картофель, сваренный или испеченный в кожуре)
4. капуста ка кап ус пус ст та
* Капуста любит воду да хорошую погоду.
* Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая – в листьях сгниет.
* квашеная капуста, капустная рассада, капустка, капустница (бабочка), капустник (пирог)
5. морковь ор ов овь мо ко орк
* морковка, морковный, морковник ( кушанье из моркови, с морковью)
* На огороде поспела морковь, свекла и другие овощи.
* Хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
6. огурец гу ур ог ре ец
* как огурчик ( о здоровом, румяном человеке)
* Огурец лежит на грядке, прикрывается листом.
* До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
* Огуречник – это травянистое растение с голубыми цветами и запахом свежих огурцов.
7. горох ор ох оро го
* Как об стену горох ( ничего не действует на кого – либо).
При царе Горохе ( шутл. в незапамятные времена, очень давно).
* Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер…
* На капусте сладкой капельки росы, и горох над грядкой распустил усы.
* Впереди зеленело гороховое поле.
8. помидор ор до ом по ид пом
* Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.
* Алла приготовила вкусный салат из помидоров и …
* Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней помидора.
1.деревня 10
колхоз
колхозник
машина
молоко
береза
2. деревня ер ев вн де ня
* Наша деревня стоит на высоком месте.
* Стояла в тайге глухая деревушка.
* Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных.
* На вершине пологого холма виднелась небольшая деревенька.
3. колхоз, колхозник ол оз ко зн лх ик
* Хорош соловей голосом, а колхоз – колосом.
* Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу.
* Весной колхозники работают в поле от ранней зорьки до позднего вечера.
4. машина аши ин ма на
* Где много говорят, там машины стоят.
* Упругие шины у нашей машины.
* Куртка шофера пахнет бензином, блуза рабочего – маслом машинным.
5. молоко мо ок ол оло ко
* Всем дает здоровье молоко коровье.
* Не будет молока, коли у коровы тощие бока.
* В глиняном молочнике было холодное топленое молоко.
* Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду.
6. береза за ез ре ер бе
* Хороши и чисты березовые светлые рощи.
* Солнце спускается за знакомый березняк.
* Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
* Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь.
* береза, березка, березонька, березник, березняк, березовый, подберезовик
1. посуда 11
тарелка
стакан
сахар
2. посуда ос уд су по да
* Посуда любит чистоту.
* Стеклянную посуду береги: расшибешь – не починишь.
* Витя побежал на кухню, вытащил из посудного шкафчика всю посуду.
3. тарелка ар ел ка та лк
* глубокая тарелка ( для супа), мелкая тарелка, десертная тарелка
* медные тарелки ( ударный музыкальный инструмент – два металлических диска)
* не в своей тарелке ( быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать себя неудобно, скованно, не на месте)
* на тарелочке преподнести ( на блюдечке) ( о получении чего – либо без затраты труда, усилий )
4. стакан ст ак та ан
* граненый стакан, стакан в подстаканнике
* Бабушка дала внуку стакан молока и два пирожка.
5. сахар ах аха ар са
* сахар, сахарок, сахарный, сахаристый, сахарить ( добавлять к чему – либо сахар, посыпать сахаром), сахарница ( предмет чайной посуды для сахара)
* сахарный песок, тростник, сахарная свекла
* С утра льет, но ничего, дойдем, не сахарные.
* не сахар – о чем-либо неприятном, трудном, не мед, не подарок.
1. весна 12
солнце
ранний
весенний
утренний
длинный
2. весна ве ес сн на
* Одна ласточка весны не делает.
* Пришла дружная весна.
* Звери и птички рады теплу и весне.
* С наступлением весны оживают поля и леса.
3. солнце со ол лн нц це
* Солнце на лето, зима на мороз ( о зимнем времени, когда удлиняется день, но усиливаются морозы ).
* И на солнце бывают пятна ( говорится в значении: даже великие люди не безупречны).
* Солнце сгоняет последний снег.
4. ранний ра анн нн ни ий нний
* ранняя птичка, пташка ( о том, кто просыпается очень рано)
* Ранней весной я спешу побывать в тайге.
* Ребята радостно идут в лес ранним утром.
* Ранние весенние цветочки показались из – под снега.
5. весенний ве се нн енн ни нний
* Весело журчит в овраге весенний ручеек.
* Ранним утром проснулось весеннее солнце и взглянуло на землю.
* Радостно проложить первую весеннюю борозду тракторным плугом.
6. утренний утр енн ре нн нний
* Утренняя заря осветила местность.
* Сосульки засверкали на утреннем солнышке.
* Лучи яркого солнца растопили утренний лед.
7. длинный дл ли инн ый
* длинный язык ( разг. неодобр. 1) неумение хранить тайну, сдерживаться в разговоре, 2) кто – либо не в меру болтлив)
* Длинные тени лежат под ногами.
* На крыше висит длинная сосулька.
1. бьет 13
пьет
шьет
льет
вьет
вьюга
2. бьют ью ьи ья ье ье бь ют
* Его бьют, а он не плачет, только веселее скачет.
* Мотылек прильнул к цветку и бьет крылышками.
* Птичка бьется в клетке.
* Радостно бьется сердце.
3. льет, пьет ль т ьи пь ью ье
* Один льет, другой пьет, третий растет.
* Дождь льет, как из ведра.
* Воробьи пьют воду из лужи.
4. шьет, вьет ье ью ья ьи ье шь т вь
* Софья шьет красивое платье.
* Грачи вьют гнезда на деревьях.
* Вьются от деревни в разные стороны дорожки.
* Веселая стайка грачей вьется над лесом.
5. вьюга вь ью ьы ье юг вью га
* Зимой часто бушует вьюга.
* На дворе мороз и вьюга.
1.столица 14
город
улица
народ
Родина
2. столица стол ца лица 100 лица
* Москвой – столицей весь народ гордиться.
* Столица – главный город государства.
* столица, столичный
3. город оро од гор
* На краю города стояла школа.
* Городок только начинал свой день.
* Клены распустились в парке городском.
* Ни к селу ни к городу – некстати, не к месту, невпопад.
* Стоит над Невой большой и красивый город.
4. улица иц ца ли ул
* Бегут веселые ручьи по улицам деревни.
* мы на улицу выходим, санки легкие выводим.
* Будет и на нашей улице праздник – и для нас наступит радость, торжество.
* Зеленая улица – открытый, свободный путь для чего – либо.
* На своей улице смела и курица. ( посл.)
5. народ на од ар ро
* В песнях душа народа.
* Народная дружба и братство лучше всякого богатства.
* Честный труд – богатство народа.
* народ, народец, народище, народный, обнародовать
6. Родина род од на ин ди Ро
* Человек без Родины – что соловей без песни.
* Если дружба велика, будет Родина крепка.
* Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
* синонимы. Родина, отечество, отчизна
антонимы. Родина – чужбина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...
Работа со словарными словами в начальных классах
Основыне этапы работы над словарными словами.Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность н...
Работа над трудными словами в начальных классах
В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах....
Приёмы и формы работы над словарным словом в начальных классах
Статья. Приложение. Приемы и формы работы над словарным словом "Язык"...
Работа с трудными словами в начальной школе
Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....
Работа с трудными детьми в начальных классах
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урок...