"Работа над трудными словами в начальных классах"
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Голубева Ирина Анатольевна

     Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к истокам слова, подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, сочетаемых слов, фразеологических оборотов и практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения. Данный языковой материал учитель может использовать для организации словарно-орфографической работы как на уроке, так во внеурочной деятельности при проведении занятий по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ ЖАКА-ИВА КУСТО

“Работа над трудными словами в начальных   классах”.

Автор: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №4 Кусто

Голубева Ирина Анатольевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Работа над трудными словами в начальных классах.

Литература:

1. В. П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”.

2. Виктория Дмитриева “Словарные слова”.    

3. Словарь русских пословиц и поговорок.

4. В. П. Жуков, А. В. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”.  

5. С.И. Ожегов ”Словарь русского языка”.      

       Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить , как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, т.к. никакими методами запоминания они ещё не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить.

      Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, в связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

      Следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

1) установка на запоминание: ученик хочет запомнить;

2) заинтересованность: легче запомнить то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

      В настоящее время существует много способов работы над трудными словами, которые не только помогут ребёнку запомнить трудные слова, но и сделают урок интересным, занимательным, доступным.

     Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к истокам слова, подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, сочетаемых слов, фразеологических оборотов и практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения. Данный языковой материал учитель может использовать для организации словарно-орфографической работы как на уроке, так во внеурочной деятельности при проведении занятий по русскому языку.

      На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или на доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

      Приведу пример одного из вариантов работы. На первом уроке учащиеся знакомятся с группой из 4-6 слов(лексическое значение, орфограммы). На следующих уроках работа идёт с отдельным словом. Виды работ: ознакомление детей с этимологией слова, что способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости, подбор однокоренных слов, нахождение синонимов, антонимов, сочетаемость слов, запись и разбор предложений с этим словом, учащиеся составляют своё предложение. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и др.

       Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На этих занятиях можно показать детям сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, познакомить с этимологией .Хочу отметить, что этимологический материал следует использовать выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся.

1.ребята

   девочка

   мальчик

2. ребята     ре     ят     бя     ре     та

* С ребятней в снежки играет вьюга.

* Ребятишки подбежали к деревне прямо через лужайку.

3. девочка     де    во    оч    чк     ка

* Белокурая девочка остановилась перед забором.

* Гуляла девочка в саду погожим утром ранним.

* Платья, бантики, косички-

   Это девочки – сестрички.

4. мальчик    ал    ма    ьч    чик

* Мальчик весело играл целое лето.

* В нашем классе мальчиков меньше.

* мальчик, мальчишка, мальчуган, мальчонка, мальчишеский

                                                                                                                                                         2      

1. карандаш    

    тетрадь

    пенал

2. карандаш         ара         ан          аш          да        нд         ка

* посл.  Плохой карандаш лучше плохой памяти.

* Пришел домой художник наш и взял тетрадь и карандаш.  (А.Барто)

* Взял я в руки карандашик: раз и два – стоит барашек!

* Карандаш скорей возьмите и рисуйте что хотите.

3. тетрадь         те          ра         адь          тр          ет

* посл.  Покажи свои тетрадки, и я скажу, кто ты.

* Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.  (С. Маршак)

4.пенал         пе          ен          ал         на

* Сначала в пенале лежали только перья.

* Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нем задачник, букварь и пенал.

                                                                                                                                                         3

1. класс

   ученик, ученица

   учитель, учительница

   дежурный

2. класс         кл         ла          сс         асс

* Ребята любят светлый класс, где учатся, читают.

* Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.

3. ученик,  ученица     уч        че         ник         ик            иц        ца

* посл. Каков ученик, таков и его дневник.

* Я на уроке первый раз, теперь я ученица.

* Семь исполнилось Егору, стал Егор учеником.

4.учитель, учительница        уч         ит          чи          ьн         ль         ни          иц

* посл. Ученику – удача, учителю – радость.

* В класс учительница входит. Начинается урок.

* Учитель показал Филипку буквы.

5. дежурный          де          жу          рн        еж         ый

* Сидит дежурный, ждет звонка.

* Я дежурю в первый раз, прибрала я первый класс.

* Меня дежурить выбрали, дежурю в первый раз.

* дежурный, дежурить, дежурство.

* * *

Перечислим по порядку

Те слова, что надо знать:

Вот дежурный, вот учитель,

Вот ребята и тетрадь.

А еще нужны нам лагерь

И,  конечно же, песок.

Через “Е” писать их надо-

Ты запомни назубок!

 

                                                                                                                                                      4

1.завод

  работа

  рабочий

  хорошо

  весело

2. завод         за           ав           во        од

* Стране свою работу сдал прославленный завод.

* На автобусе народ едет прямо на завод.

 

3.работа, рабочий         ра           бо           аб          от          оч          ий          та

* Всякая работа мастера хвалит.

* Я без работы не сижу – сама в руках утюг держу.

* Ох, нелегкая это работа –

    из болота тянуть бегемота.

4. хорошо        оро         хор         шо         ош

* В гостях хорошо, а дома лучше.

* Чтобы хорошо учиться, не надо лениться.

5. весело        ве        есе        ес        ел       ло

* Ветер весело шумит, судно весело бежит…

* Звонкой песней скворушка веселит простор.

* Началось веселье – песни да пляс! Хорошо ли, елка, тебе у нас?

                                                                                                                                                       

1.зима, мороз

   иней

   коньки, каток

   лопата

2. зима, мороз       им       зи       ма       мор       оро       оз

* Вот пришли морозы, и зима настала.

* Мороз невелик, да стоять не велит.

* Мороз и метели под февраль полетели.

* Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

3. иней        ин       не      ей

* Деревья наряжены узорчатым инеем.

* Деревья в узорах инея, ели и сосны в зеленом убранстве.

* иней, инеевый, инейный,

   Инеевый узор, инейная белизна

4. коньки, каток        конь      ьк         кл        кат       ток

* На пруду каток хороший,

   Лед сверкает как стекло.

   На коньках бежит Алеша,

   И в мороз ему тепло.

 * Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

     Коньками звучно режет лед.

* Весело ребятам кататься на коньках.

* Взяли коньки и пошли на каток.

5. лопата     ло    оп    па    ат    та

* Без топора – не плотник, без лопаты - не огородник.

* Трактором пахать – не лопатою копать.

* Разгребу песок лопаткой, чтобы лег он ровно,  гладко.

     

 1. одежда                                                                                                                                  6

    валенки

    пальто

    платок

    сапоги

    варежки

2.  одежда        од        де         еж         жд       да

* Не одежда красит человека, а добрые дела.

* Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души.

* По одежке встречают, по уму провожают.

3.  пальто          па         ал         ль          ьт         то

* В пальто не страшны холода ни мне, ни тебе,  ни букве “А”.

* пальто, пальтецо, пальтишко, пальтовый

* Вечером Валя надела пальто, взяла муфту, повязалась платком и вышла на улицу.

* - Вон Яшке к осени пальтишко справлять придется, из старого он совсем вырос.

4. платок         пл         ат        ок        то        ла

* В магазине “А” была и платок приобрела.

* На чужой роток не накинешь платок.

* Желтый платок твой разубран цветами.

* Вот тебе под ушки – белые подушки. Одеяльце на пуху и платочек наверху.

5.  сапоги         са        ап         по         ог        ги

* Сапоги надела “А” – полюбуйтесь – какова!

* сапог, сапожок, сапожище,  сапожник, сапожничать

* Когда так говорят?

    Два сапога - пара.  (О двух людях, подходящих друг другу, в особенности по своим недостаткам. )

*По размеру ноги выбирай сапоги.

6. валенки         ва         ал         ле         енк         ки

* толкование. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

* В декабре и в феврале дует ветер на горе.

   Снег в деревню он намел – народ в валенках пошел!

7. варежки         ва          ар         ре         еж         жки

* толкование. Мягкие зимние рукавицы. Вязаные,  шерстяные варежки.

* Бабушка связала Марине варежки из овечьей шерсти.

             

1. воробей                                                                                                                                7

    ворона

    сорока

    соловей

    петух

2. воробей         во         ор         оро         об         бе         ей

* Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

* Зачирикал воробей веселей на крыше.

* Наш воробушек купаться захотел, в гости к тоненькой былинке прилетел.

* Я – веселый воробьишка, серый маленький воришка.

* Когда так говорят?

   Стреляный воробей ( о многоопытном человеке, которого трудно обмануть)

   Воробью по колено ( небольшой по глубине, неглубокий, мелкий ( о ручье, озере, речке и т.п.))

    Воробьиный шаг ( мелкий, короткий шаг)

3. ворона          во          ор          оро         он         на

* Пуганая ворона и куста боится.

* Проворонила ворона вороненка.

* Только серые вороны расшумелись на снегу.

* Когда так говорят?

   Считать ворон ( а) глазеть по сторонам, ротозейничать; б) проводить время в праздности, бездельничать)

4. сорока         со         оро        ок        ока

* Сорока на хвосте весть принесла.

* Сорока стрекочет – гостей пророчит.

* Стрекотунья, белобока, под калиткою моей скачет пестрая сорока и пророчит мне гостей.  ( А. С. Пушкин )

* Когда так говорят?

   Трещит как сорока ( говорит быстро, громко )

5. соловей        со        ол         ов        ло          ве         ей

* Соловей на ветку сел, песню звонкую запел.

* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

* Соловья баснями не кормят.

* Когда так говорят?

   Заливаться соловьем ( разг. шутл. увлеченно говорить)

6. петух           пе           ет          ту         ух

* петух,  петушок, петуший  гребень, петушиный  бой ( задор, голос) ( перен. знач.), петушиться.

* ходить петухом ( разг. ирон.  с гордым и важным видом)

* встать до петухов или с петухами ( очень рано, с зарей)

* петуха пустить или дать петуха ( сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый  звук)

1.собака                                                                                                                                  8

   корова

   медведь

   медведица

   заяц

2. собака         со         об          ба         ака

* Собака – верный друг человека.

* Как собака на сене: и сама не ест, и другим не дает.

* Не замахивайся палкой - и собака не залает.

* Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапы.

3. корова         оро         ко          ов            ва

* корова, коровка, коровушка, коровенка, коровник, коровий

* Как корова языком слизала ( что-н. быстро и бесследно исчезло)

* Корова черна, да молоко у нее бело.

* Сыта коровка – полон и подойничек.

* “Дает корова молоко” – пишу я это через “О”!

4. медведь, медведица         ме           ед          ве           едь          ди         иц          ца

* медведище, медведиха,  медвежонок,  медвежий, медвежатник ( охотник на медведей)

* смотреть ( глядеть ) медведем ( быть, казаться нелюдимым, угрюмым )

* из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка.

* Не умеет дятел петь,

   Нет у дятла слуха,

   Говорят ему медведь

   Наступил на ухо.

5. заяц          за           ая         яц

* Заяц уж сед – навидался он бед.

* Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

* Летом шубку серую, а зимою белую носит попрыгайчик – боязливый зайчик.

* Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть.

1. овощи                                                                                                                                   9

    картофель

    капуста

    морковь

    огурец

    горох

    помидор  

2. овощи          ов         ощ         во         щи  

* Всякому овощу свое время.

* Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.

* Суп овощной оказался не плох.

3. картофель         ар          оф        то        ель        ка        фе

* Митя увидел крупные, розовые клубни картофеля.

* В середине сентября колхозники начинают копать картофель.

* После трудового дня как вкусен был картофельный суп с грибами!

* картошка в мундире ( картофель, сваренный  или испеченный в кожуре)

4. капуста         ка         кап        ус         пус         ст        та

* Капуста любит воду да хорошую погоду.

* Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая – в листьях сгниет.

* квашеная капуста,  капустная рассада, капустка, капустница (бабочка),  капустник (пирог)

5. морковь         ор         ов          овь         мо         ко         орк

* морковка, морковный, морковник ( кушанье из моркови, с морковью)

* На огороде поспела морковь, свекла и другие овощи.

* Хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

6. огурец        гу         ур        ог         ре        ец

* как огурчик ( о здоровом, румяном человеке)

* Огурец лежит на грядке,  прикрывается  листом.

* До обеда Таня решила полить огуречные грядки.

* Огуречник – это травянистое  растение с голубыми цветами и запахом свежих огурцов.

7. горох        ор         ох         оро         го

* Как об стену горох ( ничего не действует на кого – либо).

   При царе Горохе ( шутл. в незапамятные времена, очень давно).

* Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер…

* На капусте сладкой капельки росы, и горох над грядкой распустил усы.

* Впереди зеленело гороховое поле.

8. помидор           ор        до        ом        по        ид        пом

* Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.

* Алла приготовила вкусный салат из помидоров и …

* Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней помидора.

1.деревня                                                                                                                                10

   колхоз

   колхозник

   машина

   молоко

   береза  

2. деревня       ер        ев        вн         де        ня

* Наша деревня стоит на высоком месте.

* Стояла в тайге глухая деревушка.

* Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных.

* На вершине пологого холма виднелась небольшая деревенька.

3. колхоз, колхозник         ол        оз        ко        зн        лх        ик

* Хорош соловей голосом, а колхоз – колосом.

* Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу.

* Весной колхозники работают в поле от ранней зорьки до позднего вечера.

4. машина        аши        ин        ма        на

* Где много говорят, там машины стоят.

* Упругие шины у нашей машины.

* Куртка шофера пахнет бензином, блуза рабочего – маслом машинным.

5. молоко         мо        ок         ол        оло        ко

* Всем дает здоровье молоко коровье.

* Не будет молока, коли у коровы тощие бока.

* В глиняном молочнике было холодное топленое молоко.

* Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду.

6. береза        за        ез        ре        ер        бе

* Хороши и чисты березовые светлые рощи.

* Солнце спускается за знакомый березняк.

* Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

* Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь.

* береза, березка, березонька, березник, березняк, березовый, подберезовик

1. посуда                                                                                                                                11

    тарелка

    стакан

    сахар

2. посуда        ос        уд        су        по        да        

* Посуда любит чистоту.

* Стеклянную посуду береги: расшибешь – не починишь.

* Витя побежал на кухню, вытащил из посудного шкафчика всю посуду.

3. тарелка        ар        ел        ка        та        лк

* глубокая тарелка ( для супа),  мелкая тарелка,  десертная тарелка

* медные тарелки ( ударный музыкальный инструмент – два металлических диска)

* не в своей тарелке ( быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать себя неудобно, скованно, не на месте)

* на тарелочке преподнести ( на блюдечке) ( о получении чего – либо без затраты труда, усилий )

4. стакан        ст        ак        та        ан

* граненый стакан, стакан в подстаканнике

* Бабушка дала внуку стакан молока и два пирожка.

5. сахар        ах        аха        ар        са

* сахар, сахарок, сахарный, сахаристый, сахарить ( добавлять к чему – либо сахар, посыпать сахаром), сахарница ( предмет чайной посуды для сахара)

* сахарный песок, тростник, сахарная свекла

* С утра льет,  но ничего, дойдем, не сахарные.

* не сахар – о чем-либо неприятном, трудном, не мед, не подарок.

1. весна                                                                                                                                  12

    солнце

    ранний

    весенний

    утренний

    длинный

2. весна        ве        ес        сн        на

* Одна ласточка весны не делает.

* Пришла дружная весна.

* Звери и птички рады теплу и весне.

* С наступлением весны оживают поля и леса.

3. солнце        со        ол        лн        нц        це

* Солнце на лето, зима на мороз ( о зимнем времени, когда удлиняется день, но усиливаются морозы ).

* И на солнце бывают пятна ( говорится в значении: даже великие люди не безупречны).

* Солнце сгоняет последний снег.

4. ранний        ра        анн        нн        ни        ий        нний  

* ранняя птичка, пташка ( о том, кто просыпается очень рано)

* Ранней весной я спешу побывать в тайге.

* Ребята радостно идут в лес ранним утром.

* Ранние весенние цветочки показались из – под снега.

5. весенний        ве        се        нн        енн        ни        нний  

* Весело журчит в овраге весенний ручеек.

* Ранним утром проснулось весеннее солнце и взглянуло на землю.

* Радостно проложить первую весеннюю борозду тракторным плугом.

6. утренний        утр        енн        ре        нн        нний

* Утренняя заря осветила местность.

* Сосульки засверкали на утреннем солнышке.

* Лучи яркого солнца растопили утренний лед.

7.  длинный        дл        ли        инн        ый  

* длинный язык ( разг. неодобр. 1) неумение хранить тайну, сдерживаться в разговоре, 2) кто – либо не в меру  болтлив)

* Длинные тени лежат под ногами.

* На крыше висит длинная сосулька.

1. бьет                                                                                                                                  13

    пьет

    шьет

    льет

    вьет

    вьюга

2. бьют        ью        ьи        ья        ье        ье        бь        ют

* Его бьют, а он не плачет, только веселее скачет.

* Мотылек прильнул к цветку и бьет крылышками.

* Птичка бьется в клетке.

* Радостно бьется сердце.

3. льет, пьет        ль        т        ьи        пь        ью        ье

* Один льет, другой пьет, третий растет.

* Дождь льет, как из ведра.

* Воробьи пьют воду из лужи.

4. шьет, вьет        ье        ью        ья        ьи        ье        шь        т        вь

* Софья шьет красивое платье.

* Грачи вьют гнезда на деревьях.

* Вьются от деревни в разные стороны дорожки.

* Веселая стайка грачей вьется над лесом.

5. вьюга        вь        ью        ьы        ье        юг        вью        га

* Зимой часто бушует вьюга.

* На дворе мороз и вьюга.

1.столица                                                                                                                               14

   город

   улица

   народ

   Родина

2. столица        стол        ца        лица        100 лица

* Москвой – столицей весь народ гордиться.

* Столица – главный город государства.

* столица, столичный

3. город        оро        од        гор

* На краю города стояла школа.

* Городок только начинал свой день.

* Клены распустились в парке городском.

* Ни к селу ни к городу – некстати, не к месту, невпопад.

* Стоит над Невой большой и красивый город.

4. улица        иц        ца        ли        ул

* Бегут веселые ручьи по улицам деревни.

* мы на улицу выходим, санки легкие выводим.

* Будет и на нашей улице праздник – и для нас наступит радость, торжество.

* Зеленая улица – открытый, свободный путь  для чего – либо.

* На своей улице смела и курица. ( посл.)

5. народ        на        од        ар        ро

* В песнях душа народа.

* Народная дружба и братство лучше всякого богатства.

* Честный труд – богатство народа.

* народ, народец, народище, народный, обнародовать

6. Родина        род        од        на        ин        ди        Ро

* Человек без Родины – что соловей без песни.

* Если дружба велика, будет Родина крепка.

* Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* синонимы. Родина, отечество,   отчизна

   антонимы. Родина – чужбина.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...

Работа со словарными словами в начальных классах

Основыне этапы работы над словарными словами.Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность н...

Работа над трудными словами в начальных классах

В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах....

Приёмы и формы работы над словарным словом в начальных классах

Статья. Приложение. Приемы и формы работы над словарным словом "Язык"...

Работа с трудными словами в начальной школе

Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....

Работа с трудными детьми в начальных классах

Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урок...