Работа с трудными детьми в начальных классах
статья (1 класс)
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trudnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проанализируйте ситуацию
Чтобы проанализировать, чем именно вызвано девиантное поведение ребенка в школе, попытайтесь ответить на несколько вопросов:
1. В чем именно проявляются трудности ребенка в адаптации?
2. Когда, в каких условиях они возникают?
3. Может быть, ребенок закатывает истерики из-за замечаний, но делает это только на публике?
4. Или огрызается на всех, но только в конце недели из-за накопившейся усталости?
5. Изменилось ли поведение ребенка в последнее время, или он с самого начала вел себя именно так?
Узнайте о трудном ребенке побольше. Кто о нем заботится? Какая обстановка у него дома? Какой стиль воспитания практикуют родители? Они авторитарны или, напротив, много разрешают ребенку? Может быть, они совсем не интересуются его делами? Как они относятся к его успехам и трудностям? Как оценивают его способности? Каковы мотивы поведения ученика?
Наконец, поговорите с самим ребенком. Что он думает о школе, о классе? В чем ему трудно, что ему нравится и не нравится, что раздражает? Попробуйте оценить, как ребенок относится к учебе, что для него достижения, успех, провал? Чего бы ему хотелось от вас и от класса?
Постройте гипотезу
Своим поведением любой ребенок посылает вовне какой-то сигнал. Например: «Мне тяжело, я не справляюсь». Или: «Мне это не интересно». Или: «Мне кажется, меня здесь не принимают». Попробуйте считать этот сигнал, опираясь на свои наблюдения. Чтобы выяснить мотивы поведения ученика, может потребоваться несколько недель и помощь школьного психолога.
Прежде всего – как бы вы описали личность этого ребенка? Кто он по темпераменту? Можно воспользоваться классификацией Гиппенрейтер из книги «У нас разные характеры». Это адаптация классической типологии характеров. Она описывает и особенности поведения, и варианты работы с разными людьми – в том числе в детском возрасте.
Стресс-фактор
В психологии существует понятие стресс-фактор или стрессор. Под ним понимают, фактор, который вызывает у человека стресс. Это может быть как физический фактор, такой как голод, недостаток витаминов, боль или усталость, так и психологический – конфликтная ситуация, общественное давление, проблемы в семье.
Покажите ребенку, что вы на его стороне
Ребенку в любом случае важно чувствовать себя услышанным и понятым. Ему трудно дается материал, он не чувствует себя в своей тарелке в школе или новом классе, он не может разобраться в своем состоянии – все это доставляет дискомфорт прежде всего ему самому. Попробуйте поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать, что конкретно доставляет ему дискомфорт. У каждого человека есть склонность к эмпатии, которая поможет это сделать.
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
Покажите ребенку, что вы готовы делать шаги ему навстречу. Например, если ему трудно дается какой-то момент урока – предложите поработать над ним вместе. Если ему трудно отвечать при всех – пусть отвечает вам наедине. Дайте ребенку понять, что его проблему можно решить, и он тоже может участвовать в этом.
Чтобы справляться со сложными переживаниями, нужно учиться их понимать и называть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с трудными детьми в начальной школе.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........
"Работа над трудными словами в начальных классах"
Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к исто...
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Работа над трудными словами в начальных классах
В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах....
Работа с трудными детьми в начальной школе
Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми. К «трудным» детям часто относят или слишком я...