Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тарасова Олеся Владимировна

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тип урока: Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности 

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

3 «Б»

Тема урока

Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего родов

Тип урока

Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности, актуализация субъективного опыта

Цели

1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам и падежам, зависимости имен    прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных; уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам и  падежам.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Формирование интереса к изучению законов  русского  языка, воспитание культуры речи,

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Имя прилагательное, род, падежи, окончания.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Мотивация

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им,

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные  УУД: умение  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Проверяю готовность детей к уроку:

- Сядем ровно, улыбнемся друг другу и начнем наш урок!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

1 мин.

2

Актуализация субъективного опыта

Познавательные УУД:

развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Беседа о согласовании имен существительного и прилагательного:

- Жили два друга существительное и прилагательное...

-Дети, скажите что мы знаем о этих  частях речи?

- Как можно охарактеризовать имя существительное?

- Какую характеристику можно дать имени прилагательному?

-Итак,  злые завистники захотели их поссорить и наговорили им друг про друга всякое: что существительное самая главная часть речи, а прилагательное только вспомогательная, что существительное хочет быть везде главным и т.д. Обиделось прилагательное, ведь и оно тоже является самостоятельное частью речи и перестало дружить с существительным. «Мы перестали дорожить своей крепкая дружбой»- сказало прилагательное. Все понимали что, что не так, но сказать не могли!

-Что же случилось?

- Ребята, кто догадался какая у нас сегодня тема урока? Помогите мне ее сформулировать

Итак, давайте узнаем продолжение истории:

-  Вскоре прилагательное вообще

уехало в другой город. Существительное очень переживало и решило вернуть друга. Только вот адреса оно не знало, а на старом конверте в строке город была еле видна цифра 3. –Дети, давайте попробуем помочь существительному разгадать название города.

- Имя существительное – это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.

- Также существительное бывает женского, мужского, среднего рода.

- Может изменяться по числам и падежам.

- Имя прилагательное – это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая?,  Какое? Какие?

- Также, как и существительные, прилагательные бывают женского, мужского, среднего рода.

- Изменяются по числам и падежам.

-Они не правильно указали окончание прилагательного, пропала согласованность между существительным и прилагательным, оно не стоит в том же падеже что и существительное.

-Падежные окончания прилагательных в мужском, женском и среднем родах;

5 мин

3

Минутка чистописания

Словарная работа

Регулятивные УУД:

Осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению. Развитие каллиграфических навыков и орфографической зоркости

-Пропишем элементы букв и соединения этого слова, в котором скрыта подсказка. Напишите слово «город».

-Какое это слово?

-Сколько букв, звуков в нем?

-Какие это звуки?

- Что общего у этих согласных звуков?

- Сколько  слогов в этом слове?

-Итак, второй слог и является второй частью названия нашего города.

-это словарное слово,

-5 б., 5 зв.

Гласные «О» и согласные «г», «р», «д»

-Они звонкие и твердые.

-Два. – «Го», «Род»

4 мин.

4

Этап усвоения новых знаний и способов действия

Коммуникативные УУД:

построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Оформление своих мыслей в устной форме.

Познавательные УУД:

выявление сущности, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщение и классифицирование по признакам

-Как же называется город?

- Жители этого города согласились нам помочь, но нам надо выполнить их задание: образуйте от существительного «город» прилагательные, мужского, женского и среднего родов, как раз по количеству групп.

-Какие прилагательные вы образовали ?

-Подберите к ним существительные, подходящие по смыслу.

По какому признаку идет согласование?

- «3 рода»

-Городской

-Городская

-Городское

-Городской парк

-Городская площадь

-Городское радио

- по родам

3 мин

5

Физ.минутка

Личностные УУД:

Формирование здоровосберегающих навыков и умений

Организует физ. минутку

Выполняют под музыку физические упражнения

2 мин.

6

Этап применения новых знаний и способов действий

Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

Итак, город знаем, улицу подсказали горожане – это улица «Падежей», а номер дома соответствует количеству падежей в русском языке.  

- Кто назовет № дома.

-Итак существительное нашло прилагательное и сказало прилагательному: «Я дорожу нашей КРЕПКОЙ ДРУЖБОЙ!» Ему осталось только убедить прилагательное    в их согласовании и правильности написания окончаний при изменение по падежам.

-Каждой группе я предлагаю изменить по падежам  словосочетание «Крепкая дружба»

-Посмотрим, что у вас получилось!

-№6

Ученики выполняют задание на ватмане и вывешивают его на доску

5 мин

7

Коррекция знаний и способов действий

Регулятивные УУД:  умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-Проверим правильность выполнения задания по таблице падежных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего родов.

2 мин

8

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-А теперь давайте проверим на сколько мы усвоили новый материал.

Выполним самостоятельно упражнение 495 из пособия на странице 211 выбрав свой уровень сложности.

-Вижу, что вы выполнили упражнение, поменяйтесь тетрадями с соседом, выполните взаимопроверку, та пара, которая закончит работу, поднимет руку.

-Молодцы!

-Предлагаю сыграть в игру «Кто быстрее», вам надо поднять нужную карточку с пропущенным падежным окончанием, а эксперт в каждой группе будет фиксировать правильный результат.

Ученики выполняют письменную самостоятельную работу, выбрав уровень сложности.

Ученики выбирают и поднимают нужную карточку с окончанием

11 мин

9

Итог урока

Познавательные УУД:

на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

-Подведем итог урока. Что нового мы сегодня узнали? Выполнили ли задачи, поставленные на урок,

-Падежные окончания прилагательных в мужском, женском и среднем роде, научились их правильно определять.

2 мин.

10

Домашнее задание

Регулятивные УУД:  умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Предлагаю выполнить по выбору и уровню сложности упражнения по теме из пособия на странице 212.

Записывают задание в дневник

2 мин.

11

Рефлексия

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Способность к самооценке на основе критерия

-Дополните пожалуйста предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне понравилось», «Меня удивило», «Мне было трудно».

Дополняют предложения

  3 мин.

Контрольный листок по теме

“Окончания имён прилагательных”

ФИ_____________________________

1. Словарная работа. Баллы ______

2. Устная работа. Баллы ______

3. Работа в группе. Баллы ______

4. Работа в парах. Баллы ______

5. Самостоятельная работа

Баллы ____

Общее число баллов ____

Твоя оценка за урок ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...

Технологическая карта урока по русскому языку, "Окончания имен существительных в дательном падеже", УМК "Школа России", 4 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о правильном написании окончаний имен существительных в дательном падеже.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилом написания...