I. Организация начала урока
| С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А писать и отвечать. - Открываем тетради, отступаем от последней записи две строчки вниз, записываем дату, классная работа. | Дети, стоя, приветствуют гостей. Записывают дату в тетрадях.
| Личностные: осознавать личностный смысл учения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества. |
II. Мотивация учебной деятельности
| - Начнем наш урок с такого высказывания: «На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно». - Как вы понимаете его смысл? - Наверное, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - А что повторять и закреплять нам предстоит, вы определите во время нашей беседы. | Ответы учащихся.
Ребята поднимают руки
| Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания. Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
III. Актуализация знаний.
- Минутка чистописания.
- Сообщение темы урока
| -Какое время года стоит на дворе? -Ребята, послушайте внимательно загадку. На свете нет похожих двух, Но каждая – как лёгкий пух. Зимой всё в них, - поля, тропинки… Что это, милый друг? – Какой в этом слове 1 звук? - Дайте характеристику звуку с. - Будем прописывать буквосочетания Сс. - Запишите слово снежинки? - Какая орфограмма в данном слове?(Жи пиши с и, проверяемая безуд гласн.) - Подберите однокоренные слова (снежный, снеговик, снежок и тд.) - Посмотрите на снежинку, которую прилетела к нам на урок. - Давайте опишем ее. Снежинка какая? (красивая, узорная, белая, волшебная…..) - Слова какой части речи вы сейчас подобрали, описывая снежинку? (мы подобрали имя прилагательное).
- Как вы уже сказали сегодня у нас урок- повторения. Какую тему мы будем закреплять? - Значит, какая тема нашего урока? ( Имя прилагательное. Повторение.) - Совершенно верно, мы сегодня с вами обобщим знания об имени прилагательном, повторим изученный раннее материал. - Вернемся к нашей гостье-снежинке. - Все снежинки разные по форме. Наша снежинка необычная. Сколько лучиков у этой снежинки, столько заданий мы должны выполнить на уроке. Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами отправимся… в виртуальный поход. Он будет необычным: мы отправимся в зимний лес с именем прилагательным!
| Отвечают на вопросы учителя.
Записывают соединения букв и слова в тетради. | Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.
Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.
Регулятивные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.
|
IV. Обобщение и систематизация знаний. | Упражнение 1 (устно). - Первый лучик (у снежинки) и первое задание. Сейчас я проверю, что вы знаете об имени прилагательном. Вам нужно вставить правильные слова вместо пропусков. Имя прилагательное- это… ….часть речи Обозначает….. Отвечает …… В предложении …. Гр. Признаки: изменяется по родам, числам и падежам.
- С какой частью речи согласуется прилагательное? - Имена прилагательные зависят от имен существительных. - Второй лучик и второе задание. Записываем в тетради упражнение 2. - В зимнем лесу нас ждут животные. А какие сейчас узнаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте слова - отгадки вместе с подходящими по смыслу прилагательными.
За деревьями, кустами, Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара (лиса) - Лиса какая? Хитрая, пушистая, рыжая (выбрать одно прилагательное и записать).
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ...(Волк) какой?
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь) какой?
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (заяц) какой?
Упражнение 3. Парная работа (в карточках). - Сейчас вы поработаете в паре с соседом по парте. Работать будем в карточках. – Ваша задача: 1) Вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных напротив существительных, к которым они относятся. 2) Определить форму рода имен прилагательных.
Беленьк___ | зайчик | Светл____ | небо | Сильн___ | метель | Холодн___ | утро | Высок___ | сосна | Хитр____ | лиса | Красив____ | лес | Лют___ | холод |
|
Отвечают на вопросы учителя, заполняют пропуски. - Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». В предложении выполняет роль второстепенного члена (определение).
Имена прилагательные согласуются с именем существительным.
Записывают слова отгадки, подбирают подходящие по смыслу прилагательные. | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать «образец хорошего ученика»; владеть навыками сотрудничества.
|
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению знаний и умений. Самостоятель- ная работа с применением имеющихся знаний.
| - Четвертый лучик - работа с текстом. Записываем в тетрадь упражнение 4.
Хорошо в (зимний) лесу. Все засыпано (пушистый) снегом. Деревья в снегу похожи на (юный) модниц, которые надели свои (модный)шубки. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. – Прочитайте текст. Понравился вам он? Этот текст какого типа? описания или повествования? – А теперь придумайте название тексту. (Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…) - Давайте отредактируем текст. Самостоятельно раскройте скобки, запишите прилагательные в нужном падеже.
Выслушиваются тексты, составленные детьми. Разноуровневая самостоятельная работа. - Запишите номер следующего упражнение 5. - Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания. 1 уровень. Выбери и выпиши из текста словосочетания по схеме: сущ.+прил.
2 уровень. Выпиши из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж.
3 уровень. 1) Выпиши из текста слова по их грамматическим признакам: а) сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл., В.п.. мн.ч. б) прил., ед.ч., м.р., Т.п. 2) Составь с этими словами новые предложения. Разбери по членам. Обозначить части речи.
Упражнение 6 (в карточках). Подготовка к экзамену. (Тестирование)
Урок подходит наш к концу, Осталось тест вам написать. Если работали усердно, Тогда все справитесь на пять.
1. Выберите верное утверждение: а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета. б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет. в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. 2. Имя прилагательное отвечает на вопросы а) Кто? Что? б) Какие? Какая? Какое? Какой? в) Что делать? Что сделать? 3. Имя прилагательное согласуется с а) существительным б) глаголом в) не согласуется 4. В какой строке даны только прилагательные: а) синий, синь, синеть б) надежда, белый, синий в) надежный, синенький, синий 5. У прилагательного нет следующего признака: а) числа б) рода в) времени 6. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа: А) по зимней дороге Б) на нижней полке В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса 8. Найди имя прилагательное, имеющее в составе приставку, корень, суффикс, окончание: А) заботливый Б) желтенький В) прибрежный Г) праздничный 9. Определи падеж имени прилагательного в предложении. Корни яблони тянут из земли питательные вещества.
| Читают задания на карточке. Раскрывают скобки, записывая прилагательные в нужной форме.
Один (два) ученик (а) читает текст.
Читают задания на карточке. Выбирают задание любого уровня. Выполняют предложенную работу. У доски работают трое ребят.
Внимательно слушают учителя.
Проходят тестирование. | Регулятивные: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: участвовать в работе, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений. Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности.
Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с учителем результат своих действий. Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.
|
VII. Итог урока. | Урок подходит уж к концу и требует оценки. Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? - Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными. Дети называют 2-3 прилагательных. | Внимательно слушают учителя.
Высказывают мнение об уроке, описывая урок 2-3 словами-прилагательными.
| Регулятивные: делать выводы, высказывать своё мнение. |