Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта урока в 3 классе. Тип урока - урок новых знаний. Тема: Окончание и его роль в предложжении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Смирнова Тамара Владимировна

Класс:  3 класс

      УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: окончание и его роль в предложении

Тип урока: урок новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания как части слова.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Составление совместно с учителем алгоритма определения окончания как части слова.

Самостоятельное формулирование общего правила нахождения окончания в слове и других частей слова.

Определение грамматических признаков имен существительных, начальную форму; отнесение имен существительных к одному из трех склонений.

Умение решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Нахождение в словах изучаемые орфограммы, умение графически объяснять и контролировать написание.

постановка и сохранение учебной задачи;

умение ориентироваться в текстовом материале, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос;

воспитание критического мышления;

формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции;

развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Ход урока

     Название         этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Этап мотивации (самоопределение)

Активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

АМО организации начала урока «Улыбнись и сделай комплимент».

Организует психологический настрой. Приветствует учащихся.

Ученики приветствуют учителя, присаживаются на свои места.

Учащиеся с улыбкой приветствуют друг друга и делают комплимент.

Коммуникативные УУД

воспитание доброжелательного отношения друг к другу

2.

Этап актуализации пробного действия.

Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Фронтальная работа в классе.

Организует запись в тетрадях по образцу с  Организует работу по проверке д/з. упр.146- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.

- Что такое окончание? Для чего служит окончание?

Определите тему нашего урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 Словарный диктант:

Метод «Парный выход»

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием.        

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

- Выделите окончание у слов. У каких слов вы не смогли выделить окончание? Почему?

- Отгадайте загадку:

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

- Измените форму слова белка. По принципу мн. ч. и ед. ч. Запишите в тетрадь и выделите окончание в словах.

- Что изменилось в слове, форма слова или лексическое значение?

Обучающиеся  читают стихотворение и называют окончания, дают определение окончанию: служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Записывают дату, «Классная работа».

 пишут под диктовку учителя диктант словарный.

записывают в тетради, выделяют окончания.

Дети делают вывод о том, что у этих существительных нет окончаний.

-белка, белки.

Дети делают вывод о том, что в словах лексическое значение не изменилось, изменилась форма слова.

оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи

Познавательные УУД

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач,

выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания

Коммуникативные УУД

практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация

3.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Самостоятельное чтение задания к упражнению в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.

Работа в группах.

Учитель организует работу в учебнике.

- Откройте учебники на стр. 82, упр. 148.

- Прочитайте упражнение. Выполним задание к упражнению.

- Как доказать, что выделенные буквы в словах – это окончания.

- Измените формы этих слов.

- Прочитайте вторую пословицу.

- Как найти в слове окончание?

- Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончание.

- Давайте проверим. По цепочке называем слова и их окончание.

- Найдите упр. 149 на стр. 82. Прочитайте задание. Спишите упражнение и выделите в словах окончания самостоятельно.

- Проверьте (на экране).

Работа со словами из словаря:

- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

- Прочитайте на стр. 82 как называются такие окончания.

- Запишите слова в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

- Запомните написание этих слов.

Работают в учебнике, выполняют задания

 упражнения 148.

 изменить форму слова.

Доброе – добрые, дело – дела, два – две, века – век, живет – живут.

- нужно изменить форму слова.

- ученики по памяти записывают в тетради пословицу.

- добрым, людям, добрая, слава.

Самостоятельно выполняют упражнение 149.

Обед – без обеда, к обеду, за обедом, на обеде.

Ужин – без ужина, к ужину, за ужином, на ужине.

объясняют лексическое значение слов.

 выделяют окончания.


Нулевое окончание.


Каждая группа представляет свой вариант выполнения задания, остальные ученики оценивают результат совместной работы группы.

Регулятивные УУД

самостоятельное прогнозирование содержания заданий к упражнению.

Познавательные УУД

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

приведение аргументации своего ответа и  доказательство.

4.

Физическая пауза.

Управление своими эмоциями.

Организует отдых на уроке.

Видеофизминутка.

Минутный отдых.

Дети повторяют движения, которые показаны на экране.

Личностные УУД

активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

Умение находить окончание в группе слов, имеющих одинаковое лексическое значение и разной формой слов.

Фронтальная работа.

Организует работу в учебнике.

- Найдите в учебнике упр. 150. Прочитайте.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончание. Приступайте к работе, пользуйте орфографическим словарем в конце учебника.

- Прочитайте слова с нулевым окончанием.



- Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания.


- Что можно сказать об орфограммах в этих словах?

-Молодцы, ребята. А сейчас следующее упражнение 151 на стр. 83.

- Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

- Как можно озаглавить этот текст?

- Выполним письменное задание по цепочке у доски.


- Прочитайте текст.

- Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

- Что нового вы узнали о словах в русском языке?

- Составьте предложение с любым из данных слов.

- Какие части речи не имеют окончаний?

Деревня, пшеница, Москва, ягода, яблоко, помидоры.

 это непроверяемые орфограммы.


читают упражнение,

составляют предложения, озаглавливают текст и записывают в тетради.

читают получившийся текст.

- читают страничку для любознательных.

- есть имена сущ, не имеющие окончаний – иноязычные имена существительные.

- Папа купил для всей семьи билеты в кино.

- предлоги и союзы.

Дети составляют предложения из слов, придумывают название к тексту.

Задание выполняют у доски с комментированием.

Познавательные УУД

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

П

6.

Этап рефлексии учебной деятельности «Солнышко и туча»

выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Подводит итоги урока. Организует рефлексию. Задает домашнее задание.

- Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем… не деньг…, потеряешь – не найдешь.

- Объясните смысл пословицы.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

- Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

- Какие задания сегодня вызвали у вас затруднение?

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание.

Списывают пословицу, вставляют пропущенные окончания,  объясняют смысл пословицы.

Объясняют, что окончание -  изменяемая часть слова, которая образует форму слова.

Эта часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Делают вывод о том, что  окончание, не выраженное буквами – нулевое.

Ученики называют задания, которые вызвали затруднения.

Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

 выполняют действия, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Практическое овладение устными монологическими высказываниями




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...