Урок русского языка "Роль имени прилагательного в тексте"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка проведён в 3 классе. Урок содержит материал по теме "Роль имени прилагательного в тексте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" | 56.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 «А» классе
Учитель: И.И. Попеляева
Тема: « Роль имени прилагательного в тексте»
Цель урока: создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение подбирать точно прилагательные, наблюдать за значением имён прилагательных в речи, развивать умение распознавать имя прилагательное в речи, рефлексивные и контрольно – оценочные умения обучающихся; воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Тип урока: урок фиксации и систематизации нового знания.
Технология построения урока: исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные; технология системно – деятельного подхода, проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов; делать выводы; обобщать и классифицировать; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные УУД:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
1.Организа- ционный момент Эмоционально-психологичес- кий настрой. 2.Актуализация имеющихся знаний. Работа в группах ( 3 группы) Выход на тему урока. 3.Определение темы и постановка цели урока. 4.Открытие нового знания. А). Работа с текстом в парах. Б). Работа со словарным словом. 5. Закрепление материала. Самостоятель- ная работа. 6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
| Слайд № 1 (Добро пожаловать на урок русского языка) Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. Как видите настроение у меня на начало нашего урока просто замечательное. Я хочу подарить вам интересный урок. Но наверное всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на урок. На партах перед каждым из вас лежит рейтинг – лист. В нём найдите смайлик. Оцените своё настроение на данный момент. Слайд № 2 (Настрой на работу) Если у вас настроение просто отличное, вы хотите работать, то используйте красный цвет. Если у вас настроение хорошее, вы будете хорошо работать, то используйте жёлтый цвет. Если у вас настроение не очень хорошее, вы будете работать, но без особого желания, то используйте зелёный цвет. Если у вас настроение плохое, вы не хотите сегодня работать, то используйте синий цвет. Покажите другу своё настроение. Поделитесь своим настроением, покажите листочки друг другу, гостям. Здорово, у вас у всех отличное настроение. Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте. Что написано. Как вы понимаете смысл пословицы: Слайд № 3 С малой удачи начинается большой успех. Ребята, вы согласны с мнением ….. Малые победы сегодня станут основой успеха в будущем, мы должны добиться успеха конкретно на этом уроке. И так перед вами, ребята, лесенка знаний. Посмотрите и мысленно определите на какой ступеньке вы находитесь на данный момент. Я думаю, ребята, что за сегодняшний урок мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку. И пусть наша маленькая удача на уроке приведёт к большому будущему успеху. Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? (Человек, занимающийся научными исследованиями. Вы готовы? Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе. Работать мы будем вот по этому плану. Вот сколько ступенек мы должны пройти на уроке. (Показываю на доску) На протяжении всего урока каждый себя оценивает самостоятельно, занося баллы в рейтинг – листы. Начинаем работать в группах. Давайте назовём правила сотрудничества в группе. Слайд № 4 У каждой группы своё задание. Ребята 1 группы вы должны внимательно прочитать слова. Назвать общее, что объединяет эти слова и исключить из каждой цепочки слов по одному лишнему слову. Причину исключения слова обосновать. Для ребят 2 и 3 группы надо выполнить другое задание. Внимательно читайте задание и выполняйте. Готовность групп означает подача сигнала. Проверка работы 1 группы. Дети обосновывают свой ответ). (На доске появляются слова: Цветной, Весёлые) Оцените работу 1 группы. Попробуем систематизировать ваши знания. Что ж мы знаем о прилагательном? (Дети быстро говорят всё что знают об этой части речи) Слайд № 5 Слайд № 6 Два текста ( 2 группа)
Слайд № 7 (3 группа) Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы - ------------------, а задние - ----------------. Шубка у зверька летом - ----------, а зимой - -----------. Выступают учащиеся 2 и 3 группы. Ребята, что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить задание? Докажите. (Разбор задания) Вывод: Для чего служат имена прилагательные в тексте и в речи? (Они украшают нашу речь, делают её выразительной, красивой, помогают описать предмет). Оцените работу 2 группы. Оцените работу 3 группы. Кто догадался над чем мы сегодня будем работать. Давайте сформулируем тему урока. (Открываю тему на доске). Тема названа. Давайте поставим цель урока. Что должны узнать, чему научиться, что будем исследовать? На доске: Узнать…. Научиться…. (Открываю слайд после того как дети скажут). Слайд № 7 Цели урока Откройте учебники на с. 68. Упр. 119. Сейчас вам нужно исследовать два текста. Выразительно прочитайте тексты, проанализируйте и сделайте вывод, работая в парах по вопросам. - Докажите что вы прочитали тексты. - Определите тип текстов. Обоснуйте своё мнение. (Текст описания). - В чём их различие и сходство. - Где можно встретить каждый из текстов? Почему вы так решили? - Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах. (В первом имена прилагательные - в переносном значении, а во втором – в прямом). - Осталось ли у вас после прочтения художественного текста впечатление о ромашке как об одном из самых прекрасных цветов? - Как автору удалось создать такое представление? (Использовал имена прилагательные в переносном значении). - Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи? (Метафора). Вывод: Слайд № 8 В 1 тексте описание более образное (сравнение стебелька с…..) За счёт слов в переносном значении автор создал выразительный образ ромашки. Имена прилагательные использованы для создания образа цветка ярким, красивым, интересным…. В этом тексте эмоции, чувства, всё то, чем хочет поделиться автор с читателем. Во 2 тексте даётся более точное научное описание цветка, использованы прилагательные для описания точных научных сведений о цветке. В этом тексте нет эмоциональной окрашенности. ФИЗМИНУТКА Потрудились не на шутку, Отдых наш – физкультминутка. Слово Ромашка – новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму. Какой частью речи является слово. Запомните написание этого слова. Составьте с новым словарным словом предложение, используя языковые средства русского языка. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ. (Дети зачитывают свои предложения). К какому типу текста можно отнести ваше предложение? Я хочу вам предложить создать свой научный текст – описание. С. 69 упр. 121 Прочитайте внимательно задание. О чём необходимо помнить при создании научного текста – описания? (Следует точно описать растение, а не передать отношение к нему). У вас на партах лежат три разных научных статьи. Вы сами определите о каком растении вы бы хотели написать свой научный труд: текст – описание. Скажите, ребята, а прежде чем приступить к составлению описания, что нужно сделать? Прочитайте план, который вам предлагает автор учебника. Может кто- нибудь что – то дополнить хочет? (Дети работают самостоятельно по плану описывают растение в научном стиле. Затем защищают свою работу). Вспомним тему нашего урока? Что было новым для вас на уроке? Какую цель ставили перед собой в начале урока? Удалось нам достичь? Докажите, что цель достигнута. Что мы умеем, что знаем? Где будем использовать полученные знания? То что ставили, того и достигли. Мы подвели с вами итог урока. Мы с вами все прошли ступеньки? Поднялись ещё на одну ступеньку в своих знаниях? Но посмотрите, одна ступенька у нас осталась на которой ничего не написано? Почему она пустая? Пофантазируйте немного. (Мы ещё многого не знаем и будем дальше шагать по этой лестнице знаний). Да, ребята, эта белая ступенька символ того, что сегодня, испытав маленькую удачу, нас ждёт большой успех в будущем. Ребята, мне удалось подарить вам интересный урок? Предлагаю взять свои картинки с изображением детей и оценить себя, свою работу на уроке. Выйдите и прикрепите картинку на ту ступеньку, на каком этапе вам было интересно работать, вы себя чувствовали комфортно. Оценивают свою работу на уроке. Подведите итог своей работы в оценочных листах. Опираясь на вашу самооценку и своё мнение я выставлю вам оценки за работу на уроке. Ребята, закончите моё предложения используя имена прилагательные. Урок для меня был…… Я приготовила вам домашнее задание по выбору.
2 задание: составить свой текст описания в научном или художественном стиле о каком нибудь животном. Спасибо вам за работу на уроке. |
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Ф.И.О. учителя: Козырева Вера Геннадьевна, учитель высшей кв. категории.
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с отличительными признаками типов речи.
- Определять роль имён прилагательных в речи.
- Развивающие:
- Развивать умение правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Развивать коммуникативные навыки учащихся.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.
Основные понятия: тип речи, повествование, описание.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
- компьютер, проектор, маркерная доска;
- презентация к уроку;
- листы с заданиями для работы в парах;
- раздаточный материал для проведения АМО.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Роль прилагательных в тексте" 4 класс
Урок русского языка построен следующим образом: в начале урока проводится тест, затем ставится проблемный вопрос, проводится творческая работа, далее дети занимаются исследовательской деятельностью и ...
Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Роль имен прилагательных в тексте"
Роль имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных в тексте"
Род имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Урок по русскому языку по теме "Роль имен прилагательных в тексте"
Предмет: Русский язык...
Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие коммуникативных навыков. Планируемые результаты:Предметные: зна...
Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие...