Урок русского языка "Роль имени прилагательного в тексте"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Попеляева Ирина Ивановна

Урок русского языка проведён в 3 классе. Урок содержит материал по теме "Роль имени прилагательного в тексте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 «А» классе

                                                                                     Учитель: И.И. Попеляева

Тема: « Роль имени прилагательного в тексте»

Цель урока: создание условий для получения  обучающимися  новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение подбирать точно прилагательные, наблюдать за значением имён прилагательных в речи, развивать умение распознавать имя прилагательное в речи, рефлексивные и контрольно – оценочные умения обучающихся; воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Тип урока: урок фиксации и систематизации нового знания.  

Технология построения урока: исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные; технология системно – деятельного подхода, проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения.      

                                      

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов; делать выводы; обобщать и классифицировать; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

 - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД: 

-  определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 -  формулировать учебные задачи;

 -  учить планировать свою деятельность на уроке;

 -  высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

1.Организа-

ционный момент

Эмоционально-психологичес-

кий  настрой.

2.Актуализация имеющихся знаний.

Работа в группах

( 3 группы)

Выход на тему урока.

3.Определение темы и постановка цели урока.

4.Открытие нового знания.

А). Работа с текстом в парах.

Б). Работа со словарным словом.

5. Закрепление материала.

Самостоятель-

ная работа.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

Слайд № 1

(Добро пожаловать на урок русского языка)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в моём  классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений – 
Мы вместе сочиним урок!

      Как видите настроение у меня на начало нашего урока просто замечательное.

Я хочу подарить вам интересный урок.

Но наверное всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на урок. На партах перед каждым из вас лежит рейтинг – лист.

В нём найдите смайлик. Оцените своё настроение на данный момент.

Слайд № 2

(Настрой на работу)

       Если у вас настроение просто отличное, вы хотите работать, то используйте красный цвет.

       Если у вас настроение хорошее, вы будете хорошо  работать, то используйте жёлтый  цвет.

       Если у вас настроение не очень хорошее, вы будете  работать, но без особого желания, то используйте зелёный  цвет.

       Если у вас настроение плохое, вы не хотите сегодня  работать, то используйте синий цвет.

Покажите другу своё настроение. Поделитесь своим настроением, покажите листочки друг другу, гостям.

 Здорово, у вас у всех отличное настроение.

Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте.  Что написано. Как вы понимаете смысл пословицы:

Слайд № 3

С малой удачи начинается большой успех.

   Ребята, вы согласны с мнением …..

   Малые победы сегодня станут основой успеха в будущем, мы должны добиться успеха конкретно на этом уроке.

И так перед вами, ребята, лесенка знаний. Посмотрите и  мысленно определите на какой ступеньке вы  находитесь на данный момент.

    Я думаю, ребята, что за сегодняшний урок мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку. И пусть наша маленькая удача на уроке приведёт к большому будущему успеху.

   Сегодня на уроке  вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?

(Человек, занимающийся научными исследованиями. Вы готовы? Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе.

Работать мы будем вот по этому плану.

Вот сколько ступенек мы должны пройти на  уроке.

(Показываю на доску)

На протяжении всего урока каждый себя оценивает самостоятельно, занося баллы в рейтинг – листы.

Начинаем работать  в группах.

Давайте назовём правила сотрудничества  в группе.    Слайд № 4

У каждой группы своё задание.

Ребята 1 группы  вы должны внимательно прочитать слова. Назвать общее, что объединяет эти слова и исключить из каждой цепочки слов по одному лишнему слову. Причину исключения слова обосновать.

Для ребят 2 и 3 группы  надо выполнить  другое задание. Внимательно читайте задание и выполняйте.

Готовность групп означает подача сигнала.

Проверка работы 1  группы.  Дети обосновывают свой ответ).  

(На доске появляются слова: Цветной, Весёлые)

Оцените работу 1  группы.

Попробуем систематизировать ваши знания.

Что ж мы знаем  о прилагательном?

(Дети быстро говорят всё что знают об этой части речи)  Слайд № 5

Слайд № 6

Два текста ( 2 группа)

  1. Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
  2. Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким  свистом проносятся стрижи.

Слайд № 7 (3 группа)

Этот --------------зверёк  живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы  - ------------------, а задние  -   ----------------. Шубка у зверька летом - ----------, а зимой -  -----------.

Выступают учащиеся 2 и 3 группы.

Ребята, что вам нужно было сделать?

– Удалось вам  выполнить задание? Докажите.

(Разбор задания)

Вывод: Для чего служат имена прилагательные в тексте и в речи? (Они украшают нашу речь, делают её выразительной, красивой, помогают описать предмет).

Оцените работу 2  группы.

Оцените работу 3  группы.

Кто догадался  над чем мы сегодня будем работать. Давайте  сформулируем  тему урока.

(Открываю тему на доске).

Тема названа. Давайте поставим цель урока. Что должны узнать, чему научиться, что будем исследовать?

На доске: Узнать….

                  Научиться….

(Открываю слайд после того как дети скажут).

Слайд № 7 Цели урока

Откройте учебники  на с. 68. Упр. 119. Сейчас вам нужно исследовать два текста.

Выразительно прочитайте тексты, проанализируйте  и сделайте вывод, работая  в парах по вопросам.

- Докажите что вы прочитали тексты.

- Определите тип текстов. Обоснуйте своё мнение. (Текст описания).

- В чём  их различие и сходство.

- Где можно встретить каждый из текстов? Почему вы так решили?

- Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах.

(В первом имена прилагательные -  в переносном значении, а во втором – в прямом).

-  Осталось ли у вас после прочтения художественного текста впечатление о ромашке как об одном из самых прекрасных цветов?

- Как автору удалось создать такое представление? (Использовал имена прилагательные в переносном значении).

- Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи? (Метафора).

Вывод:  Слайд № 8

В 1 тексте описание более образное (сравнение стебелька с…..) За счёт слов в переносном значении автор создал

выразительный образ ромашки. Имена прилагательные использованы для создания образа цветка ярким, красивым, интересным…. В этом тексте эмоции, чувства, всё то, чем хочет поделиться автор с читателем.

Во 2 тексте даётся более точное научное описание цветка, использованы прилагательные для описания точных научных сведений о цветке. В этом тексте нет эмоциональной окрашенности.

ФИЗМИНУТКА

Потрудились не на шутку,

Отдых наш – физкультминутка.

Слово Ромашка – новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму. Какой частью речи является слово. Запомните написание этого слова. Составьте с новым словарным словом предложение, используя языковые средства русского языка. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ.

(Дети зачитывают свои предложения).

К какому типу  текста можно отнести  ваше предложение?

Я хочу вам предложить создать свой научный текст – описание. С. 69 упр. 121

Прочитайте внимательно задание. О чём необходимо помнить при создании научного текста – описания?

(Следует точно описать растение, а не передать отношение к нему).

У вас на партах лежат три разных научных статьи.  Вы сами определите о каком растении вы бы хотели написать свой научный труд: текст – описание.

Скажите, ребята, а прежде чем приступить к составлению описания, что нужно сделать?

 Прочитайте план, который вам предлагает автор учебника. Может кто-  нибудь что – то дополнить хочет?

 (Дети работают самостоятельно по плану описывают растение в научном стиле. Затем защищают свою работу).

Вспомним тему нашего урока?

Что было новым для вас на уроке?

Какую цель ставили перед собой в начале урока?

Удалось нам достичь? Докажите, что цель достигнута.

Что мы умеем, что знаем?

Где будем использовать полученные знания?

То что ставили, того и достигли.

Мы подвели с вами итог урока. Мы с вами все прошли ступеньки? Поднялись ещё на одну ступеньку в своих знаниях?

Но посмотрите, одна ступенька у нас осталась на которой ничего не написано? Почему она пустая? Пофантазируйте немного.

(Мы ещё многого не знаем и будем дальше шагать по этой лестнице знаний).

Да, ребята, эта белая ступенька символ того, что сегодня,  испытав маленькую удачу, нас ждёт большой успех в будущем.

Ребята, мне удалось подарить вам интересный урок?

Предлагаю взять свои картинки с изображением детей и оценить себя, свою работу на уроке.

Выйдите и прикрепите картинку на ту ступеньку, на каком этапе вам было интересно работать, вы себя чувствовали комфортно.

Оценивают свою работу на уроке. Подведите итог своей работы в оценочных листах. Опираясь на вашу  самооценку и своё мнение я выставлю вам оценки за работу на уроке.

Ребята, закончите моё предложения используя имена прилагательные.

Урок для меня был……

Я приготовила вам домашнее задание по выбору.


1 задание: с. 69 упр. 120

2 задание: составить свой текст описания  в научном или художественном стиле о каком нибудь животном.

Спасибо вам за работу на уроке.




Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Ф.И.О. учителя: Козырева Вера Геннадьевна,  учитель высшей кв. категории.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового  материала.

Тема урока: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Познакомить учащихся с отличительными признаками типов речи.
  2. Определять  роль имён прилагательных в речи.
  1. Развивающие:
  1. Развивать умение правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их  в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к предмету.
  2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.

Основные понятия: тип речи, повествование, описание.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

  •  компьютер, проектор, маркерная доска;
  •  презентация к уроку;
  •  листы с заданиями для работы в парах;
  •  раздаточный материал для проведения АМО.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Инициация (начало урока)

Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы?

Учитель: - Откройте тетради, запишите  число, Классная работа.

Учитель: - Сегодняшний урок будет проходить под девизом:

           ВОДА  КАМЕНЬ  ТОЧИТ      

Учитель: - Как вы понимаете эту пословицу?

Учитель: - Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.

Учитель: -  Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких?

А вот чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно?

Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.

Мы – умные.

Мы – дружные.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы – отлично учимся,

У нас всё получится!

Дети садятся.

Работа в тетради.

Предположения  учащихся.

Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)

Коммуникативные УУД:

высказывать и аргументировать свою точку зрения,

уметь слушать и понимать других.

Регулятивные: 

уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.

Личностные УУД:

мотивировать образовательный процесс,

осваивать личностный смысл учения,

обеспечивать личностный моральный выбор.

2.Введение в раздел.

Повторение изученного ранее материала.

Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»:

приставка в слове присоединить +

корень в слове слагаемое + (предлагать)

1 буква алфавита +

1 суффикс в слове писатель +

2 суффикс в слове сонный +

окончание  в слове знакомое

Учитель: - Какое слово у вас получилось? Учитель: - Молодцы.  Для того,  чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши  научные знания об этой части речи.

Чистописание  

Учитель: - Помощники главного редактора  читают  высказывания, если высказывание ложное, неверное,  то вы в тетради записываете строчную  букву н, а если истинное, верное  – то  строчную букву в.  

Учитель: - Сверьтесь с образцом.

- У кого такая же последовательность букв?

- У кого получились красивые, ровные буквы?  

- Молодцы.

(слайд)

По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.

- Прилагательное.

Учащиеся – помощники  зачитывают высказывания вслух, а остальные работают в тетради.  

1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное,  называется морфологией. 

2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи.

3. Имя прилагательное  обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения.

1.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч. 

2. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам.

3.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным.

1. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

2 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами.

3. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами.

Коммуникативные УУД:

использовать средства речи для передачи информации,

самовыражение,

обучение сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,

давать самооценку.

Личностные УУД:

учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.

Познавательные УУД:

учить анализировать, сопоставлять,

самостоятельно делать выводы.

3. Языковая разминка. Вхождение в тему

Учитель: - В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Составьте его из следующих словосочетаний:

день (какой?) короткий

бросил (что?) луч

луч (чей?) свой

луч (какой?) последний

Учитель: - А теперь запишите авторский вариант из стихотворения  М. Лифшица

 Короткий день свой луч последний бросил.

                                        (М.Лифшиц)

Учитель: - Выполним синтаксический разбор предложения.

Учитель: - Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?

Учитель: - Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Итог: - Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой.

Ученики вслух проговаривают варианты предложений.

1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,

2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,

остальные в тетрадях.

-украшают речь

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание,

логически рассуждать,

делать выводы.

4.Изучение нового материала

(постановка проблемы)

Учитель: - Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях,  как:

                            тип речи

 

повествование       описание      рассуждение

Учитель: - Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить?

Учитель: - Итак, какие бывают типы (виды) речи? Сегодня мы работаем с двумя из них.

Учитель: - Что такое повествование? Описание? Как вы понимаете?

- Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … .

- Вы оказались правы, молодцы.

Учитель: - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (ответы детей)

Учитель: - В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты.

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний  лес. Особенно он хорош в ясный  морозный день. Солнце освещает  могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты  ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.  

Учитель: - Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему?

Ответы детей  (вид речи)

Работа учащихся со словарём.

- Будем работать над типами речи – повествованием и описание.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,

объяснять смысл слов.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.

Познавательные УУД:

формулировать  познавательные цели, отбирать информацию,

анализировать, самостоятельно делать выводы.

5.Пути решения проблемы

Учитель: - А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования  мы сегодня и выясним.

 Учитель: - Положите текст-описание перед собой.

Учитель: - Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.

Учитель: - Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

  • Нарисовать словами картину
  • Рассказать о последовательности событий?

Учитель: - Какой вопрос можно поставить к данному тексту:

  • Что происходит с предметом (человеком)?
  • Каков предмет (человек)?

Учитель: - Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?

Учитель: - Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы.

Учитель: - К какому типу речи относятся эти строчки?

Учитель: - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?

По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу

описание

повествование

 Цель

Нарисовать словами картину.

Рассказать о последовательности событий.

Вопрос к тексту

Каков предмет (человек)?

Что происходит с предметом (человеком)?

Ключевые слова

Прилагательные

Глаголы

Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.

Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.

Рисунок опиши  любой,

Ответив на вопрос « какой?»

А чтобы не было возни,

Ты прилагательных возьми.

 О чем – то хочешь рассказать?

 Глаголов нужно больше взять,

 Что происходит, описать,

 Картинок множество создать.

- Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий,

сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации. 

Познавательные УУД:

отбирать информацию,

анализировать,

выбирать  критерии для сравнения,

строить логическую цепь рассуждения.

6.Физкульт-минутка

Учитель: - Потрудились не на шутку,

                   Отдых наш – физкультминутка.

АМО «Массаж»

Учащиеся под музыку выполняют массаж спины друг другу.

Регулятивные УУД:

снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления 

7.Закрепление

Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете  по рядам в парах.

На катке

    Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала.    

Звери зимой

    Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка - … уши.    

На лесной поляне

    Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло  … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал  их …  лапки.   Только … ветерок покачивал еловые макушки.

Учитель: - Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.

Устная работа по закреплению типов речи.

Учитель: - Ребята,  на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.

Учитель: - К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?

Учитель: - К какому типу речи относятся данные тексты? Как вы определили?

1 ряд  (розовые листочки)

2 ряд  (зеленые листочки)

3 ряд  (голубые листочки)

Ученик 1. Изобретение книгопечатания

В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.

Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний,

слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно корректировать работу,

определять правильность выполненного задания.

Познавательные УУД:

сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи,

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,

строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний

Познавательные УУД:

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи

8.Итог урока. Домашнее задание.

Учитель: - Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи?

Учитель: - В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?

Учитель: - Как вы считаете, достигли  мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования?  Что нам помогло в этом?

Учитель: - А что важнее: описание или повествование?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему:  

«Как прошёл открытый урок»

«Портрет соседа по парте»

Оценивание. -  Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?

-Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным…

Ответы учащихся.

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

оценивать личностный смысл учения,

оценивать своё отношение к процессу обучения.

Познавательные УУД: 

анализировать,

делать выводы на основе полученных знаний,

осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.

9.Рефлексия.  

Учитель: - У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете  облачко.

Для гостей:  метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску.

Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.

Регулятивные УУД:

давать оценку деятельности другим,

давать оценку своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Роль прилагательных в тексте" 4 класс

Урок русского языка построен следующим образом: в начале урока проводится тест, затем ставится проблемный вопрос, проводится творческая работа, далее дети занимаются исследовательской деятельностью и ...

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...