Урок русского языка с мониторингом УУД "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Авторская разработка содержит сценарий урока порусскому языку в 4 классе(УМК "Школа России"), мониторинг применения УУД,Презентацию у уроку, приложение(карточка для самоанализа учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 384.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Смык Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
СОШ № 18 г. Нерюнгри РС(Я)
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема урока: Неопределённая форма глагола.
Цель: актуализация сведений о неопределённой форме глагола.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить знания о глаголе, как части речи;
- Повторить правописание изученных орфограмм;
- Развивать умение распознавать глаголы неопределённой формы;
2.Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
- Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
- Развивать орфографическую зоркость;
3.Воспитательные:
- Прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку;
- Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, патриотические чувства;
- Прививать умение видеть прекрасное вокруг;
Ход урока:
1.Организационный момент.
Лучший способ узнать что- то – открыть самому.
Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
2. Тема и постановка учебной задачи.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. (Вероника и Вика)
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Как вы догадались? Вспомним алгоритм работы. Какие признаки части речи помогли Вам её узнать? Какие из признаков не были названы? (алгоритм: значение, вопросы, постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении)
- Какую часть речи продолжаем изучать?
3. Чистописание.
(об)летел (без) билета (об)вязать ( без)домная
Что интересного заметили?
-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова
- На какие группы можно разделить, записанные слова?
-В каком слове нельзя проверить безударную гласную в корне? Почему?
- Разберите по составу, записанные слова. Какое слово вызвало затруднение? Почему?
-Что это ? (окончание или что-то другое?)
4. Актуализация знаний о глаголе, как части речи. «Скелетик на доске»(алгоритм морфологического разбора в виде корня: ответвления- это время, лицо, число; время разветвляется на прошедшее, настоящее, будущее,причем в прошедшем мы указываем на изменение по родам; лица-на 1,2,3; число-на единственное и множественное; в самом низу указываем роль в предложении).
10,14,21,10,14,19,10,3 Ключ (алфавит)- инфинитив. Появились вопросы?
5. Создание проблемной ситуации.
Работа в группах: прочитать сказку, определить, что же такое инфинитив.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
–У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.
Какие важные грамматические признаки инфинитива вы обнаружили ?
Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы ть,ти. Два вопроса.
4. Работа по учебнику. Стр.72 Упр 149.
Попробуйте определить время и число глаголов. В чём проблема?
-Как можно назвать форму глагола, у которой нельзя определить время и число? Сделайте вывод.
Неопределённая форма.
Работа со словарями.
Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола
Инфинитив
(ответить на вопрос, что такое инфинитив)
- По каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?
3) Сравнение своих выводов с правилом учебника стр. 58. Работа с правилом
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
Блиц-опрос для знатоков русского языка:
Замените словосочетания одним глаголом:
Зарубить на носу (запомнить) Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п.
Клевать носом (дремать)
Пропустить мимо ушей (прослушать)
Вставлять палки в колеса ( мешать) Оборот восходит к обычаю использовать специальные палки для замедления хода телеги, повозки идругих средств передви-жения.
Делать из мухи слона (преувеличивать)
Водить за нос (обманывать)
Бить баклуши (бездельничать) Фразеологизм восходит к названию игры, основная цель которой – сбить небольшие деревянные палочки, или баклуши. С точки зрения занятых людей, сбивать баклуши – пустая трата времени. Отсюда и значение фразеологизма – «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».
-Чем похожи ответы-глаголы? (На что они оканчиваются?) ть ти чь.
А что это значит?
IV. Работа по учебнику.
1) Анализ упражнения № 150. Найди в тексте и назови глаголы, стоящие в неопределенной форме (устно). На какие вопросы отвечают слова?
Взаимопроверка.
2) Выполнение упражнения №151
- Выпишите из текста глаголы неопределённой формы в два столбика, в зависимости от вопроса, на который они отвечают.
Самопроверка.(сравни с эталоном)
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
Знаю ли я, что такое глагол? | |
Знаю ли я, что обозначает глагол? | |
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | |
Знаю ли я, как изменяется глагол? | |
Смогу ли я определить время глагола? | |
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание
Выполнить упражнение № 150 стр. 73,выучить правило.
По результатам анализа урока был составлен мониторинг применения УУД.
Этапы урока | Формируемые универсальные | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Л | Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | П, К, Р, Л | Инсценировка Работа с алгоритмом (модель «Основные признаки глагола, характеристика по алгоритму). Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Выявление места и причины затруднения. | П, К, Р, Л | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | П, К, Р, Л | Карта урока, презентация, Проектная деятельность, задания типа: «Где возникло затруднение? Какое? Почему? Что это?» |
5. Реализация построенного проекта. | П, К, Р, Л | Проектная деятельность. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | П, К, Р, Л | Групповая, парная работа |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные | Групповая, парная работа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные | Самооценка ( Использование оценочных листов). Самоанализ. (Что получилось? Или не получилось? Почему? ) |
Приложение1.
Оценочный лист ____________________________ | Оценочный лист ____________________________ | ||
Знаю ли я, что такое глагол? | Знаю ли я, что такое глагол? | ||
Знаю ли я, что обозначает глагол? | Знаю ли я, что обозначает глагол? | ||
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | ||
Знаю ли я, как изменяется глагол? | Знаю ли я, как изменяется глагол? | ||
Смогу ли я определить время глагола? | Смогу ли я определить время глагола? | ||
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Оценочный лист ____________________________ | Оценочный лист ____________________________ | ||
Знаю ли я, что такое глагол? | Знаю ли я, что такое глагол? | ||
Знаю ли я, что обозначает глагол? | Знаю ли я, что обозначает глагол? | ||
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | ||
Знаю ли я, как изменяется глагол? | Знаю ли я, как изменяется глагол? | ||
Смогу ли я определить время глагола? | Смогу ли я определить время глагола? | ||
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Оценочный лист ____________________________ | Оценочный лист ____________________________ | ||
Знаю ли я, что такое глагол? | Знаю ли я, что такое глагол? | ||
Знаю ли я, что обозначает глагол? | Знаю ли я, что обозначает глагол? | ||
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | ||
Знаю ли я, как изменяется глагол? | Знаю ли я, как изменяется глагол? | ||
Смогу ли я определить время глагола? | Смогу ли я определить время глагола? | ||
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Оценочный лист ____________________________ | Оценочный лист ____________________________ | ||
Знаю ли я, что такое глагол? | Знаю ли я, что такое глагол? | ||
Знаю ли я, что обозначает глагол? | Знаю ли я, что обозначает глагол? | ||
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | ||
Знаю ли я, как изменяется глагол? | Знаю ли я, как изменяется глагол? | ||
Смогу ли я определить время глагола? | Смогу ли я определить время глагола? | ||
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Оценочный лист ____________________________ | Оценочный лист ____________________________ | ||
Знаю ли я, что такое глагол? | Знаю ли я, что такое глагол? | ||
Знаю ли я, что обозначает глагол? | Знаю ли я, что обозначает глагол? | ||
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? | ||
Знаю ли я, как изменяется глагол? | Знаю ли я, как изменяется глагол? | ||
Смогу ли я определить время глагола? | Смогу ли я определить время глагола? | ||
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? |
Приложение2.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-6093-1515678054.jpg)
Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"
В данной презентации содержится материал к двум последовательным урокам русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Гармония....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178389-1358091596.jpg)
Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка для 4 класса по системе Занкова с использованием интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46758.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253993-1368350795.jpg)
Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/28/picture-229366-1375024212.jpg)
Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".
Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-362-1637350312.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе
На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....