Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа-интернат
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г.Томска
Рассмотрено на заседании методического обьединения протокол № ______________ | Утверждаю: директор школы-интерната ________ А.Е.Аникина Приказ № ______________ |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
предметная область: « Язык и речевая практика»
4 класс
Разработала учитель начальных классов
Дмитриева О.А
2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………… ………2
2. Общая характеристика учебного предмета………………………………….4
3. Описание места предмета в учебном плане………………………………....5
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…….5
5. Содержание учебного предмета……………………………………………...8
6.Тематическое планирование.
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………………………..10
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШИ № 22 г. Томска
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования 30.08.2013г. №1015;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015г.
- Устав МБОУ ООШИ № 22 г. Томска.
- Локальные акты образовательного учреждения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Письмо и развитие речи» в системе начального общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках письма и развития речи ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма и развития речи во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель: создать условия для развития и совершенствования знаний, умений, навыков владения языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Образовательные:
- Выработка навыка аккуратного, разборчивого и грамотного письма.
- Развитие устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Развитие познавательной деятельности школьников, способствование коррекции мышления, умственному и речевому развитию.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
- Формирование нравственных качеств.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения.
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
2. По месту организации (школьные).
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа).
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
- звуко - буквенный анализ слова;
- овладение правописанием слов, предложений, текстов;
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения;
- ответы на последовательно поставленные вопросы;
- совершенствование графического навыка;
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю;
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания;
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой;
8 е издание. – М.: Просвещение, 2013г. по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика» 4 класс.
Учебно-методический комплекс:
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
В младших классах обучающимся даются самые элементарные сведения по грамматике, способствующие выработке достаточно осмысленного отношения к элементам языка, приобретению практических навыков устной и письменной речи, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков. Обучающиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. На уроках развиваются умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
Фонетико-фонематические нарушения младших школьников с ограниченными возможностями затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении обучающие получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся осознают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса на конверте.
У обучающихся продолжается работа по развитию графических навыков, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок.
3.Описание места предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 165 часов, по 5 часов в неделю.
1 четверть- 01.09.17-27.10.17
- четверть-07.11.17- 29.12.17
3 четверть- 11.01.18- 21.03.17
4 четверть- 02.04.18- 24.05.18
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина своего Отечества;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- понимание важности здорового образа жизни.
Минимальный4
- стремление преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Достаточный
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Минимальный
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Достаточный
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Минимальный
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить схематическую);
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Достаточный
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Минимальный
- вести диалог на заданную тему, используя лексику, отработанную в ходе урока;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели).
Предметные результаты
«Звуки и буквы»
- алфавит;
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в
- слове);
- употреблять ь на конце и в середине слова;
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и;
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова;
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные;
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
«Слово»
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять
их в связи друг с другом;
- правильно писать имена собственные;
- писать предлоги раздельно с другими словами;
- употреблять разделительный ъ;
- подбирать родственные слова, находить корень;
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что
говорится.;
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам;
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
- ставить знаки препинания в конце предложения;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
- понятие «текст», «предложение».
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Достаточный | Минимальный |
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; -анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, -устанавливать последовательность звуков в слове); -списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями; -писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов) -алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре. | -составлять нераспространенные предложения; -устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя; -ставить знаки препинания в конце предложения после многократного интонационного повторения, и используя карточку-подсказку; -анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные, безударные, количество букв); -списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями; -писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной словарной работы; -ориентироваться в алфавите; находить слова в алфавитном порядке в словаре |
5.Содержание учебного предмета
Разделы | Кол-во часов | Краткое содержание раздела | Коррекционно-развивающая направленность |
Повторение (предложение) | 8 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме. Выражение в предложении законченной мысли. | Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. |
Звуки и буквы. | 62 | Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). | Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи). |
Слово. | 42 | Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. | Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). |
Предложение. Повторение. | 35 18 | Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи). |
7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Технические средства
1. Классная доска .
2. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...