План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
Класс: 2
Тип урока: закрепление
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
Класс: 2 «б»
Тип урока: закрепление
Цель: систематизировать знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь
- закрепить умение писать слова с мягким знаком на конце слова и в середине
- повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков
- выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов
- закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Структура урока.
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (2 минуты)
- Словарно-орфографическая работа (7 минут)
- Формулирование темы урока
- Работа по теме урока (20 минут)
- Закрепление изученного (7 минут)
- Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Приветствие. - Запишите дату (10 октября) и «классная работа». | Настрой на урок | |
Актуализация знаний | - Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке? - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? | Ответы детей | |
Словарно-орфографическая работа | - Сейчас повторим написание словарных слов. Выполняем словарную работу на листочках. Сапог, мороз, мальчик, комната, хорошо, однажды, вдруг, скоро, заяц, герой, петух, эскалатор, экскаватор, метро, работа. - Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. | Самостоятельная работа | |
Сообщение темы и цели урока | - Назовите три зимних месяца. - Запишите эти слова в тетрадь - Что объединяет эти слова? - Какую функцию выполняет ь в словах? - Прочитайте слова, записанные на доске. Яблонька, альбом, пальцы - Что общего есть у этих слов? - Сделаем вывод. Мягкий знак, стоящий в середине слова между двумя согласными показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко. - Сегодня мы продолжим тренироваться в написании слов с буквой ь, стоящей в середине и на конце слов. | - декабрь, январь, февраль - на конце этих слов есть буква ь - обозначает мягкость согласных звуков - во всех словах есть ь, который показывает на мягкость впереди стоящего согласного звука | |
Работа по теме урока | - Прочитаем сообщение профессора Самоварова в учебнике на странице 60. Какие примеры использовал профессор? - Выполним упражнение 78 на с.59. - прочитайте задание. - Как на письме показать, что звуки [л′] [н′] [с′] в слове мягкие? - В левый столбик запишем слова, в которых мягкий знак стоит на конце слова, а в правый – в середине слова. - Значение каких слов вам непонятно? - Выполним упражнение 80. Добавьте слог с мягким знаком. Запишите получившиеся слова. | - поставить рядом с ними букву ь - Левый столбик: конь, лось, соболь. Правый столбик: коньки, авоська, пальто, галька. - Словарь, тетрадь, букварь, медведь, февраль, январь. | |
Закрепление пройденного материала | - Выполним упражнение 82 на странице 60. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Запишите получившиеся пары слов в тетрадь. - Сколько предметов называет первое слово пары? - Второе? - Какой оттенок значения приобретают составленные слова? | Выполнение упражнений в рабочей тетради - окунь-окуньки, уголь-угольки, день-деньки, огонь-огоньки, стебель-стебельки, пень-пеньки - один - несколько - уменьшительно-ласкательный | |
Итог урока. Рефлексия | - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? - Что интересного и полезного для вас было на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? | Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают. | |
Домашнее задание | Выписать из орфографического словарика слова с мягким знаком, разделить их на слоги, поставить ударение, в скобках указать количество звуков и букв. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
Класс: 2 «б»
Тип урока: закрепление
Цель: систематизировать знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь
- закрепить умение писать слова с мягким знаком на конце слова и в середине
- повторить правила переноса слов с мягким знаком
- закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Структура урока.
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (1 минута)
- Словарно-орфографическая работа (7 минут)
- Формулирование темы урока
- Работа по теме урока (21 минута)
- Закрепление изученного (7 минут)
- Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Приветствие. - Запишите дату (13 октября) и «классная работа». | Настрой на урок | |
Актуализация знаний | - Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке? - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? | Ответы детей | |
Словарно-орфографическая работа | - Прочитайте слова, вставьте, где необходимо, мягкий знак. Ал…бом, якор.., кисел.., голуб.., сосул…ка, капелл…ка, шест.., шмел.., кон…ки. - Подчеркните в словах букву ь. - Разделите слова на слоги. - Обратите внимание на слово коньки. - Какая еще орфограмма встретилась в этом слове? - Это словарное слово. Написание этого слово нужно запомнить. | Самостоятельная работа - непроверяемая безударная гласная | |
Сообщение темы и цели урока | - Разделите данные слова для переноса. - Сформулируйте правило переноса слов с мягким знаком. - С помощью каких букв на письме еще можно обозначить мягкость согласного звука? - Сегодня на уроке мы закрепим знания об обозначении мягкого согласного звука на письме. | - Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. При переносе нельзя отделять мягкий знак от предшествующей ему согласной буквы. - Е ё ю я и | |
Работа по теме урока | - Выполним упражнение 86 на странице 62. - прочитайте слова. - Какую роль выполняет буква ь в этих словах? - Составьте 2 предложения этими словами. - Выполним упражнение 87. - прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? - Выпишите из пословицы слова с мягким знаком и разделите их для переноса. Образец: меньше – мень-ше - Выполним упражнение 88. - Прочитайте слова. Определите, твердым или мягким является первый звук каждого слова. - Каким способом на письме обозначена мягкость согласных звуков в словах? - прочитайте вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с.63 о том, как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука. - Нам нужно запомнить алгоритм обозначения мягкости согласных звуков на письме. Прочитаем алгоритм на с.64. - А что можно сказать про слова, в которых есть гласные буквы а, о, у, ы, э? Понаблюдайте: мама, сок, сыр, мэр. - Сделайте вывод. - Проверим, верно ли мы сделали вывод? Прочитайте в рубрике «Узелки на память». - Совпали ли выводы? | Самостоятельное выполнение упражнения по образцу. - гласные а о у ы э указывают на твердость согласного звука, который стоит перед ним. | |
Закрепление пройденного материала | - Выполним упражнение 51 на с.28 в рабочей тетради - задание от Совенка. - Вам нужно изменить слова так, чтобы первый согласный звук произносился мягко, и записать получившиеся слова по образцу. Образец: нос – нёс - Подчеркните синим карандашом букву на месте твердого согласного звука, зеленым – мягкого согласного звука. - выполните упр.53 на с.29. - Прочитайте предложения. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласного звука. | Самостоятельное выполнение задания по образцу | |
Итог урока. Рефлексия | - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? - Какие еще буквы, кроме мягкого знака, могут указывать на мягкость согласных звуков на письме? - Что интересного и полезного для вас было на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? | Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают. | |
Домашнее задание | С.61 упр.85 - Вам нужно будет составить рассказ по картинкам. Из рабочей тетради: | Записывают домашнее задание в дневники. |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
Класс: 2 «б»
Тип урока: закрепление
Цель: систематизировать знания о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я
- закрепить умение разграничивать две функции букв е, ё, ю, я: обозначение мягкости согласных звуков, обозначение двух звуков
- учить верному употреблению слов-паронимов одеть-надеть
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Структура урока.
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (1 минута)
- Словарно-орфографическая работа (7 минут)
- Формулирование темы урока
- Работа по теме урока (23 минуты)
- Закрепление изученного (5 минут)
- Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Приветствие. - Запишите дату (15 октября) и «классная работа». | Настрой на урок | |
Актуализация знаний | - Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке? - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? - В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? - Приведите примеры на каждый случай. | Ответы детей - в начале слова, после гласной, после разделительных Ь и Ъ | |
Словарно-орфографическая работа | - Прочитайте слова, вставьте, пропущенные буквы. Ябл…к…, ш…фёр, уч…ник, п…льто. - Какая орфограмма есть во всех словах? - Это словарные слова. Написание этих слово нужно запомнить. - Произнесем слова так, как они пишутся. - Запишите новые словарные слова. | - непроверяемая безударная гласная | |
Сообщение темы и цели урока | Сегодня мы закрепим наши знания о буквах, которые указывают на мягкость предыдущего согласного и потренируемся находить слова, в которых буквы е ё ю я обозначают два звука. | Ставят перед собой цель | |
Работа по теме урока | - Выполним упражнение 93 на странице 66. - прочитайте строки из стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей». - Найдите слова, в которых буква обозначает два звука - Выполним упражнение 94. - Прочитайте пары слов. Найдите в них парные по твердости-мягкости согласные звуки. - Выполним упражнение 95. - Прочитайте слова. Распределите слова на две группы: 1. слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком 2. Слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена с помощью букв е ё и ю я - Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. - Какие слова не попали ни в первую, ни во вторую группу? Почему? - Прочитайте вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с.68. - А сейчас поиграем в игру «Веселые превращения». - К данным в упражнении словам подберите такие слова, в которых подчеркнутые буквы обозначают мягкие звуки. - Запишите слова парами по образцу. Образец: Угол – уголь, мал – мял - Каким образом в подобранных вами словах обозначена мягкость согласных звуков? - Сегодня мы с вами должны научится правильно употреблять в речи слова надеть-надевать, одеть-одевать. Одеть можно кого-то во что-то. Надеть можно что-то на кого-то. Например, Одевать ребенка в пальто. НО Надевать на ребенка пальто. - Чтобы потренироваться в употреблении этих слов, выполним упражнение 99 на странице 70. - Прочитайте стихотворные строки С.Маршака. - Что же надевал на себя человек рассеянный? - Сделаем вывод. Вещи мы надеваем. | - едем, края, хорошие, счастливые друзья Выполняют упражнение по цепочке Самостоятельное выполнение упражнения - дом, коза, бабочка. В них нет мягких согласных звуков Коллективное выполнение задания - с помощью букв е ё и ю я Анализируют случаи употребления слов Выполняют упражнение самостоятельно | |
Закрепление пройденного материала | - Выполним упражнение 100. - Запишите предложения, вставляя слова надел(а) и одел(а). - Подчеркните буквы мягких согласных звуков. Каким способом обозначена их мягкость? | Самостоятельное выполнение упражнения | |
Итог урока. Рефлексия | - Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков? - Какие еще буквы, кроме мягкого знака, могут указывать на мягкость согласных звуков на письме? - Когда буквы е ё ю я обозначают два звука? - Что интересного и полезного для вас было на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? | Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают. | |
Домашнее задание | Из рабочей тетради: | Записывают домашнее задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...
Методическая разработка при изучении темы "Твёрдые и мягкие согласные звуки,их обозначение на письме" к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива") русский язык 2 класс
Сценарий урока по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме". Представлен тест, который можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы, карточки дл...
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс
Конспект урока УМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 БТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока: Повторени...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...
Урок русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" 2 класс УМК "Перспектива"
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Задачи: Образовательные: научить выполнять классификацию сло...
Конспект урока по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс"
Конспект урокаУМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 ВТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока:...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» - 2 класс
Тип урока: Урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний детей о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуках; рассмотрение случаев обозначения мягкости...