Родина. Страна, в которой родился. Место рождения
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Лемзякова Альбина Николаевна

План-конспект урока по русскому языку (программа «Начальная школа XXI века» 1 класс, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(программа «Начальная школа XXI века» 1 класс, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова)

Тема урока: «Родина. Страна, в которой родился. Место рождения».

Тип урока:  открытие новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создание условий на уроке для составления небольших рассказов; выполнению анализа пар слов, связанных словообразовательными связями, и формирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи; письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Задачи  предметные – содействовать формированию представления о правилах образования слов;  развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся; обогащению и активизации словаря учащихся; внимательного отношения к слову; активного отношения к приобретенным умениям на уроке.

Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; развитию гармоничной личности ребенка.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – принимать и сохранять учебные задания, соответствующему этапу обучения; проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу освоенной деятельности;

познавательных –  осуществлять моделирование на основе приведенного текста самостоятельного высказывания об истории своего села; уяснение образования слов в русском языке; логические - осуществление анализа пары слов связанных словообразовательными связями, и формулирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи (приём развёрнутого толкования);

коммуникативных – строить понятное для слушателей высказывание; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 1 класс часть 2, авторы
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова; рабочая тетрадь 1 класс часть 2, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова; презентация.


Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Организацион-ный момент

2 мин.

1.Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.

3. Готовит руки для письма: вращательные движения кистью, растирание пальчиков.

4. Предлагает записать число в тетради и «Классная работа».

Показывают готовность к уроку.

 Делают запись в тетради.

Эмоциональное вхождение в урок.

Подготовка руки к письму

2. Каллиграфичес-кая работа

5мин.

Просит в тетради на стр. 50 прочитать и выполнить упр. 2.

- Из каких элементов состоят эти буквы?

- В чём сходство и различие букв Я, Ф, я, ф?

Овал, крючок.

Внешне буквы похожи, но отличаются по написанию: место начала первых элементов Я, Ф; направление движения противоположные у я, ф

Фронтальная работа

Работа над почерком

3. Самоопределе-ние к деятельности: формулирование темы урока, постановка цели и задач урока, мотивация к  учебной деятельности

5-7 мин.

…Великую землю, любимую землю,

 Где мы родились и живём,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

 Мы родиной нашей зовём.

- Как называется наша страна? Как пишется? А какой самый главный город нашей страны? А как называется место, где вы живёте?

- Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о главном городе нашей страны, о месте в котором вы родились. Познакомимся с новым словарным словом,  научимся его писать, познакомимся с приёмом образования слов в русском языке.

- Рассмотрите фотографии. Вы узнали этот город? Как вы догадались? Что вы знаете о Москве?

- Родина. Страна, в которой родился. Место рождения.

Москва - всем городам мать. Москва – главный город, столица, сердце нашей Родины…

Опрос

Проблемная ситуация

Слайд

Карточки

4. Словарно-орфографическая работа

5 мин.

- Мы с вами увидели как велик и красив город Москва. Недаром говорят: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

- Сегодня на уроке мы научимся писать слово «Москва». Слово пишется с большой буквы. Как вы думаете почему? Запишите слово на третьей строчке, поставьте ударение. (Слово записано на доске) написание этого слова надо запомнить, так как это слово словарное. 

Записывают слово в тетради 2 раза.

- Имя собственное

Работа над словарным словом

Опрос

5. Актуализация знаний

3-5 мин.

Откройте учебник на стр. 51,  прочит. упр. 1.

Какое слово выделено? (Родина) Объясните значение слова “Родина”. Почему оно написано с большой буквы?

Москва - древний город, ей уже больше 850 лет. Сегодня Москва - один из крупнейших в мире городов, важный политический, научный и культурный центр. Это один из самых больших городов в мире (более 11 млн. жителей).

Сейчас вспомним правила работы в паре.

И посмотрим на упр. 2. Прочитайте диалог мальчиков.

- Прочитайте диалог. О чём разговаривали ребята? Что вы узнали о городах Тула и Великий Устюг?

-А как называется место, в котором мы живём?

- Чем знаменит наш город? ( Наш город был построен в том месте, где есть скопление меловых гор. Его название произошло от двух слов – белый и город.  Ему было присвоено звание «Города первого салюта» в 1943г.

В городе проживает больше 380 тысяч человек. Но город остается чистым и ухоженным, не смотря на такое большое количество людей).

Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Белгород, Белгородская область.

Учебник стр. 51, упр. 1-2

Опрос

Слайд

Работа в парах 

Фронтальный опрос

5. Физкульт. минутка

Просит провести ее дежурных (под ранее выученное стихотворение)

Выполняют упражнения.

7. Закрепление новых знаний

5-6мин.

Рубрика «Давай подумаем»

- Прочитайте пары слов: Москва - московский, Россия - российский, Тула - тульский. Подумайте, можно ли значение первых слов объяснить, используя первые слова? 

- На какие вопросы отвечают слова в парах?

Приведите свои примеры городов и названий, образованных от них.

- Какую же тайну языка мы с вами открыли? ( Многие слова в русском языке образуются друг от друга.) 
-
Прочитайте правило на стр.53.

- Московский, находящийся в Москве; российский-относящийся к  России.

(что? какой?)

Слайд

Проблемный вопрос

Правило

8. Первичная проверка понимания нового материала

8-10 мин.

Работаем в печатных тетрадях на стр. 51, упр. 4.

«Догадайся»

- Догадайся, какие слова пропущены. Впиши их. Почему первые два слова надо писать с большой буквы?

упр. 6. «Работа с пословицами»

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Из скольких предложений состоит третья пословица? Сколько в ней слов? Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Спишите любую пословицу.

Работа в печатных тетрадях, стр. 52

Рабочая тетрадь стр. 50, упр. 1, 3.

10. Рефлексия. Итог урока

1-2 мин.

- Что нового узнали на уроке?

- Как могут образовываться слова в русском языке?

Оцените свою работу на уроке, с помощью сигнальных карточек  карточек.

Отвечают на вопросы.

Строят суждения.

Оценивают свою деятельность на уроке.

СК: зеленая – у со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями.

Фронтальный опрос.

Самооценка.



Москва – всем городам мать.

Москва – главный город, столица, сердце нашей Родины.

В Москве, в Кремле, работает российское правительство.

Москва – город герой. Это почётное звание присвоено столице за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

М о сква́

Слайд 4

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

Слайд 5

Москва – московский Россия – российский Тула – тульский город – городской море –морской лед – ледяной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Страна, в которой ты живешь"

На уроке используется игровая ситуация-путешествие на космическом корабле по нашей стране.         ...

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"

Урок решает следующие задачи:   расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными  символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...

Классный час во 2 классе "Страна, в которой я хочу жить"

Классный час, который поможет понять ученикам, что не смотря на то, что они маленькие, они сами могут сделать наш мир лучше и краше. Как смог это сделать их сверстник из Германии. Дети во время урока ...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Внеурочное занятие "Страна в которой мы живем. Символы России" по окружающему миру 3-4 класс

Внеурочное занятие применения  предметных и метапредметных знаний. Ученики узнают о символах Победы, акциях ,которые проходят в нашей стране,посвященных 70-летию Победы,получают возможность прояв...

«Страна, в которой мы живём»

Конспект классного часа на тему "Страна, в которой мы живём" для учеников 4 класса с ОВЗ.Цели:Обучающие: : углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Развитие ...