Конспект урока русского языка во 2 классе "Полёт в созвездие Грамматикс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Белоусова Елена григорьевна

Урок создан с использованием игровых технологий. Рекомендую использовать к Дню Космонавтики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Еткульский муниципальный район

Челябинской области

МОУ Еманжелинская СОШ

Белоусова Е.Г.

Урок русского языка  во 2 классе

Изменение существительных по вопросам.

Полёт в созвездие Грамматикс.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ Еманжелинская СОШ

Белоусова Е.Г.

Урок проводится в рамках школьного Космического Дня. Перед уроками всем классам зачитывается приказ.

Приказ  по  школьному  космолёту

от  12.04.2005г.

  1. День  Космонавтики  считать  школьным  народным  праздником.
  2. Всем  космическим  экипажам  совершить  полёты  к  следующим  созвездиям:

а)  в  созвездие  Книгочёта;

б)  в  созвездие  Грамматикс;

в)  в  созвездие  Точных  Чисел.

Ещё  по  два  созвездия  экипажам  выбрать  самостоятельно,  ориентируясь  по  звёздному  расписанию  космических  уроков.

  1. В  учебном  полёте  экипажам  проявлять  выдержку,  настойчивость,  силу  воли.
  2. В  багажный  отсек  погрузить  взаимовыручку,  дружелюбие,  сплочённость.  Лень,  зависть  и  злость  в  полёт  не  брать.
  3. Во  время  полёта  в  открытый  космос  не  выходить.  В  кубриках  следить  за  чистотой.
  4. При  прохождении  Млечного  Пути  не  допускать  столкновений.
  5. Нарушителей  космопорядка  высаживать  на  малообитаемых  планетах.
  6. Если  кто-то  в  экипаже  тяжело  переносит  невесомость – обращаться  к  космоврачу.      
  7. За  исполнение  приказа  отвечают  капитаны  I  и  II  ранга.
  8.   В  случае  успешного  полёта  всем  приземлиться  на  космической  дискотеке.

Космический  Адмирал:  (завуч по начальной школе)

Космический  Вице-Адмирал: (вожатая)

Капитан I ранга – классный руководитель

Капитан II ранга – мэр города, главный помощник учителя.

Тема: Упражнения по изменению существительных по вопросам.            Неизменяемые существительные.

Цели:  

  • Закреплять умение изменять существительные по вопросам. Познакомить детей с такими существительными, которые не изменяются по вопросам.
  • Способствовать развитию умения видеть закономерности, делать выводы.
  • Пробуждать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • Учебник «Русский  язык» для 2 класса Поляковой А.В.
  • Рабочие тетради у детей.
  • Карточки с названиями планет: Планета Красивых Букв, Словария, Планета Изменчивости, Планета Постоянных Повторов (ППП).

Карточки со словами  Ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе, Баку, Сочи, Гюго, Гейне, Дюма и т.д.)

Ход урока

Оргмомент

- Начинаем наш полёт. По Приказу Адмирала мы должны лететь в созвездие Грамматикс. Как вы думаете, что это за созвездие? Мы сегодня должны успеть побывать на Планете Красивых Букв, планете Словария, на Планете Изменчивости. Экипаж к полёту готов? Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1. Пуск! Начало урока! Займите свои места в космолёте, пристегнитесь ремнями безопасности.

Чистописание

Мы уже приземляемся на Планету Красивых Букв. Смотрите, какие здесь дома:

         а                    в        ж                   и         о                     р

                   б                                з                               ?

- Мне кажется, в этом есть какая-то закономерность, но одной красивой буквы не хватает.  Давайте выручим жителей этой планеты, покажем, как писать эту букву правильно и красиво, а то нам будет стыдно за землян. Напишите цепочку из пар букв: па,пб, пв, пж и т.д.

- Долго здесь задерживаться не будем, поступил сигнал с планеты Словария, там потерялось слово. Надо его найти, помочь инопланетянам. (обратный отсчёт, полёт, приземление)

Словарная работа

- Чувствуете, атмосфера на этой планете необычная? Здесь в воздухе не только кислород, но и множество загадок. Вот к нам приближается одна из них.

- Чтобы узнать слово, которое нам хотят подарить жители этой планеты, нужно подчеркнуть в словах буквы, обозначающие орфограммы. А в третьем слове не только орфограмму, но и букву, которая перед ней стоит.

Суп, малина, моль, лестница, корова.

- Какое это слово? (пальто) Запишите его. (звуко-буквенный анализ, грамматические признаки слова)

- Удивительно, но слова на этой планете устроены также, как и на Земле. Это слово залетело на Планету Словария с помощью французской космической ракеты. Что оно обозначает? Интересно, что на французской космической ракете оно было мужского рода и обозначало домашнюю одежду. Возьмём слово «пальто» с собой в полёт, может пригодиться.

Физминутка  Изобразить перелёт на следующую планету. Обратный отсчёт, полёт, приземление.

Работа по теме урока

- Мы на Планете Изменчивости. Здесь все слова изменяются, как могут. Как здесь будут изменяться имена существительные? (по числам, по вопросам)

- На какие вопросы могут отвечать имена существительные?

- Внимание, Планета изменчивости подаёт тревожные сигналы. Они указывают на слово, которое мы привезли с собой. Что-то с ним , видимо, не так. Надо проверить. Попробуем изменить его по вопросам:

что?    пальто

чего?   пальто

чему?  пальто

чем?   пальто

о чём?  пальто

- Давайте думать, что здесь необычного, почему на Планете Изменчивости это слово не принимают. (Наблюдения за окончаниями, вывод)

- Может, это слово изменяется по числам? (Наблюдения, вывод)

- Значит, есть такие слова, которые не могут жить на Планете Изменчивости. Интересно, много ли их? Может, вы знаете такие слова? (Карточки со словами  Ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе, Баку, Сочи, Гюго, Гейне, Дюма и т.д.) Эти слова мы увезём на Землю, чтобы здешние жители не волновались из-за них.

- А мы поработаем с такими словами, которые изменяются по вопросам, чтобы успокоить жителей Планеты Изменчивости.

Самостоятельная работа в парах

Надо изменить слова по вопросам Что? Чего? Чем? О чём?

1 ряд – карандаш

2 ряд – портфель

3 ряд - пенал

- Если справимся, сможем лететь дальше.

Взаимопроверка Поменяться тетрадями с парой другого ряда.

Физминутка  Изобразить перелёт на следующую планету. Обратный отсчёт, полёт, приземление.

Повторение

-  А вот мы и на ППП! -  А вот мы и на ППП! -  А вот мы и на ППП! Это Планета Постоянных Повторов и нас обязательно заставят что-нибудь повторять. Наберитесь терпения и не обижайте планету, а то она сотрёт все знания из вашей памяти.

Самостоятельная работа

Упр. 384, с. 164 с последующей проверкой.

- Какие слова называются однокоренными?

- Какие однокоренные существительные вы подобрали?

Вишнёвые – вишня, вишенка;

Тихие – тишина, тихоня, тишь;

Шумные – шум, шумелка;

Весенние – весна, веснушки;

Тёплые – тепло, теплота.

- Найдите сравнение в этом стихотворении, объясните его.

- Планета отпускает нас, Планета отпускает нас, Планета отпускает нас. Запускайте космические моторы, пора возвращаться на родную Землю!

Подведение итогов

- Интересным ли было путешествие? Узнали что-нибудь новое? Какие знания привезли с собой? Кто в путешествии проявил себя как смелый, умный, находчивый космолётчик? Чтобы вы не забыли о путешествии, примите радиограмму (написано за доской): «Спасибо за визит! Дома в упр. 378 вы можете вспомнить о наших планетах!»

Конец урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру УМК "Гармония" на тему: "Звезды и созвездия"

Подробный конспект урока по окружающему миру " Звезды и созвездия" 2 класс УМК " Гармония" ( по учебнику Поглазовой О.Т.) + презентация...

Конспект праздника летних именинников "Созвездие летних именинников"

Материал предоставлен в виде конспекта и презентации. Праздник летних именинников на космическую тему....

Конспект урока по теме "Звезды и созвездия" (УМК «ПНШ», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формировать понятия "звезда" и "созвездие"; познакомить с наиболее известными созвездиями; создать условия для развития навыков  ориентирования, для...

Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...

Конспект дистанционного урока по окружающему миру во 2 классе "Звезды и созвездия"

С помощью данного материала дети расширяют кругозор о небесных объектах...