Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 149.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Второй год обучения
Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основании авторской программы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка» Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2013 г. и следующих нормативно-правовых документов:
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
- Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых,- совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Повторение (20 ч).
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].
Слово. Состав слова (48 ч).
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Предложение (12 ч).
Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).
Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме.
Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст (12 ч).
Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Орфография (70 ч).
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные
орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые
орфографические задачи.
Итоговое обобщение (13 ч).
3.Место курса в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель).
4.Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся второго класса должны
знать:
— пары согласных по глухости-звонкости;
—названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
—изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
— виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).
уметь:
1) речевые умения:
-слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;
-строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований;
-выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи;
-соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
-самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач;
-замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника;
-создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
-среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; -строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией;
-отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
-определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках;
-наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии;
-использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;
-подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку);
-создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
2) языковые (фонетико-графические и грамматические) умения:
-проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.
-проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
-различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п.
-подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
-осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки);
-замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить —значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего'то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.);
-правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста;
-замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи;
-выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца);
-давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
3) орфографические умения:
-обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными;
-использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь» , а потом осуществляя выбор);
-обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны;
-замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость);
-указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
-применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);
-грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
-пользоваться орфографическим словарем учебника;
-использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен;
-списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов, соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
-писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.
5.Планируемые результаты обучения и система оценивания
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
- Планируемые предметные результаты освоения программы
2-го класса
Ученик получит возможность научиться (в области речи, речевой деятельности):
- участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;
- понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;
- создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;
- соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
- под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
- самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;
- понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме,
- коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;
- замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;
- участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;
- при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
- строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;
- понимать в тексте тему и основную мысль, отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;
- использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;
- подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки);
- проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку);
- создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).
Ученик получит возможность научиться:
- вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;
- слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;
- создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;
- соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
- самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
- самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);
- отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;
- создавать предложения, обдумывая предмет речи и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
- среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;
- по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;
- редактировать, улучшать собственные тексты.
В области освоения языка:
В области фонетики и графики ученик научится:
- различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;
- сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);
- объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными;
- использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);
- проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
- правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.
Ученик получит возможность научиться:
- обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;
- проводить полный фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).
В области лексики
Ученик научится:
- понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;
- объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;
- выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
- замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.
В области словообразования (морфемики)
Ученик научится:
- выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;
- подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
- осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);
- понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;
- классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);
- замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;
- конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;
- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.
В области морфологии
Ученик научится:
- различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;
- узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный;
- изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам – без терминов) для решения орфографических задач.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
- отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);
- различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);
- различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
- характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;
- находить в тексте предложения разных видов;
- отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
- правильно оформлять границы предложений;
- ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Ученик получит возможность научиться:
- строить предложения разных видов;
- замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;
- наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;
- замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».
В области орфографии
Ученик научится:
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы, решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;
- осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
- применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);
- грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
- соблюдать изученные правила переноса слов;
- пользоваться орфографическим словарём учебника;
- использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;
- проверять написанное;
- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.
Ученик получит возможность научиться:
- обнаруживать значительную часть орфограмм текста;
- замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);
- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;
- эффективно осуществлять проверку написанного.
7.Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
средствами предмета «Русский язык» на конец 2-го класса
Личностные результаты:
- представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка);
- появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
– выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные УУД:
– слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
– под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
– понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач (П-1);
– участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
– подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме) (П-2).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;
– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
8.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
2. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
3. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
2.Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
9. Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 2 класс.
4) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)
- Годовое планирование учебного материала
(Основной вариант: 5 часов в неделю)
Название разделов (тем) | Количество часов | ||
всего | контрольные работы | уроки развития речи | |
I-я четверть Знаем – повторим, не знаем – узнаем Главные опасности письма. Как писать без ошибок? | 40 21 19 | 2 | 2 |
II-я четверть Главные опасности письма. Как писать без ошибок? Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) Хочу сказать больше (Понятие о тексте) Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) | 39 5 13 11 10 | 3 | 6 |
III-я четверть Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова | 47 7 40 | 5 | 6 |
IV-я четверть Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) Перелистаем учебник (Обобщение) | 42 3 28 11 | 4 | 4 |
Итого: | 168 | 14 | 18 |
Календарно – тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тип урока | Темы урока | Деятельность учащихся | Планируемые результаты обучения | Дата проведения | Коррек- тировка | ||||||||||
предметные умения | универсальные учебные действия | |||||||||||||||
I четверть 40 ч. | ||||||||||||||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем 21 час | ||||||||||||||||
1 | УПМ | Повторение изученного 8 ч Знакомство с учебником. Устное воспоминание о лете. | Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения. Исправляют предложения мальчика-иностранца, вносят уточнения в текст, объясняют изменения. Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления. Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану. Выполняют основные требования к речи и речевому поведению. Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин, ставят вопросы к словам, распознают слова, называющие предметы по освоенным признакам, ведут рассуждения, делают умозаключения. Анализируют качество устной речи: ясность, внятность. Систематизируют информацию о звуках, анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их. Обобщают знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находят и исправляют ошибки, воспроизводят правило написания ударных слогов «жи-ши, ча-ща, чу-щу», применяют его. | Знать: -как построен учебник, -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. – понятие «предмет», «признак», «действие». – согласные и гласные звуки. -о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. -правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу. -что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. -сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст). -правила написания ь между двумя согласными. -способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е. – правила написания разделительных ъ и ь. -отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ. – признаки изученных частей речи; Уметь: – пользоваться учебником, находить информацию; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы; – делить слова на группы по разным признакам; – отличать текст от набора предложений; – слышать звучащее слово; – выполнять фонетический разбор слова – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выделять в речи мягкие и твердые согласные – видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; – соблюдать орфоэпические нормы – правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь; – работать со словарем (алфавит). – писать слова с разделительным ь и ъ – писать слова с йотированными гласными. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; Познавательные: 1. Общеучебные: – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; 2. Логические: – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; Коммуникативные: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | 02.09. | ||||||||||
2 | УПМ | Повторение о речи. | 03. 09. | |||||||||||||
3 | УПМ | Знакомство с понятием «предмет». | 05.09. | |||||||||||||
4 | УПМ | Повторение изученного о группах слов | 07.09. | |||||||||||||
5 | УПМ | Звуко-буквенный разбор слов. | 08.09 | |||||||||||||
6 | УПМ | Повторение способов обозначения твердости-мягкости согласных. | 09.09. | |||||||||||||
7 | УПМ | Правописание ударных сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу. | 10.09. | |||||||||||||
8 | УПМ | Совершенствование различных умений (тренировочный тест) | 12.09. | |||||||||||||
9 | УНМ | Правописание ь между двумя согласными 5 ч. Знакомство со случаями написания ь и его отсутствия в сочетаниях чк, чн, чт, щн | 14.09 | |||||||||||||
10 | УПМ | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место | 15.09. | |||||||||||||
11 | Контроль | Стартовая контрольная работа | 16.09. | |||||||||||||
12 | УПМ | Анализ работ. Сочетания, в которых никогда не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт) | 17.09. | |||||||||||||
13 | УПМ | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | 19.09. | |||||||||||||
14 | УПМ | Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») 5 ч. Повторение известных способов обозначения звука | 21.09. | |||||||||||||
15 | КУ | Знакомство с назначением разделительных знаков | 22.09. | |||||||||||||
16 | УПМ | Формирование умения написания слов с разделительным ь. | 23.09. | |||||||||||||
17 | УПМ | Закрепление изученного о разделительных ъ и ь. Тренировка в выборе знака. | 24.09. | |||||||||||||
18 | УПМ | Использование при письме разделительных знаков. | 26.09. | |||||||||||||
19 | УПМ | Подведём первые итоги 3 ч. Обобщение по теме: «Опасные места» | 28.09. | |||||||||||||
20 | Контроль | Диктант по теме: «Повторение пройденного в 1 классе» | 29.09. | |||||||||||||
21 | УПМ | Анализ работ. разбор ошибок | 30.09. | |||||||||||||
Орфография «Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» 24 часа | ||||||||||||||||
22 | УНМ | Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками» 24 часа Знакомство с понятием «орфограмма» | Анализируют слова, сравнивают звуки и буквы, позиции звуков, устанавливают случаи письма, где возможна ошибка, делают вывод о необходимости выбора букв, моделируют его. Читают учебник, слушают учителя, проверяют и уточняют выводы, выявляют новую информацию, термины. Дополняют известные правила новыми сведениями, наблюдают за выбором букв на месте орфограмм, обсуждают возможность появления ошибки, аргументируют умозаключение. Обобщают и систематизируют сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различают парные и непарные, делают выводы о наличии или отсутствии орфограмм. Классифицируют слова в зависимости от характера последнего звука, выбирают слова с указанными видами орфограмм. Сравнивают ранее полученные знания с новыми, уточняют и дополняют сведения, находят слова с разными орфограммами, оперируют признаками, отличают орфограммы от «неорфограмм», определяют количество главных орфограмм, рассказывают о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделируют их, обосновывают, используют новые термины. Осмысливают обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформляют их словесно. Понимают, читают и воспроизводят модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм. Разграничивают орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждают решения в парах. Осваивают способ письма с «окошками», выполняют определённый порядок действий. Знакомятся с орфографическим словарём, осваивают способ поиска слова в словаре, действуют по алгоритму. Читают инструкцию, представленную алгоритмической схемой, на её основе выводят способ действия при письме, выполняют действия памятки, решают задачи письма известными способами. Анализируют написание слов, выявляют закономерности, делают умозаключения о правилах письма. Выводят способ действия при решении некоторых орфографических задач, начинают использовать полученные знания, обобщают и систематизируют их. | Знать: – понятие «орфограмма»; -орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных. – что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами; – об одинаковом написании корней в родственных словах. – особенности письма с «окошками»; – правила работы с орфографическим словарем; – изученные орфограммы. -приемы и правила письма с «окошками». -способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он». -памятку письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы -орфограммы в безударных слогах [жы], [шы]. -правила работы над ошибками. – признаки деловой речи; – написание словарных слов Уметь: – видеть «опасные места» в словах; – подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи. – сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; – находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове. – определять орфограммы в слове; – различать произношение и написание слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами. – работать с орфографическим словарем – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы – использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов; – решать орфографические задачи освоенными способами – выполнять письмо с «окошками»; – выделять буквенные орфограммы в слове; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте. – применять правила работы над ошибками; – создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; – составлять текст по опорным словам. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка | 01.10. | ||||||||||
23 | КУ | Орфограммы безударных и ударных гласных | 03.10. | |||||||||||||
24 | КУ | Орфограммы парных по глухости–звонкости согласных | 05.10. | |||||||||||||
25 | КУ | Непарные по глухости–звонкости согласные – не орфограммы | 06.10. | |||||||||||||
26 | КУ | Парные по глухости–звонкости согласные перед непарными звонкими и [в, в'] – не орфограммы | 07.10. | |||||||||||||
27 | КУ | Тренировка орфографической зоркости | 08.10. | |||||||||||||
28 | КУ | Введение письма с «окошками». Орфографические задачи. | 10.10 | |||||||||||||
29 | КУ | Обучение работе с орфографическим словарем. | 12.10. | |||||||||||||
30 | УЗМ | Письмо с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм по памятке. | 13.10. | |||||||||||||
31 | УЗМ | Упражнение в письме с «окошками» на месте всех орфограмм. | 14.10. | |||||||||||||
32 | КУ | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов: - она, оно, | 15.10 | |||||||||||||
33 | УЗМ | Закрепление письма с «окошками» и последующего решения орфографических задач освоенными способами | 17.10. | |||||||||||||
34 | КУ | Письмо с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы по памятке. | 19.10. | |||||||||||||
35 | УЗМ | Закрепление способа письма с «окошками». | 20.10 | |||||||||||||
36 | УЗМ | Упражнение в письме «с окошками». | 21.10. | |||||||||||||
37 | КУ | Две орфограммы в безударных слогах [жы – шы]. | 22.10. | |||||||||||||
38 | КУ | Упражнение в решении орфографических задач. | 24.10. | |||||||||||||
39 | УЗМ | Упражнение в решении орфографических задач. | 02.11. | |||||||||||||
40 | УЗМ | Закрепление пройденного по теме: «Орфограммы. Главные опасности письма» | 03.11. | |||||||||||||
41 | УРР | Деловая речь: написание кулинарных рецептов. | 05.11. | |||||||||||||
42 | УРР | Картинная речь: сочинение загадок | 07.11. | |||||||||||||
43 | Контроль | Диктант по теме: «Орфограммы. Главные опасности письма» | 09.11. | |||||||||||||
44 | КУ | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 10.11. | |||||||||||||
45 | УРР | Картинная речь: сочинение загадок | 11.11. | |||||||||||||
Синтаксис: предложение 13 часов | ||||||||||||||||
46 | УНМ | Предложение («Выражаем мысли и чувства») 13 ч. Предложение: его назначение и признаки Предложение: его назначение и признаки | Осознают назначение предложений, наблюдают за выделением предложений в устной речи, сравнивают его со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимают информацию на слух, выделяют новые сведения. Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Осмысливают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную. Читают информацию учебника, выделяют новую. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения. Отличают предложения от набора слов, аргументируют решение, опираясь на признаки предложения. Используют знания о требованиях к предложению, конструируют предложения из слов Сотрудничают с одноклассниками, работая в парах и коллективно. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, пользуются терминами, выявляют недостающий вид предложения составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания. | Знать: – понятие «предложение», его признаки; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. – правила построения предложений; – правила деления речи на предложения; – правила составления и оформления предложений на письме. -правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них. -правила построения ответов на вопрос «почему?» Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение; – отличать предложение от набора слов. – составлять предложения; – выполнять синтаксический разбор предложения. – составлять предложения и записывать их; – выделять предложения из потока речи; – работать с деформированным предложением. – определять вид предложения по цели высказывания; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). – строить вопросительные предложения; – давать точный ответ на вопросительные предложения; – отвечать на вопрос «почему?». – составлять побудительные предложения – составлять несложные монологические тексты по заданной теме; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – выполнять письмо с «окошками». | Личностные: - представление о русском языке как языке его страны; - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – анализировать и кратко характеризовать предложение, – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения . | 12.11. | ||||||||||
47 | УНМ | Обучение построению предложений. | 14.11. | |||||||||||||
48 | КУ | Деление речи на предложения. Составление и письменное оформление предложений.. | 16.11. | |||||||||||||
49 | КУ | Упражнение в выделении предложений из потока речи. Составление и запись предложений. | 17.11. | |||||||||||||
50 | КУ | Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. | 18.11. | |||||||||||||
51 | КУ | Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. | 19.11. | |||||||||||||
52 | УЗМ | Закрепление изученного о видах предложений | 21.11. | |||||||||||||
53 | КУ | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них. | 23.11. | |||||||||||||
54 | КУ | Построение ответов на вопрос «почему?» | 24.11. | |||||||||||||
55 | КУ | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. Составление пожеланий | 25.11. | |||||||||||||
56 | УЗМ | Закрепление изученного материала. Словарный диктант. | 26.11. | |||||||||||||
57 | Контроль | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | 28.11. | |||||||||||||
58 | УПМ | Анализ работ. | 30.11. | |||||||||||||
Текст 6 часов | ||||||||||||||||
59 60 61 | УНМ | Текст («Хочу сказать больше») 6 ч. Знакомство с понятием «текст». Тема и основная мысль текста Требования к хорошему тексту. | Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продолжение, соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения. Критически оценивают их соответствие, выбирают нужное; анализируют и выявляют условие связности предложений. Воспринимают на слух или при чтении новую информацию, выделяют термин и признаки понятия. На основе признаков текста различают предложение и текст, текст и набор предложений. Анализируют устройство игрушки «пирамидки», сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивают термины «тема» и «главная мысль», наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой. Анализируют тексты, выявляют недостатки, выводят требования к хорошему тексту. Наблюдают за развитием мысли в тексте, восстанавливают нарушенную последовательность предложений, выявляют роль первого и последнего предложений, конструируют тексты, озаглавливают их, составляют свои, Проверяют написанное с точки зрения орфографии, Обобщают полученные знания о предложении и тексте | Знать: – понятие«текст»; – признаки текста; – отличие письменной речи от устной; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -основные единицы текста: тема и основная мысль. -требования к хорошему тексту. памятки по составлению текста. Уметь: – отличать письменную речь от устной; – отличать предложения от текста; – анализировать и кратко характеризовать предложение, текст – определять основную мысль текста; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – составлять текст по плану и опорным словам; – пользоваться памятками; – работать с деформированным текстом; – называть признаки текста; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания. – редактировать текст; – создавать несложные тексты в форме повествования и описания. – составлять рассказы на основе прочитанного; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Личностные: - выраженного познавательного интереса к русскому языку; - сознательного отношения к качеству своей речи. Регулятивные: – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, Коммуникативные: – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. | 01.12. 02.12 03.12 | ||||||||||
62 | УНМ | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». | 05.12. | |||||||||||||
63 | КУ | Упражнение в редактировании текста | 07.12. | |||||||||||||
64 | УРР | Восстановление и запись редактированных текстов. | 08.12. | |||||||||||||
65 | УРР | Устный и письменный пересказ текста. | 09.12. | |||||||||||||
66 | УРР | Обучающее изложение. Составление текстов | 10.12. | |||||||||||||
67 | УРР | Составление рассказов на основе прочитанного. | 12.12. | |||||||||||||
68 | УПМ | Обобщение о предложении и тексте. | 14.12. | |||||||||||||
69 70 | Контроль УПМ | Проверочная работа по теме: «Текст. Предложение» Анализ диктанта | 15.12. 16.12. | |||||||||||||
Состав слова 9 часов | ||||||||||||||||
71 | УНМ | Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») 4 ч. Знакомство со значением слова. | Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике. Предполагают значения сочетания «родственные слова». Читают информацию учебника, уточняют своё представление о родственных словах, выявляют опознавательные признаки таких слов, группируют слова по опознавательным признакам, находят «лишние». Знакомятся с определением понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его. Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово. Наблюдают за наличием других частей в словах. Определяют основную мысль текста, представляют рисуемую картину, словами рисуют её, раскрывают выраженную главную мысль, выбирают для этого слова, улучшают и проверяют написанное. Выявляют новые сведения об окончании, рассуждают о необходимости окончаний в языке. Изменяют слова, составляют с ними предложения. Составляют поздравления, пожелания, вспоминают о подготовке к празднику, Обмениваются впечатлениями о каникулах. Планируют содержание текста, Письменно излагают свои мысли. . Объясняют смысл названия «окончание-невидимка». Находят в тексте родственные слова и предполагают их другое название: однокоренные, проверяют предположение по учебнику. Разграничивают и группируют изменения слов и однокоренные слова. Сравнивают изменения слова, выделяют корень и окончание, находят в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознают смысл терминов «единственное число», «множественное число». Определяют число, в котором употреблено слово, изменяют слова по числам, осознают изменение значений, обнаруживают орфограммы, наблюдают за действием «секрета» корней. | Знать: – термины «однокоренные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. -термины «словообразование» и «словоизменение». -изученные орфографические правила. Уметь: - без ошибок списывать несложный печатный текст -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. -подбирать проверочные слова – восстанавливать и записывать деформированный текст; – анализировать и кратко характеризовать предложение; – работать с деформированным предложением и текстом; – писать поздравление к Новому году; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка) – составлять текст по плану и опорным словам Знать: – термины «однокоренные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. -термины «словообразование» и «словоизменение». -изученные орфографические правила. Уметь: - подбирать однокоренные слова; – объяснять значение слова; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). – находить однокоренные слова, выделять в них корень; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); – изменять слова по числам и по «командам» вопросов. – изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова | Личностные: - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы Коммуникативные: – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости. Познавательные: Общеучебные: – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.) Логические: - совершенствование умения сравнивать. -формирование умения классифицировать; - развитие пространственного мышления. Общеучебные: Осознавать необходимость новых сведений для решения учебно-познавательных задач. Черпать из учебника необходимую информацию, осмысливать значение новых терминов, трактовать их, проверять свои предположения по учебнику. Пользоваться различными словарями учебника. Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, решать их. | 17.12. | ||||||||||
72 | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова». | 19.12 | ||||||||||||||
73 | КУ | Правописание корней в родственных словах. | 21.12. | |||||||||||||
74 | КУ | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня | 22.12 | |||||||||||||
75 | УРР | Создание текста по готовому началу. | 23.12 | |||||||||||||
76 | КУ | Общее знакомство с понятием «окончание. | 24.12. | |||||||||||||
77 | КУ | Подготовка новогодних поздравлений, пожеланий. | 26.12 | |||||||||||||
78 | УРР | Изложение и создание текстов | 11.01. | |||||||||||||
79 | УРР | Обучающее сочинение «Зимние каникулы» | 12.01 | |||||||||||||
80 | УПМ | Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» 4 ч. Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова». | 13.01. | |||||||||||||
81 | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Знакомство с синонимами | 14.01. | ||||||||||||||
82 | КУ | Изменение названий предметов по числам. | 16.01. | |||||||||||||
83 | Изменение названий предметов по вопросам. | 18.01. | ||||||||||||||
84 | КУ | Изменение названий признаков и действий. | 19.01. | |||||||||||||
85 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах | 20.01. | ||||||||||||||
Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова" 45 часов | ||||||||||||||||
86 | УНМ | Обучение подбору проверочных слов
Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. | Сравнивают и классифицируют слова; читают информацию учебника, находят ответ на заданный вопрос, используют новые термины, осознают признаки проверяемых и проверочных слов, подводят конкретные слова под эти понятия. Осмысливают графические способы обозначения, с их помощью объясняют написание слов. Распознают проверочные и проверяемые слова, группируют их. Знакомятся с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирают слова по заданным признакам, находят в них корень, наблюдают за выбором букв, доказывают его правильность. Изменяют слова, наблюдают за единообразием букв в корнях, выводят способ действия для определения правильной буквы, соотносят его с моделью, обсуждают информацию, представленную в схематичной форме, переводят модель в словесную форму, применяют способ действия на практике, аргументируют решение, обсуждают выбор решения с одноклассниками, участвуют в групповой и парной работе. Выявляют недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов, «чтения» моделей открывают новые способы действия. Осознают возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов. Объясняют значения слов с помощью однокоренного, осознают это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщают приобретённые знания, применяют их в процессе письма, проверяют написанное, исправляют «чужие» ошибки, обосновывают исправления, осуществляют взаимо- и самоконтроль при письме. Разграничивают группы слов, распространяют известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, используют знания в новых условиях. Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», дополняют её новыми сведениями, осознанно действуют при письме, выполняя последовательность необходимых операций. Соотносят значение слова и его написание, объясняют значения слов, выбирают букву в зависимости от значения. Систематизируют способы подбора проверочных слов, представляют их в таблице, сравнивают полученный вариант с вариантом учебника, формулируют способ действия при выборе буквы на месте орфограмм корня. Различают проверочные и проверяемые слова, соотносят их между собой, находят ошибки в подборе проверочных слов, аргументируют решение. Решают орфографические задачи, не решённые ранее, осознают прирост своих знаний и умений Обобщают сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивают свои достижения. Составляют и записывают предложения, списывают тексты и пишут под диктовку, выполняют при этом все освоенные способы действия Анализируют поздравления, составленные детьми, выражают своё отношение к ним, выбирают особо понравившиеся, объясняют свою оценку. Создают свои поздравления, выбирают для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформляют тексты. Читают тексты, понимают их смысл, в том числе заложенный в подтексте, выбирают более точный заголовок или придумывают свой, наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Пишут изложения, проверяют и редактируют написанное. Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распределяют предложения по двум темам, восстанавливают структуру отрывков, конструируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно. Слушают и оценивают пересказы одноклассников, проверяют и улучшают свой написанный текст. Читают предложения, выделяют в них главные сведения, преобразовывают предложения в телеграммы. Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их. | Знать: – понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; – изученные орфограммы. - способы подбора проверочных слов для названий предметов. -понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова». – опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; – изученные орфограммы в корне. – понятие «орфографическое правило»; – способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне. -правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. – понятие «орфографические задачи»; – правила письма с «окошками»; – правила выполнения работы над ошибками. -правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн]. – понятие «непроверяемые написания»; – правила работы с орфографическим словарем. -правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. – как пишутся словарные слова; – правила работы с орфографическим словарем. – признаки текста и предложения; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; – подбирать проверочные слова. – видеть «опасные места» в словах; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). – использовать способы подбора – объяснять лексическое значение слова как способ проверки; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; – образовывать однокоренные слова – объяснять лексическое значение слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи – отличать проверочные и проверяемые слова; – отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова – видеть «опасное место» в слове; – подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными и парными согласными в корне. – выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок; – составлять текст по плану и опорным словам – выполнять правила работы над ошибками. -выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения; – выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения; – соблюдать орфоэпические нормы; – писать словарные слова; удвоенными согласными в корне слова; – разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; -без ошибок списывать несложный печатный текст; -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление); -писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль; – подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий к конкретному тексту, объяснять свой выбор. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. | 21.01. | ||||||||||
87 | УЗМ | Способы подбора проверочных слов для названий предметов | 23.01. | |||||||||||||
88 | КУ | Обучение подбору проверочных слов для названий действий | 25.01. | |||||||||||||
89 | КУ | Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов | 26.01. | |||||||||||||
90 | КУ | Объяснение значения слова как способа подбора проверки | 27.01. | |||||||||||||
91 | УЗМ | Способы подбора проверочных слов для названий действий | 28.01 | |||||||||||||
92 | КУ | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий | 30.01 | |||||||||||||
93 | КУ | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий | 01.02. | |||||||||||||
94 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий | 02.02. | ||||||||||||||
95 | Контроль | Контрольный тест. Промежуточная диагностическая работа | 03.02. | |||||||||||||
96 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов | 04.02. | ||||||||||||||
97 | Упражнение в подборе проверочных слов для корней слов - названий | 06.02. | ||||||||||||||
98 | Значение слова и его написание | 08.02. | ||||||||||||||
99 | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. | 09.02. | ||||||||||||||
100 | Знакомство с понятием «орфографическое правило»Уточнение способа действия при выборе букв: безударных гласных парных по глухости- звонкости согласных в корне | 10.02. | ||||||||||||||
101 | Упражнение в применении правила написания безударных гласных и парных согласных в корнях слов | 11.02. | ||||||||||||||
102 | Упражнение в применении правила написания безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных в корнях слов | 13.02. | ||||||||||||||
103 | КУ | Решаемые и не решаемые орфографические задачи. Письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок. | 15.02. | |||||||||||||
104 | Контроль | Проверочная работа по теме: «Правописание безударных гласных и парных согласных» | 16.02 | |||||||||||||
105 | УПМ | Анализ проверочной работы | 17.02 | |||||||||||||
106 | УРР | Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко») | 18.02. | |||||||||||||
107 | Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко») | 20.02 | ||||||||||||||
108 | КУ | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн, с'н', ] и способов ее решения | 22.02. | |||||||||||||
109 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн, з'н', ств, нц, рц] и способов ее решения (в том числе по словарю) | 24.02 | ||||||||||||||
110 | УЗМ | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении. | 25.02. | |||||||||||||
111 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении. | 27.02. | ||||||||||||||
112 | УНМ | Работа над непроверяемыми написаниями (4 ч.: 3/1р.) Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь» | 29.02. | |||||||||||||
113 | Правописание удвоенных согласных в корне слова(«Звук один,а буквы две») | 01.03. | ||||||||||||||
114 | УЗМ | Обучение написанию поздравлений с Международным женским днем. | 02.03. | |||||||||||||
115 | Написание поздравлений с Международным женским днем | 03.03. | ||||||||||||||
116 | Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний | 05.03. | ||||||||||||||
117 | Проверочная работа по теме: «Непроверяемые написания» | 07.03. | ||||||||||||||
118 | УЗМ | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова, с парными согласными в корне слова. | 09.03. | |||||||||||||
119 | УЗМ | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | 10.03. | |||||||||||||
120 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными звуками и буквами | 12.03. | ||||||||||||||
121 | Упражнение в написании слов с непроверяемыми буквами | 14.03. | ||||||||||||||
122 | Контроль | Проверочная работа | 15.03. | |||||||||||||
123 | Диктант по теме: «Орфография». | 16.03. | ||||||||||||||
124 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 17.03. | ||||||||||||||
125 126 127 | УРР | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики Продолжение работы над текстовыми умениями | 30.03. 31.03. 02.04. | |||||||||||||
128 | УРР | Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений. Телеграмм. | 04.04. | |||||||||||||
129 | Контроль | Контрольный тест по теме «Орфография» | 05.04 | |||||||||||||
130 | Совершенствование речевых и орфографических умений | 06.04. | ||||||||||||||
Состав слова | ||||||||||||||||
131 | УПМ | Состав слова («Как устроены слова?») 9 ч. Повторение изученного о строении слов. | Обсуждают ранее изученные сведения, работают в паре, отвечают на вопросы учебника, проверяют ответы друг друга, пользуются материалами учебника для уточнения высказанных мыслей или их проверки. Сравнивают рассуждения персонажей, высказывают своё мнение, аргументируют его. Проверяют выполнение заданий школьниками, оценивают их правильность. Находят в тексте слова по различным заданным признакам, списывают, выполняя нужные операции. Наблюдают за изменениями слов, группируют слова по указанным признакам, самостоятельно изменяют слова, выделяют окончания, в том числе «нулевое», осваивают новый термин. Определяют состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивают своё заключение со способом действия, сформулированным в учебнике. Различают изменения слов и однокоренные слова, группируют их. Читают текст, выявляют новые сведения, находят в тексте объяснение значения слова. Выделяют в словах приставки, собирают «коллекцию» приставок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание. Конструируют однокоренные слова с разными приставками, обращаются к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах. Находят слова с приставками, различают приставки и предлоги, Наблюдают за значением суффиксов и их правописанием, собирают «коллекцию» суффиксов русского языка. Определяют слова по описанию значения и конструируют их с помощью суффиксов, находят в словах суффиксы, объясняют их роль. выявляют необходимый порядок действия для определения состава слова и выполняют его применительно к тому же слову; сравнивают свои решения до знакомства с информацией и после него; делают вывод о необходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. | Знать: -понятия «приставка», «суффикс». -значение, употребление и написание приставок. -отличие приставок и предлогов. - значение, употребление суффиксов. -– алгоритм выделения частей слова - способы действий при анализе состава слова. - значение частей слова - правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. - правила написания корней, приставок и суффиксов. - орфограммы написания разделительных ъ и ь. - правила выполнения работы над ошибками - значение, строение и происхождение слов. – признаки изученных частей речи; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -– понятие «значение слова»; – значимые части слова. Уметь: – выделять приставку и суффикс в слове; – называть признаки приставки и суффикса -– разграничивать приставки и предлоги; – правильно писать приставки и предлоги – правильно употреблять в речи суффиксы; - анализировать и кратко характеризовать слово по составу – выполнять разбор слова по составу; – объяснять значение частей слова – правильно писать двойные согласные на границе частей слова – применять правила написания корней, приставок и суффиксов; – выделять части слова; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). - употреблять разделительные ь и ъ. – выполнять правила работы над ошибками – видеть «опасные места» в слове; – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – выделять приставку, суффикс, корень в слове; – выполнять словообразовательный разбор; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст; – различать произношение и написание слов; – указывать лексическое значение слова; – работать с толковым словарем; – подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Личностные: - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: 1. Общеучебные: – находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам. 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; – осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; – вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | 07.04. | ||||||||||
132 | Корень и окончание как части слов. | 09.04. | ||||||||||||||
133 | КУ | Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс». | 11.04. | |||||||||||||
134 | Значение, употребление и написание приставок. | 12.04. | ||||||||||||||
135 | Разграничение приставок и предлогов. | 13.04. | ||||||||||||||
136 | Значение, употребление и написание суффиксов | 14.04. | ||||||||||||||
137 | УЗМ | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов. | 16.04. | |||||||||||||
138 | Знакомство со способом действия при анализе состава слова. | 18.04. | ||||||||||||||
139 | КУ | Упражнение в разборе слов по составу. | 19.04. | |||||||||||||
140 | Наблюдения за значениями частей слов. | 20.04. | ||||||||||||||
141 142 | Расширение знаний о написании удвоенных согласных. Повторение изученного о правописании корней ,приставок и суффиксов. | 21.04. 23.04. | ||||||||||||||
143 | Контроль | Проверочная работа по теме: «Разбор слов по составу» | 25.04. | |||||||||||||
144 | УНМ | Обучение выбору разделительного ь и ъ знака Упражнение в написании слов с разделительным ь и ъ знаком | 26.04. | |||||||||||||
145 | Обучение выбору разделительного ь и ъ знака | 27.04 | ||||||||||||||
146 | Упражнение в написании слов с разделительным ь и ъ знаком | 28.04. | ||||||||||||||
147 | УЗМ | Обобщение о непроверяемых гласных в корнях слов, о способах проверки гласных и согласных букв в корнях слов. | 30.04 | |||||||||||||
148 | Проверочная работа по теме: «Непроверяемые гласные в корнях слов» | 02.05. | ||||||||||||||
149 | Обобщение о способах проверки гласных и согласных букв в корнях слов. | 03.05. | ||||||||||||||
150 | Упражнение в развитии орфографической зоркости | 04.05 | ||||||||||||||
151 | КУ | Повторение об особенности содержания и структуры жанра записки. | 05.05. | |||||||||||||
152 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | 07.05. | ||||||||||||||
153 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно» | 10.05. | ||||||||||||||
154 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно» | 11.05 | ||||||||||||||
155 | Стилевой выбор слов. Написание словесных картин. | 12.05. | ||||||||||||||
156 | Стилевой выбор слов. Написание словесных картин. | 14.05 | ||||||||||||||
157 | Значение, строение и происхождение слов. | 16.05 | ||||||||||||||
158 | Контроль | Диктант по теме: «Состав слова» | 17.05. | |||||||||||||
159 | Анализ диктан та.Работа над ошибками | 18.05. | ||||||||||||||
Обобщение в конце года - 8 часов | ||||||||||||||||
160 | УПМ | Перелистаем учебник 4 ч. Текст и предложение. | Анализируют строение и объясняют значение слова «оглавление», находят в учебнике эту часть книги, выявляют её назначение. Рассматривают оглавление учебника, выделяют основные главы, вспоминают их содержание. Обращаются к отдельным страницам учебника, обсуждают их содержание, оценивают отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулируют на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, | Знать: -изученные орфограммы и пунктограммы. -– понятие «значение слова»; значимые части слова; -признаки изученных частей речи; -типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания – указывать лексическое значение слова; | Регулятивные: – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; Коммуникативные: – создавать высказывания разных видов – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободнообщения. | 19.05. | ||||||||||
161 | УПМ | Орфограммы безударных и ударных гласных. Орфограммы парных и непроизносимых согласных. | 21.05. | |||||||||||||
162 | Орфограммы парных и непроизносимых согласных. | 23.05 | ||||||||||||||
163 | Контроль | Итоговая контрольная работа | 24.05. | |||||||||||||
164 | УПМ | Состав слова. | 25.05. | |||||||||||||
165 | Непроверяемые написания. | 26.05 | ||||||||||||||
166 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника | 28.05 | ||||||||||||||
167 | Написание поздравлений к окончанию учебного года | 30.05 | ||||||||||||||
168 | Викторины, игры в слова и со словами | |||||||||||||||
169 | Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | |||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 4 класс
Рабочая программа составлена по учебному курсу "Русский язык" 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 4 класс КТП + УУД
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, цели, задачи, содержания курса, КТП + УУД...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 2 класс
Программа разработа в соответствии с требованяими ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку, УМК "Гармония", 3 класс
Разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 3 класс
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Гармония". 2 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, планируемые предметные результаты, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, доманим заданием к ...