рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для __2_ класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
- Приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», №1054/15 от 19 августа 2015 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год с учётом регионального компонента;
- Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе « Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. - М.: «Просвещение», 2012.
Учебники включены в федеральный перечень на 2016-2017 учебный год.
Уровень программы: базовый
Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов. Программа составлена из расчета 4 часа в неделю ,136 часов в год (34 учебные недели).
Учебный план составлен на основании Приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан, №1054/15 от 19.08.2015 г.
Цели:
- Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке формирование на этой основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
- Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенции учащихся
как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Общая характеристика программы
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение русского языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принцип личностной направленности обучения и творческой активности учащихся;
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Тематический план
Раздел | Количество часов | Виды деятельности | Количество часов на развитие речи | Количество контрольных работ | ||
диктант | изложение | сочинение | ||||
Мир общения. Развитие речи. | 14 ч | Работа с информационными источниками; - работа со знаково-символическими моделями (условные обозначения); - участие в дидактических играх: "Доскажи словечко", "Кто больше", «Шифровальщик», «Собери предложения», «Помоги Ктототаму», «Опиши предмет», «Доскажи!», -составление письма Ктототаму; - работа со словами на тему «Школа» | ||||
Собеседники | 3 ч | |||||
Слово, предложение и текст в речевом общении | 8 ч | 1(обуч.) | ||||
Главный помощник в общении — родной язык | 2 ч | |||||
Фонетика, орфоэпия и графика | 51 ч | |||||
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами | 8 ч | |||||
Звук й и буква й | 2 ч | Разрешение проблемной ситуации, -анализ сообщения Самоварова и совета Совенка; -участие в дидактических играх: «Помоги Ане и Ване», «Помоги Ктототаму», «Найди ошибку», «Кто догадается», «Образуй словечко»; - «Узелки на память» и «правила в стихах» Вани; - работа с текстом «Лесная оттепель», определение жанра;. - работа со словами с непроверяемым написанием; - работа с текстом по заданиям учебника; - работа с карточками. | ||||
Звук э и буква э | 1 ч | |||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 5 ч | 1 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк, чн, щн | 6 ч | |||||
Слог. Перенос слов | 3 ч | |||||
Ударение. Ударный слог | 3 ч | |||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме | 3 ч | |||||
Правописание слов с непроверяемыми написаниями | 2 ч | |||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме | 6 ч | |||||
Слова с удвоенными согласными | 5 ч | 1 | ||||
Непроизносимые согласные | 3 ч | |||||
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) | 4 ч | |||||
Контрольная работа. Работа над ошибками. | ||||||
Лексика | 16 ч | - речевое развитие: - анализ диалогов Ани и Вани, анализ сообщений Самоварова и Совенка; - участие в дидактических играх: «Кто больше?», «Объясни слово», «Почему так называют предмет», «Дай имя», «Говорящее имя»; - работа с толковым словарем; - составление толкового словаря; - работа со скороговоркой; разгадывание ребусов; анализ стихотворений А.С.Пушкина, А.Толстого, И.Токмаковой; | ||||
Что рассказало слово | 4 ч | |||||
Имена собственные и нарицательные | 4 ч | |||||
Слова с несколькими значениями | 2 ч | |||||
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению(омонимы) | 1ч | |||||
Слова, близкие по значению (синонимы) | 2 ч | |||||
Слова, противоположные по значению (антонимы) | 1 ч | |||||
Устойчивые сочетания слов | 1ч | |||||
Тематические группы слов | 1 ч | |||||
Контрольная работа. Работа над ошибками. | ||||||
Состав слова | 16 ч | - игра «Кто больше?»; - игра «Кто больше?»; - разбор слов по составу. - участие в дидактических играх: «Кто быстрее?», «Выбери свое слово», «Кто больше составит слов», «Строгие судьи», «Волшебные превращения». Самостоятельная работа. Тестирование. | ||||
Как собрать и разобрать слово | 3ч | |||||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 5 ч | |||||
Приставка | 3 ч | |||||
Суффикс | 4 ч | 1 | ||||
Окончание | 1ч | |||||
Контрольная работа. Работа над ошибками. | ||||||
Морфология. Части речи | 21 ч | Составление текста-рассуждения на основе прочитанного произведения; - отгадывание загадок; -анализ пословиц; - работа в паре; - выполнение заданий из «Творческой переменки» и «Словесное творчество»; - работа с карточкам | ||||
Что такое части речи | 2 ч | |||||
Имя существительное | 6 ч | |||||
Глагол | 6 ч | 1 | ||||
Имя прилагательное | 4 ч | |||||
Предлог | 3 ч | |||||
Контрольная работа. Работа над ошибками. | ||||||
Синтаксис | 11 ч | Анализ сообщения Самоварова; -анализ диалога Ани и Вани; - поиск ответа на вопрос Мудрика; -участие в дидактических играх: «Собери пословицу», «Светофор», «Кто больше», «Строгий контролёр», - работа в паре; -работа с правилом «Узелки на память»; - составление рассказов по рисункам; - самостоятельное составление записки, письма, приглашения. - творческая работа «Словесное творчество»; - работа с карточками. Самостоятельная работа. Тестирование. Работа в группе, в паре. | 1 | 1(обуч.) | ||
Повторение изученного за год. | 7 ч | |||||
Всего: | 136 ч | 5 ч | 2 ч |
Гимназический компонент:
Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».
Собеседники. - Факты из истории письменной речи.
Слово, предложение и текст. - Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Типы предложений. - Языковые единицы.
Гласные и согласные звуки. - Классификация звуков. Роль гласных и согласных звуков в речи. Орфограммы.
Твердые и мягкие согласные звуки. - Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.
Безударные гласные. - Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов.
Что рассказало слово. - Этимология слова (происхождение его значения).
Части речи. - Морфологический разбор слова. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе
Ценностные ориентиры.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Планируемые результаты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету русский язык должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
УМК | Для учителя | Для учащихся | Интернет-ресурсы |
Программа: 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Начальная школа, Москва “Просвещение”, 2011г. 2. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение», 2011 г. Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г.
| 1.Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,Русский язык. 2класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. 2.Л.Ф.Климанова;. Т.В.Бабушкина, Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2012г. 3. В.А.Синякова Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс. Москва. «ВАКО»,2012г. 4. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по русскому языку. 2 класс. «Экзамен». Москва.2007 г. | Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. |
|
Материально-техническое обеспечение:
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Колонки.
- Ноутбук учителя.
- Принтер.
- Столы ученические - 15 шт.
- Стулья ученические - 30 шт.
- Стол учительский
- Стул учительский
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт. | |||
Мир общения. Развитие речи | 14 | |||
Собеседники | 4 | |||
1 | Представление о ситуации, общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Выражение собственного мнения. | 1 | ||
2 | Язык - самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. | 1 | ||
3 | Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. | 1 | ||
4. | Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи. | 1 | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении | 8 | |||
5 | Различия функции слова и предложения. | 1 | ||
6 | Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. | 1 | ||
7 | Текст. Признаки текста. Основные свойства текста. | 1 | ||
8 | Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). | 1 | ||
9 | Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Смысловое единство предложений в тексте. | 1 | ||
10 | Входящая контрольная работа (диктант). Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение и их особенности. | 1 | ||
11 | План текста. Составление планов к данным текстам. Обучающее изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи» | 1 | ||
12 | Работа над ошибками. Создание собственных текстов по предложенным планам. | 1 | ||
Главный помощник в общении - родной язык | 2 | |||
13 | Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. | 1 | ||
14 | Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений. | 1 | ||
Фонетика, орфоэпия и графика – 54 ч | ||||
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами | 8 | |||
15 | Классификация и различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. | 1 | ||
16 | Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. | 1 | ||
17 | Алфавит. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. | 1 | ||
18 | Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | 1 | ||
19 | Роль гласных и согласных звуков в речи. | 1 | ||
20 | Передача звуков речи на письме. | 1 | ||
21 | Возможные расхождения произношения и написания. | 1 | ||
22 | Понятие орфограммы. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. | 1 | ||
Звук й и буква й | 2 | |||
23 | Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). | 1 | ||
24 | Перенос слов с буквой й в середине слова | 1 | ||
Звук э и буква э. | 1 | |||
25 | Слова с буквой э в начале и в середине слова. | 1 | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 5 | |||
26 | Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. | 1 | ||
27 | Первый способ обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака. | 1 | ||
28 | Второй способ обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. | 1 | ||
29 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». «В парке». (стр.50, КИМ, 2012) | 1 | ||
30 | Работа над ошибками. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я | 1 | ||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк, чн, щн. | 6 | |||
31 | Сохранение традиции и написании данных буквосочетаний. | 1 | ||
32 | Буквосочетания жи-ши. Применение правил правописания: сочетания жи – ши в положении под ударением. | 1 | ||
33 | Буквосочетания ча-ща. Применение правил правописания: сочетания ча – ща в положении под ударением. | 1 | ||
34 | Буквосочетания чу-щу. Применение правил правописания: сочетания чу – щу в положении под ударением. | 1 | ||
35 | Буквосочетания чк, чн, щн. Применение правил правописания:сочетания чк – чн, чт, щн. | 1 | ||
36 | Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями. | 1 | ||
Слог. Перенос слов. | 3 | |||
37 | Гласные звуки как слогообразующие. Деление слов на слоги. | 1 | ||
38 | Определение количества слогов в слове. | 1 | ||
39 | Правила переноса слов. Перенос слов. | 1 | ||
Ударение. Ударный слог | 3 | |||
40 | Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. | 1 | ||
41 | Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). | 1 | ||
42 | Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 | ||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме | 3 | |||
43 | Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. | 1 | ||
44 | Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | ||
45 | Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове. | 1 | ||
Правописание слов с непроверяемыми написаниями | 2 | |||
46 | Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. | 1 | ||
47 | Развитие навыков работы с орфографическим словарём. Использование орфографического словаря. | 1 | ||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме | 6 | |||
48 | Парные по звонкости-глухости согласные звуки. | 1 | ||
49 | Изложение «Лев» | 1 | ||
50 | Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. | 1 | ||
51 | Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | ||
52 | Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова | 1 | ||
53 | Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём подбора родственных слов | 1 | ||
Слова с удвоенными согласными | 5 | |||
54 | Удвоенные согласные как орфограмма. | 1 | ||
55 | Работа с орфографическим словарём. | 1 | ||
56 | Перенос слов с удвоенными согласными | 1 | ||
57 | Административный контрольный диктант «Наше село» (стр.49, КИМ, 2012) | 1 | ||
58 | Работа над ошибками. Фонетический разбор слова. | 1 | ||
Непроизносимые согласные | (3 ч) | |||
59 | Непроизносимые согласные. Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | ||
60 | Слова, не содержащие непроизносимых согласных. | 1 | ||
61 | Способы проверки непроизносимых согласных. | 1 | ||
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) | 4 ч | |||
62 | Две функции мягкого знака. | 1 | ||
63 | Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | ||
64 | Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака ъ. | 1 | ||
65 | Слова с разделительным мягким знаком. | 1 | ||
Лексика (16 часов) | ||||
Что рассказало слово | 4 ч | |||
66 | Слово как двусторонняя единица языка. | |||
67 | Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). | |||
68 | Обобщающее значение слова. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. | |||
69 | Этимология слова (происхождение его значения). Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | |||
Имена собственные и нарицательные | 4 ч | |||
70 | Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные) | |||
71 | Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) | |||
72 | Различие в их функциях: называть целый ряд единичных предметов (имена собственные) | |||
73 | Имена собственные и нарицательные. Прописная буква в именах собственных. | |||
Слова с несколькими значениями. | 2 ч | |||
74 | Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. | 1 | ||
75 | Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим) | 1 | ||
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | 1ч | |||
76 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | 1 | ||
Слова, близкие по значению (синонимы). | 2 ч | |||
77 | Синонимы, их роль в речи. | 1 | ||
78 | Синонимы в собственных высказываниях. Наблюдение за использованием в речи синонимов. | 1 | ||
Слова, противоположные по значению (антонимы). | 1 ч | |||
79 | Роль антонимов в речи. Наблюдение за использованием в речи антонимов. | 1 | ||
Устойчивые сочетания слов | 1ч | |||
80 | Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. | 1 | ||
Тематические группы слов. | 1 ч | |||
81 | Распределение слов по тематическим группам. | 1 | ||
Состав слова | 16 ч. | |||
Как собрать и разобрать слово | 3ч | |||
82 | Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. | 1 | ||
83 | Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Представление о значении суффиксов и приставок. | 1 | ||
84 | Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. | 1 | ||
Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 5 ч | |||
85 | Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. | 1 | ||
86 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | ||
87 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. | 1 | ||
88 | Единообразное написание корня в родственных словах. | 1 | ||
89 | Правописание безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов). | 1 | ||
Приставка | 3 ч | |||
90 | Приставка, её роль в слове. | 1 | ||
91 | Значение, которое приставка придаёт слову. | 1 | ||
92 | Правописание разделительного твёрдого знака. | 1 | ||
Суффикс | 4 ч | |||
93 | Роль суффикса в слове. | 1 | ||
94 | Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.) | 1 | ||
95 | Контрольный диктант за 3 четверть. «Март». (стр.53, КИМ, 2012) | 1 | ||
96 | Работа над ошибками. Различение изменяемых и неизменяемых слов. | 1 | ||
Окончание | 1ч | |||
97 | Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. | 1 | ||
Морфология | 21 | |||
Что такое части речи | 2 ч | |||
98 | Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). | 1 | ||
99 | Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов. | 1 | ||
Имя существительное | 6 ч | |||
100 | Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | ||
101 | Имена существительные собственные и нарицательные. Умение опознавать имена собственные. | 1 | ||
102 | Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. | 1 | ||
103 | Основные семантические группы собственных имён существительных. Прописная буква в именах собственных. | 1 | ||
104 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
105 | Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов-грамм). | 1 | ||
Глагол | 6 ч | |||
106 | Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. | 1 | ||
107 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) не указывая. | 1 | ||
108 | Наблюдение за изменением глаголов по временам. | 1 | ||
109 | Роль глаголов в речи. | 1 | ||
110 | Контрольный диктант за 4 четверть. «Весеннее утро» (стр.67, КИМ, 2012). | 1 | ||
111 | Работа над ошибками. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. | 1 | ||
Имя прилагательное | 4 ч | |||
112 | Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. | 1 | ||
113 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||
114 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | ||
115 | Обобщение знаний об основных частях речи. | 1 | ||
Предлог | 3 ч | |||
116 | Предлог, его роль в речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. | 1 | ||
117 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | ||
118 | Отличие предлогов от приставок. Различие написания приставок и предлогов | 1 | ||
Синтаксис | 11 | |||
119 | Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Прописная буква в начале предложения. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). | 1 | ||
120 | Связь слов в предложении. | 1 | ||
121 | Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | 1 | ||
122 | Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | 1 | ||
123 | Итоговый контрольный диктант. «Гроза» (стр.77, КИМ, 2012) | 1 | ||
124 | Работа над ошибками. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. | 1 | ||
125 | Текст, определение текста, типы текстов | 1 | ||
126 | Записка как вид текста, её особенности. | 1 | ||
127 | Типы текстов. | 1 | ||
128 | Письмо как вид текста, требования к его написанию. | 1 | ||
129 | Приглашение как вид текста, его особенности. | 1 | ||
Повторение изученного за год. | 7 ч | |||
130 | Звуки и буквы. Шипящие согласные. Повторение изученного за год. | 1 | ||
131 | Слог. Ударение. Перенос слов. Повторение изученного за год. | 1 | ||
132 | Безударные гласные звуки. Непроизносимые согласные. Повторение изученного за год. | 1 | ||
133 | Слова с удвоенными согласными. Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ). Повторение изученного за год. | 1 | ||
134 | Слово и его значение. Состав слова. Повторение изученного за год. | 1 | ||
135 | Части речи. Предложение. Повторение изученного за год. | 1 | ||
136 | Итоговый урок. | 1 |
Приложение к рабочей программе.
Положение о системе оценивания в начальной школе в условиях перехода на ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Методическим письмом Министерства образования РФ №156/14-15 от 19.11.98г. «Контроль и оценка в начальной школе», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ № 373 Минюста России от 06.10.09г.). Методические рекомендации по выставлению оценок в начальной школе были разработаны и утверждены на заседании ШМО начальных классов МБОУ "Гимназия №2" имени Баки Урманче г. Нижнекамска Республики Татарстан и регламентируют деятельность учителей начальной школы по оцениванию знаний учащихся в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.
1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.
1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям.
1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.
1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения проводятся административные контрольные работы по предметам: входные, за 1 полугодие, комплексная итоговая работа и итоговые работы по предметам.
1.7. Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.
2. Основные виды контроля и оценивания.
2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.
2.2. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах обследования общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, позволяют определить «зону ближайшего развития и предметных знаний», организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
2.3. Текущее оценивание включает экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы (анализ письменных ответов и работ учащихся).
2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений
Анализ достижений учащихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
2.5. Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация | - устный опрос; - контрольная работа; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - графическая работа; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - посещение уроков по программам наблюдения; - диагностическая работа |
Итоговая аттестация | - контрольная работа; - диктант; - изложение; - проверка осознанного чтения |
2.6. Формами представления образовательных результатов являются:
· табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
· тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
· устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
· Портфель достижений (или иная форма);
· результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
2.7.Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
2.8. Используются следующие формы оценки:
1. Безоценочное обучение – 1 класс.
2. Пятибалльная система.
3. Накопительная система оценки – Портфель достижений.
По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.
В мониторинге оцениваются 4 вида УУД:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Во 2 – 4 классах используются по следующие виды внутришкольной аттестации:
- текущие;
- годовые;
- итоговые.
Критерии оценивания разных видов работ по русскому языку.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант.
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
· повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
· ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
· нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
· неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
· отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
· наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание.
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание.
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
II класс | III класс | IV класс | |
1 | 2 | 3 | 4 |
«5» | Нет ошибок. Один недочет графического характера. | Нет ошибок.
| Нет ошибок.
|
«4» | 1 ошибка или 1-2 исправления | 1 ошибка или 1-2 исправления | 1 ошибка или 1-2 исправления |
«3» | 2 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и более | 4 ошибки и более | 4 ошибки и более |
Словарный диктант.
Классы | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество слов | 6-8 слов | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Критерии оценки | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. |
Тест.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Отметка «2» ставится за работу, в которой имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Оценка за грамотность.
«5» - допускается 1-2 исправлений;
«4» - допускается 1-2 орфографические ошибки, 1 пунктуационная ошибка;
«3» - допускается 3 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
«2» - допускается 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах. После индивидуальной работы с учащимся над данным видом деятельности выставляется отметка на один балл выше.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
¨ неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
¨ речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I– орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
¨ несоответствие изложения, сочинения плану;
¨ неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
¨ пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
¨ нарушение логической последовательности и обоснованности;
¨ употребление в одном ряду понятий разных уровней;
¨ нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
¨ необоснованное повторение одних и тех же слов;
¨ употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
¨ нарушение общепринятой сочетаемости слов;
¨ употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
¨ употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
¨ ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
¨ употребление диалектных или просторечных форм;
¨ пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
¨ образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
¨ нарушение управления;
¨ нарушение согласования;
¨ неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
¨ нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
¨ двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
¨ употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
¨ неумение находить границы предложений.
Примечание:
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения. Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Работа по развитию речи оценивается только двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
Контрольная работа по русскому языку.
«5» - безошибочно выполнены все задания;
«4» - выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - выполнено не менее ½ заданий;
«2» - ученик не справился с большинством заданий.
График контрольных и проверочных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения | |
план | факт | ||
Входящая контрольная работа (диктант). | 17.09 | ||
Обучающее изложение по сказке К.Д.Ушинского «Утренние лучи». | 18.09 | ||
Контрольный диктант за 1 четверть «В парке». | 22.10 | ||
Обучающее изложение «Лев». | 3.12 | ||
Административный контрольный диктант «Наше село». | 17.12 | ||
Контрольный диктант за 3 четверть «Март». | 10.03 | ||
Контрольный диктант за 4 четверть «Весеннее утро». | 15.04 | ||
Итоговый контрольный диктант «Гроза». | 12.05 |
Контрольно-измерительные материалы.
Входящая контрольная работа (диктант).
Это наш парк. Тут клёны и липы. Вот эстрада. Там выступают дети. Элина и Оля спели эстонскую песню. Эдик читал стихи. (21 слово.)
Грамматическое задание:
1. В словах первого предложения подчеркните гласные буквы.
2. Слово эстонскую разделите на слоги, в скобках укажите количество слогов.
Обучающее изложение по сказке К.Д.Ушинского «Утренние лучи».
Выплыло на небо солнышко. Стало рассыпать свои золотые лучи.
Первый луч попал в гнездо жаворонка. Он выпорхнул из гнезда, поднялся в небо и запел веселую песенку.
Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик добывать на завтрак росистой травки.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и разбудил кур. Стали они червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка. Она выползла из улья и полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
(По К. Ушинскому)
Контрольный диктант за 1 четверть «В парке».
Наступила осень. Школьники с учительницей идут гулять в парк. Трава на лужайке ещё зелёная. Стучат пёстрые дятлы. Белка грызёт шишки. Под кустом шуршит ёжик. Мальчики взяли собой в парк собаку Жучку.
Хорошо в парке! (37 слов)
Грамматическое задание:
1. Расставь ударения в словах второго предложения.
2. В словах взяли, собаку, грызёт подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.
Обучающее изложение «Лев».
Лев убежал зимой из цирка. Первый раз в жизни он увидел снег, почувствовал колючий холод. Звуки города оглушили зверя. Он забрёл на тихую улицу. Туда принесли клетку, и измученный царь зверей с удовольствием вбежал в неё.
Административный контрольный диктант «Наше село».
Село Жилёво стоит на реке Оке. Кругом густые леса и широкие луга. На колхозных полях зреет большой урожай.
Красивое наше село. Жители украсили его садами. Хорошо цветут сады весной. А к осени они дарят людям спелые плоды.(39 слов)
Грамматическое задание:
1. Выпиши слова красивое, урожай, большой и раздели их для переноса.
2. Подчеркни три слова с безударными гласными в первом слоге.
Контрольный диктант за 3 четверть «Март».
Прошла длинная зима. Наступил март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи. Федя устроил на ручье мельницу. О н взял колесо и укрепил его над ручьём. Вода бежит и вертит колесо.
А Миша пустил по воде бумажный кораблик. Вода несёт его вперёд. Интересная получилась игра. (45 слов)
Грамматическое задание:
- Подчеркни имена собственные.
- В пятом предложении подчеркни главные члены.
- Запиши имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.
Контрольный диктант за 4 четверть «Весеннее утро».
Взошло весеннее солнце. На листочках сверкает роса. Зацвели ранние цветочки. Окрестности покрыты яркой зеленью. Жаворонок поёт свою чудесную песню. Пастух выгнал стадо и заиграл на рожке. Колхозники уже работают в полях и на огородах. Ребята помогают им. (39 слов)
Грамматическое задание:
- Во втором предложении подчеркни главные члены, укажи, какими частями речи они являются.
- Выпиши три слова с безударным гласным звуком, подбери проверочные слова.
- Раздели для переноса слова тёплый, большое, салазки.
- В последних трёх предложениях подчеркни имена прилагательные.
Итоговый контрольный диктант «Гроза».
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно! (41 слово)
Грамматическое задание:
- В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
- Разделите для переноса слова замолчали, стояла, деревьев.
- Подбери однокоренные слова к слову травка, выдели корень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык (1 кл ОС "Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса, таблицу требований к умениям уч -ся...
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...