I.Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! Думаю, что сегодня мы с вами хорошо поработаем. - Оценивать свою работу мы будем с помощью таких сигналов: (1 слайд) Зеленый цвет- «Отлично. Все понимаю» Желтый- «Хорошо. Но не все понимаю» Красный- «Мне трудно». |
У Обучающихся на столах карандаши 3 цветов - зеленый, желтый и красный. |
|
II. Этап мотивации к деятельности.
а) каллиграфическая минутка
б) составление предложений
в) работа над многозначностью слова.
|
- Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число. Выделите самую красивую букву.
-Послушайте отрывок из песни композитора Е. Крылатова "Три белых коня" (звучит фонограмма песни - 1 куплет) -О каких конях здесь поется? (о зимних месяцах - декабрь, январь, февраль) - Запишем названия этих месяцев в тетрадь. Помним о каллиграфии. Помогите мне, оцените знания своих друзей. Порадуйтесь за своего товарища. -Устно составляются предложения со словами декабрь (например: Декабрь - первый месяц зимы) и февраль (например: Февраль - самый короткий месяц года). - А с январем вьюга "пошутила", размела все слова. Из данных слов составим предложения. Работаем в парах. (на доске слова: первый, комнату, свечи, освещает, в, день, празднично, января, новогодней, язык). (слайд 3) Учащиеся составляют предложение: В первый день января язык новогодней свечи празднично освещает комнату. - Какое значение в этом предложении имеет слово "язык"? (Огонь). - Какие еще значения может иметь слово "язык"? (Во рту, деталь ботинка, у колокола, люди разговаривают на своем языке). (слайд 4)
| Учащиеся выполняют задание.
Ответы детей.
Проверка написанного, сверяются с доской. (слайд 2) Оценивают работу напарника.
Пожатие руки соседу по парте.
Думают. Работают в паре.
| Личностные УУД
Регулятивные УУД (контроль, сличение с образцом)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | -Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? В толковом словаре Ожегова 72 500 слов. -А представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Как навести порядок? Если мы на одну полку положим слова "рюкзак" и "бежать" - это будет правильно? -Почему?
-Что же делать? | Предполагаемые ответы.
-Нет.
-Рюкзак - предмет, бежать - действие предмета -Надо найти что-то общее, что поможет разбить слова на группы. | Учебные УУД
|
IV. Открытие новых знаний. Поиск решения. а) наблюдение за словами в предложении.
Работа по учебнику.
б) Формулирование темы и цели урока.
Физминутка.
в) Наблюдение за частями речи. Работа в парах.
Проблемный вопрос.
| -Эти слова из мешка оказались на ваших партах (звучат, стоит, голоса, погода, холодная). -Понятно ли будет, если в нашей речи мы часть слов уберем? На доске запись: Весело голоса. Звучат детские. -Из чего же состоит наша речь? -Можно ли сказать, что это части нашей речи? С.3 Упр 205. -На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1 предложении? -Какие слова можно вставить вместо точек? Можно ли написать разные слова? Записываю на доске: Что делают? Записываю варианты детей под вопросом: бегут смеются играют поют танцуют -Что обозначают все эти слова? -Что же общего у всех записанных слов?
-Давайте рассмотрим второе предложение. -На какой вопрос отвечает пропущенное слово? Запишите вопрос: какие? -Ваши варианты слов? -Что обозначают эти слова? Таким же образом выполняется работа со следующим предложением.
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- Как называются эти группы слов? - Подпишите над схемой тему урока: Части речи. - Над чем же мы будем работать на уроке?
Мы шагаем, мы шагаем Ноги выше поднимаем. Впереди из-за куста Смотрит рыжая лиса Мы лисичку обхитрим –
На носочках пробежим Не смогла лиса нас съесть Нам пора за парту сесть
упр. 206
Проверка.
- К каким словам не смогли задать вопрос? -Для чего они нам нужны? - Сделайте новый вывод.
- Оцените свою работу.
|
-Нет, не понятно. Смысл потерялся.
-Из слов. -Да.
-Что делают?
-Действие. -Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос «что делают?» и обозначают действие.
-Какие?
-Признак. Дети заканчивают схему: Действие Признак Предмет Что делают? Какие? Кто? - В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. - Части речи.
- Мы будем выяснять, на какие вопросы отвечают слова, и какой частью речи они являются. (ходьба на месте)
(смотрят налево, направо, приставив руку ко лбу) (меняют руку). (грозят указательными пальчиками) (бег на месте на "носочках"). (разводят руки в стороны). (садятся за парту).
Выполняется задание «поэтапно». Запись слов группами в начальной форме: Кто? Что? | Что сделала? Что сделает? | Какая? | Когда? |
|
|
|
|
Ребята прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно. - К предлогам.
- Для связи слов в предложении. - Не ко всем словам можно поставить вопрос.
Цветовой сигнал. |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД (классификация на основе критериев, заданных учителем)
Регулятивные УУД (контроль, коррекция и оценка)
Развиваем умения выделять слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно вопрос задать. |
5. Первичное закрепление.
Игра с мячом. | - Прочитайте определение на стр.5 учебника. -Что же такое части речи? -Как вы понимаете, что деление слов на части речи- это закон русского языка? Учитель кидает мяч ученику и называет слово.
|
-Большие группы слов. - Все слова в русском языке относятся к какой-либо группе и отвечают на свой вопрос. Ученик возвращает мяч учителю, называя вопрос и часть слова. |
Коммуникативные УУД |
6. Подведение итога урока.
| - Какие части речи вы знаете?
- Чем они похожи?
- В чем разница? Вывод. | - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, междометие. - У всех есть вопрос.
- Вопрос у всех свой. - Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает. |
|