конспект урока по русскому языку 4 класс "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Туяна Молоновна Токтохоева

Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распозновать и правильно употреблять в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chasti_rechi_.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Части речи»

Тема: Части речи.

Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Задачи урока:

Учебно-познавательные:

  • Узнать отличительные особенности частей речи.
  • Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму.
  • Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму.
  • Создать условия для развития орфографической зоркости.
  • Обобщить знания о частях речи.
  • Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.
  • Развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

Создать условия для воспитания внимательности, наблюдательности.

Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.

Формируемые УУД

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • умение формулировать свою позицию;
  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • синтез;
  • решение учебных задач по аналогии;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Регулятивные УУД:

  • учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу;
  • анализировать и устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: ОНЗ

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (В.П. Канакина), тетради.

Оборудование:компьютер, презентация PowerPoint«Части речи», карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.(2 мин)

- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь? Где мы можем это узнать? (Словарь Сергея Ивановича Ожегова)

(Дети ищут значение слова. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями)

- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление. И мы с вами будем проводить исследования.

- Какими качествами должны обладать исследователи? (Быть очень внимательным

Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.

- Итак, начнём!

2. Актуализация знаний:

- Прежде чем начать исследование, проверим свои знания. (Фронтальная работа. Дети отвечают на поставленные вопросы).

Вопросы:

1. Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)

2. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

3.Что не является словосочетанием?

4.Как называются слова, которые звучат и пишутся по разному, а по смыслу очень близкие или одинаковые? (Синонимы)

5.Что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу)

6. Что такое омонимы? ( Слова, которые пишутся и произносятся  одинаково, но имеют разные значения)

7. Приведите примеры фразеологизмов.

8.Что такое предложение?

9. Какие бывают предложения по цели высказывания?

10. По интонации?

11.Что такое грамматическая основа? (главные члены, подлежащее и сказуемое)

Рефлексия:

1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?

2) Кому было сложно справиться с вопросами?

2) Чистописание.

-Запишите число, классная работа.

- В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На табличку ты внимательно и

Быстро посмотри.

Какая буква спряталась

Ты скорей найди!

У Ч Е Н И К ММ ПО М М РЕ Ш А Т Ь М М  И Н Т Е Р Е С НЫЙ  ММ  ЖЕЛАТЬ М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ НА ММ  Д Е В О Ч К А  М М

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какие звуки обозначаются данной буквой? Дайте им характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).

- Запишите М м всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.

- Над чем работали? Что развивали? (Каллиграфические навыки)

3)Словарная работа

- А мы снова обращаемся к шифрограмме. В ней спрятались слова. Найдите их. (Ученик, решать, интересный, желать, жёлтый, девочка)  

- Что вы можете сказать об этих словах? (Они словарные)

- Молодцы! Над чем работали? Что развивали? (Память, орфографическую зоркость)

4)Повторение изученного

Составить предложение используя как можно больше словарных слов.

 Ученик решает интересную задачу.

(Запись под диктовку, 1 ученик у доски)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику предложению.

-Выписать словосочетания.

-Над чем работали? Какие умения отрабатывали?

5) Выявление места и причины затруднения и постановка учебной цели (проблема).(2 мин)

Работа в группах

- На какие группы можно разделить слова? (Сущ , прилагательные, глагол)

- А что можно сказать об оставшихся словах ? (Предлоги служат для связи слов в предложении)

-Кто может сформулировать тему урока?

 -Как можно назвать все эти группы?  (Части речи)

-Используя слова «закреплять» сформулируйте задачи нашего урока. (Закреплять умение определять части речи,  приводить примеры частей речи по изученным признакам, находить в тексте)

6) Физминутка

 7).  Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (групповая работа)(10 мин)

У нас работать будут три группы исследователей.

- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

1. Нужно определить, какую часть речи вы будете исследовать. (1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол).

2.  Прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам и составьте кластер по выбранной части речи, который будет нашим помощником в дальнейшей работе.

- Чтобы составить кластер, нам нужно знать алгоритм определения части речи.

- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.

Алгоритм определения части речи

Обозначает…

Отвечает на вопросы…

Составьте правило о своей группе слов.

Приведите 2-3 примера данной части речи:

(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, - Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.

- Приступаем к работе. Исследуйте свою часть речи.

(Дети крепят свои кластеры к доске).

Самопроверка.

- Используя таблицу на стр.53 проверьте работу групп. Есть ли замечания?

 - О какой части речи мы еще не сказали?

-Что же такое местоимение?

ВЫВОД

- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.

-Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?

(Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).

- Как узнать, какой частью речи является слово? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.)

- Ребята, мы сегодня на уроке говорим лишь о четырех частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге. Но есть и другие части речи, которые мы будем изучать скоро на уроках русского языка.

- Обратимся к нашему кластеру. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы – это самостоятельные части речи. В предложении они выполняют роль членов предложения. А предлоги лишь им служат. Предлоги служат для связи слов в предложении. А значит их можно назвать… (служебные)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 мин)

- Итак, ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование.

Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.

Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи:

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.

Карточки

Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова:  День, хорошая, друг, думает, смелый, под.

- Как вы определяли часть речи?

Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
Веселье –  
Шум –
Игра -

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка.

- Сравните результаты с заданным эталоном.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности?

9. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

-Какова была цель урока? (Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)

- Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? (Ответы детей)

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)

- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

На уроке я работал активно - пассивно

Своей работой на уроке доволен – не доволен

За урок я не устал - устал

Моё настроение стало лучше – стало хуже

Материал урока мне был понятен – непонятен

- Довольны ли вы своей работой?

-Что вызвало особый интерес?

12. Домашнее задание

Повторить правила о частях речи на с.53 , выполнить упр. 90

- Благодарю всех исследователей за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»

На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема  урока:   Учимся  писать письма. Письмо ветерану.            Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...