конспект урока по русскому языку 4 класс "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распозновать и правильно употреблять в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Части речи»
Тема: Части речи.
Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Задачи урока:
Учебно-познавательные:
- Узнать отличительные особенности частей речи.
- Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму.
- Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму.
- Создать условия для развития орфографической зоркости.
- Обобщить знания о частях речи.
- Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.
- Развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
Создать условия для воспитания внимательности, наблюдательности.
Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- умение формулировать свою позицию;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- решение учебных задач по аналогии;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Регулятивные УУД:
- учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу;
- анализировать и устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, в группе.
Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: ОНЗ
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (В.П. Канакина), тетради.
Оборудование:компьютер, презентация PowerPoint«Части речи», карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.(2 мин)
- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь? Где мы можем это узнать? (Словарь Сергея Ивановича Ожегова)
(Дети ищут значение слова. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями)
- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление. И мы с вами будем проводить исследования.
- Какими качествами должны обладать исследователи? (Быть очень внимательным
Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.
- Итак, начнём!
2. Актуализация знаний:
- Прежде чем начать исследование, проверим свои знания. (Фронтальная работа. Дети отвечают на поставленные вопросы).
Вопросы:
1. Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)
2. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
3.Что не является словосочетанием?
4.Как называются слова, которые звучат и пишутся по разному, а по смыслу очень близкие или одинаковые? (Синонимы)
5.Что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу)
6. Что такое омонимы? ( Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения)
7. Приведите примеры фразеологизмов.
8.Что такое предложение?
9. Какие бывают предложения по цели высказывания?
10. По интонации?
11.Что такое грамматическая основа? (главные члены, подлежащее и сказуемое)
Рефлексия:
1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
2) Кому было сложно справиться с вопросами?
2) Чистописание.
-Запишите число, классная работа.
- В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На табличку ты внимательно и
Быстро посмотри.
Какая буква спряталась
Ты скорей найди!
У Ч Е Н И К ММ ПО М М РЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С НЫЙ ММ ЖЕЛАТЬ М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ НА ММ Д Е В О Ч К А М М
- Буква М. Эту букву будем прописывать.
- Какие звуки обозначаются данной буквой? Дайте им характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).
- Запишите М м всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.
- Над чем работали? Что развивали? (Каллиграфические навыки)
3)Словарная работа
- А мы снова обращаемся к шифрограмме. В ней спрятались слова. Найдите их. (Ученик, решать, интересный, желать, жёлтый, девочка)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Они словарные)
- Молодцы! Над чем работали? Что развивали? (Память, орфографическую зоркость)
4)Повторение изученного
Составить предложение используя как можно больше словарных слов.
Ученик решает интересную задачу.
(Запись под диктовку, 1 ученик у доски)
-Подчеркните грамматическую основу.
-Дайте характеристику предложению.
-Выписать словосочетания.
-Над чем работали? Какие умения отрабатывали?
5) Выявление места и причины затруднения и постановка учебной цели (проблема).(2 мин)
Работа в группах
- На какие группы можно разделить слова? (Сущ , прилагательные, глагол)
- А что можно сказать об оставшихся словах ? (Предлоги служат для связи слов в предложении)
-Кто может сформулировать тему урока?
-Как можно назвать все эти группы? (Части речи)
-Используя слова «закреплять» сформулируйте задачи нашего урока. (Закреплять умение определять части речи, приводить примеры частей речи по изученным признакам, находить в тексте)
6) Физминутка
7). Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (групповая работа)(10 мин)
У нас работать будут три группы исследователей.
- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:
- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
1. Нужно определить, какую часть речи вы будете исследовать. (1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол).
2. Прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам и составьте кластер по выбранной части речи, который будет нашим помощником в дальнейшей работе.
- Чтобы составить кластер, нам нужно знать алгоритм определения части речи.
- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.
Алгоритм определения части речи
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
Составьте правило о своей группе слов.
Приведите 2-3 примера данной части речи:
(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, - Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.
- Приступаем к работе. Исследуйте свою часть речи.
(Дети крепят свои кластеры к доске).
Самопроверка.
- Используя таблицу на стр.53 проверьте работу групп. Есть ли замечания?
- О какой части речи мы еще не сказали?
-Что же такое местоимение?
ВЫВОД
- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.
-Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?
(Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).
- Как узнать, какой частью речи является слово? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.)
- Ребята, мы сегодня на уроке говорим лишь о четырех частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге. Но есть и другие части речи, которые мы будем изучать скоро на уроках русского языка.
- Обратимся к нашему кластеру. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы – это самостоятельные части речи. В предложении они выполняют роль членов предложения. А предлоги лишь им служат. Предлоги служат для связи слов в предложении. А значит их можно назвать… (служебные)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
- Итак, ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование.
Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.
Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.
Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.
- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи:
Алгоритм определения части речи:
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
Карточки
Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.
- Как вы определяли часть речи?
Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
Веселье –
Шум –
Игра -
- Как вы подбирали однокоренные слова?
Проверка.
- Сравните результаты с заданным эталоном.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
- В чем испытывали трудности?
9. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
-Какова была цель урока? (Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)
- Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? (Ответы детей)
-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.
Лист самооценки
На уроке я работал активно - пассивно
Своей работой на уроке доволен – не доволен
За урок я не устал - устал
Моё настроение стало лучше – стало хуже
Материал урока мне был понятен – непонятен
- Довольны ли вы своей работой?
-Что вызвало особый интерес?
12. Домашнее задание
Повторить правила о частях речи на с.53 , выполнить упр. 90
- Благодарю всех исследователей за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175251-1357818814.jpg)
Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»
На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34350.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.
Тема урока: Учимся писать письма. Письмо ветерану. Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-314521-1382094908.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-321518-1402995276.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...