Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 23.04.2019 Учитель: Морозова О.А.
Школа: №148 Студент: Гайфулина А., 36 группа
Класс: 2 б Методист: Галиуллина Н. К.
Урок: 3
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»
Цели деятельности учителя:
- формирование у обучающихся представлений о предлоге как части речи.
- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое предлог как часть речи;
- знать, как употребляются предлоги в речи;
- уметь находить предлоги в предложении и тексте;
- уметь писать предлоги отдельно от других частей речи.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.
Челябинск, 2019
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Ребята, давайте поздороваемся с вами глазами! Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок. -Меня зовут Алсу Рифатовна. Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие. «Не на небо, не на землю И не в город, не в село. В книгу с вами мы пойдем, и урок сейчас начнем» | Приветствовать учителя | Л: самоопределение, смыслообразование |
II. Актуализация знаний Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Практический: выполнение задания; работа со словарным словом | 5 мин | - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа. - Назовите весенние месяцы. - Назовите второй месяц весны. Что вы знаете об этом слове? - Найдите опасное место, запишите. Поставьте ударение, определите сколько слогов, букв, звуков. - Проверим по словарю, правильно ли мы написали это слово. | Выполнять задание, отвечать на вопросы - Март, апрель, май. - Апрель, оно словарное. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы. - АпрЕль, слово- апрель. Ап-рель -2 слога,6 букв, 5 звуков. | Р: целеполагание, планирование К: сотрудничество с учителем П: структурирование знания, синтезировать |
III. Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Практический: выполнение задания; конструирование предложения; языковой анализ; синтаксический разбор Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Игровой метод: загадка Формулирование темы: подводящий диалог Формулирование целей: формирующий диалог | 5 мин | - Ребята, посмотрите на экран. Кто-то рассыпал слова. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получилось. (Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тёплую) - Составьте и запишите предложение. Что у вас вышло? - Ребята, что такое предложение? - Назовите основу получившегося предложения. Как её ещё можно назвать? - Какие знакомые части речи встретились? - Что такое существительное? Глагол? Прилагательное? - Какое слово вызвало у вас затруднение? - Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока. В речи очень нужен я Все слова мои друзья. Иногда похож на букву, Иногда похож на слог. Вы меня узнали? Ну, конечно, я … - Предположите тему нашего урока? - А, чтобы вы хотели про него узнать? Какие цели поставим на урок? | - Птицы принесли на крыльях тёплую весну. - Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов. - Птицы принесли. Главные члены предложения. - Существительное, глагол, прилагательное. - Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета. - Слово «на». - Предлог. - Тема урока: «Предлог как часть речи» - Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа Работа с учебником Практический: выполнение задания Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания Наглядный: показ презентации Словесный: слово учителя, беседа Работа с учебником Практический: выполнение задания | 13 мин | - Ребята, сейчас внимательно послушайте сказку, а затем ответьте на мои вопросы. Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. - Ребята, что делали предлоги не правильно? А вы в классе ссоритесь? В классе надо жить дружно. - Что самое главное вы услышали в этой сказке? - Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно. - А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109. -Кто прочитает правило? - Что такое предлог? - Для чего служат предлоги? - Перед какими словами пишутся предлоги? - Перед какими словами никогда не пишутся? - Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера. - Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ёлкой? - Как называются слова «на, у, с, под»? С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно? - Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником). | Слушать сказку - Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает. - Предлог - это слово, и оно пишется раздельно. Читать стихотворение - Это часть речи - Служат для связи слов в предложении - Употребляются в речи вместе с именами существительными - Перед глаголами предлогов не бывает - На полянке у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под ёлкой снег лежит. - Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ёлкой, значит что-то находится под ней. - Эти слова называются предлогами. - Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ёлкой. Написаны раздельно. | К: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
Динамическая пауза Словесный: слово учителя Практический: выполнение физических упражнений | 2 мин | - А сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест. Повторяйте за мной. Повороты головы вправо и влево – 2 раза, вращения кистями – 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую, повороты вправо и влево – 2 раза, потрясти ногами. | Выполнять задание | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания Наглядны: показ презентации Работа с учебником | 5 мин | - Сейчас мы выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения. - Ребята, увидели ли вы предлоги? Назовите их. - Запишите в тетрадь с какими существительными они употреблены? - Какую роль выполняют предлоги в предложениях? Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось? -Как пишутся предлоги в предложении? - Все верно, ребята, вы молодцы. | Выполнять задание, отвечать на вопрос - Без вербы весны не бывает. По капле дождь, по росинке роса. Журавли кричат – к дождю. Лето у ворот – поглядывай в огород. - Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в». - Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород. - Роль связи слов в предложении. Вербы весны не бывает. Капле дождь, капле роса. Лето ворот – поглядывай огород. - В предложениях потерялась связь между словами. | К: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания | 7 мин | - А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно на свой листок списать предложения и вставить предлоги так, чтобы появилась связь между словами. Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги. Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку. | Выполнять задание, отвечать на вопросы Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком. Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Ребята, теперь я вам предлагаю поработать в группах. 1 группа вам нужно правильно составить скороговорку записать ее в тетрадь и подчеркнуть предлоги.(У с Саней в сетях с усами Семена сом) 2 группа вам нужно объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.(Выходить… (дом); идти…(лес); заботиться…(щенок)) 3 группе нужно в предложениях исправить ошибки. И подчеркнуть предлоги. (Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.) | Отвечать на вопросы - «Предлог как часть речи». - Узнать что такое предлог, как он пишется словами и научится различать предлоги в предложениях. Мы достигли цели с помощью разных упражнений и дополнительной информации. | П: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему новому вы научились на уроке? - Что вам удалось сделать лучше всего и за что вы можете себя похвалить? | Отвечать на вопросы - Мы узнали о предлогах, что она пишутся раздельно с другими словами, для чего они нужны в предложении. - Удалось выполнить все. | К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; донести свою позицию до других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»
laquo;Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»...
Презентация к уроку по русскому языку (ДУ) на тему:"Предлог. Роль предлога в речи",2 класс, УМК "Школа Росии"
Презентация к уроку по русскому языку (ДУ) на тему:"Предлог. Роль предлога в речи",2 класс, УМК "Школа Росии"...
Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...
Русский язык. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.
В данной презентации представлены занимательные задания для изучения предлога как части речи и его роли в предложении...
Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...
Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)
Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)...