технологическая карта урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фролова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока русского языка

Составила: учитель начальных классов МБОУ Гимназия  133 г.о. Самара

 Фролова Татьяна Викторовна

 УМК «Школа России», учебник «Русский язык», авторы  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 2.

Тема: «Что такое глагол?».

Цель:

·        познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Составила: учитель начальных классов МБОУ Гимназия  133 г.о. Самара

 Фролова Татьяна Викторовна

 УМК «Школа России», учебник «Русский язык», авторы  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 2.

Тема: «Что такое глагол?».

Цель:

  • познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению,
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
  • навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать ранее полученные знания об имени существительном для решения познавательных, практических и коммуникативных задач по определению понятия – глагол,
  • Формирование умения  опознавать в речевом потоке имена существительные и глаголы.

Оборудование урока:

 - рабочая тетрадь,

 - учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, 2 часть. – М,:  «Просвещение», 2012;

 - компьютер учителя;

 - персональные ноутбуки  для пары учащихся;

 - мультимедийный проектор;

- документ-камера;

 - интерактивная доска,

 - презентация.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

 

Цель: включение в учебную деятельность.

Скажем здравствуйте руками.

Скажем здравствуйте глазами.

Скажем здравствуйте мы ртом : "Здравствуйте!”

 Будет радостно кругом.

слайд 1

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Тихонечко сели.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на свои места.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные УУД:

учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

 

2

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Что же нового принесет нам сегодняшний урок? Совсем скоро об это мы узнаем.

А начнём урок со словарной работы.

слайд 2

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Гор_д, л_пата, г_реть, _прель, л_гушка, _тец.

 Кто быстро справится с заданием, постарается определить, что связывает эти слова и дополнить данную группу своими словами.

Проверим с помощью документ-камеры: на доске работа  одного ученика. Ученик устно комментирует свою  работу.

 

 

Что объединяет все эти слова?

 

 

 

 Разделите слова на 2 группы.

слайд  3  

А что такое  имя существительное?

Что нам известно об имени существительном?

слайд  4  

Давайте дадим характеристику каждому имени существительному по плану:

1. одушевлённое- неодушевлённое

2. собственное – нарицательное

3. стоит в единственном или во множественном числе

слайд  5  

 

 

 

 

Списывают слова с интерактивной доски, вставляя пропущенные буквы. Трое ребят (сильные ученики) работают отдельно на ноутбуках (программа «Начальная школа» раздел «Орфографический экзамен» №22 (найди ошибку)). Оценку выставляет компьютер.

 

 

 Высказывают свои мнения (пропущены только гласные, все слова словарные и т. д.)

Вспоминают всё, что знают об имени существительном.

 

 

Дают устную характеристику каждому существительному по плану.

  

 

 

Предметные УУД:

знание написания словарных слов, умение видеть ошибку в написании слов сбезударной гласной и исправлять её.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать оценку своей работы.

 

 Метапредметные УУД:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

Предметные УУД:

Знания об имени существительном.

 

 

 

 

Метапредметные УУД:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

3

Постановка проблемы.


Цель:  выявление места и причины затруднения, постановка цели и задач урока.

 

 

Как правильно назвать слова второй группы мы узнаем, если правильно составим слово, взяв первые буквы данных слов.

слайд  6  

Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

слайд  7

А что же такое глагол? На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. Давайте подумаем, какие задачи мы перед собой поставим.

слайд  8  

(вопросы продублированы на интерактивной доске)

 

 

 

 

 

 

 

Что такое глагол?

 

 

 

 

Узнать, что такое глагол, что глагол обозначает, на какие вопросы отвечает.

Личностные УУД:

умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: 

целеполагание

 Предметные УУД:

затруднение в определении названия новой части речи.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

4

Открытие нового знания.


Цель:

построение детьми способа действий для выделения глагола среди других частей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка  


Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью

 

На какой из трёх вопросов мы можем ответить, используя знания об имени существительном?

слайд  9  

А сейчас послушайте сказку, которая, я думаю, ещё немного приблизит вас к ответам на поставленные вопросы…

В стране Части речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот – бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Да просто пришли глаголы! Они не могут смотреть на бездействие. Глаголы всех заставляют что-то делать.

слайд  10  

Скажите, а что стала делать машина?

Давайте и мы с вами подвигаемся.

 (см. электронное приложение)

Ребята, а какие действия сейчас выполняли мы?

 Как все эти слова назвать одним словом?

Любые движения под музыку

На какой из вопросов, поставленных перед собой в начале урока мы ещё не ответили?

Есть у нас ещё один помощник, о котором сегодня мы ещё не вспоминали. Что это?

Выполним упражнение 119 на странице 69 (самостоятельно).

 Проверим (на интерактивной доске провести стрелочки от глагола к соответствующему вопросу)

слайд  11

Можем ли мы теперь ответить на все три вопроса?

слайд  12

Давайте сравним свои предположения с правилом на странице 68.

Приходят к выводу, что глагол – это тоже часть речи.

 

 

 Слушают, анализируют, приходят к выводу, что глагол обозначает действие предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ездить, перевозить, сигналить и т 

 

Называют действия (шагали, моргали, наклоняли и т. д.)

 

Глаголы.

На какие вопросы отвечают глаголы?

 

 

 

 

 

Учебник.

Самостоятельно выполняют упражнение.

 

По очереди выходят к доске, соединяют глагол с нужным вопросом.

 

 Озвучивают ответы на поставленные вопросы.

 Сравнивают, читая правило в учебнике.

Познавательные УУД:

умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать.

Личностные УУД:

умение удерживать учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

ценностное отношение к здоровому образу жизни.

 

Личностные УУД:

готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

 

 

 

 Метапредметные  УУД:  приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий  и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

 Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в учебнике и сравнивать её со своими выводами.

5

Первичное закрепление.

Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике.

 

Что же надо сделать, чтобы определить, является ли глаголом слово?

Попробуем найти глаголы в предложениях. С помощью документ- камеры на доску  проектируется задание из рабочей тетради  с. 48   упр.4.

Узнать, что слово обозначает (действие), на какой вопрос отвечает (что делать, что сделать и т. д.).

Коллективная работа (на интерактивной доске указать нужное слово и доказать, что это глагол).

Познавательные УУД:

владеть общим приемом решения предложенных задач.

 

Личностные УУД:  

умение выбирать действия по достижению цели.

Предметные  УУД:

умение применять знания на практике.

 

6

Включение нового знания в систему знаний.

 

 Цель:

сформировать навык выделения глаголов из других частей речи.

 

Теперь поработаем в парах: разделить слова на группы: существительные и глаголы (задание из диска к уроку)

Работают в парах на ноутбуках.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

7

Контроль и оценка.


Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

 

Все ли справились без ошибок? Какие слова вызвали затруднения?

Довольны ли вы своими результатами? (оценки 4 и 5 выставляем за урок)

Давайте обратимся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. (они на доске)

Можем теперь на них ответить?

Рассказывают о проделанной работе.

Личностные УУД:

положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:

умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать оценку своей работы.

8

Рефлексия


 Цель:

развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

Изобразите бутон розы.

Кому понравился урок – распустите свой бутон.                                                      

Кому не понравился, пусть бутон остается нераспущенным.

 

Благодарю всех за урок!

Дети из своих ладошек строят бутон.

Регулятивные УУД:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...